Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+15°
Boom metrics
Общество5 сентября 2016 22:00

Секс-скандал в элитной московской школе

В социальных сетях появляется все больше и больше откровенных признаний выпускников. Но в то же время возникает множество вопросов...
Фото: wikimedia.org/Ivtorov

Фото: wikimedia.org/Ivtorov

История с учителями-развратниками 57-й московской школы получила всероссийский резонанс. В социальных сетях появляется все больше и больше откровенных признаний выпускников.

Но в то же время возникает множество вопросов. Разбираемся, что происходит.

Сколько детей заявили о домогательствах?

На сегодняшний день около десяти выпускников рассказали в социальных сетях о том, что состояли в сексуальных отношениях с учителями либо становились объектами домогательств. Большинство среди них девочки. Но есть и мальчики. В качестве обидчиков называют фамилии 4 - 5 педагогов. Помимо историка Бориса Меерсона, есть и другие фигуранты - в том числе заместитель директора Борис Давидович. Он до сих пор работает в школе.

Почему нет уголовного дела?

Во-первых, никто из выпускников пока не обратился в полицию. Во-вторых, никто из нынешних учеников 57-й пока не сообщил о домогательствах. В основном сейчас обсуждают события более чем десятилетней давности. Самая свежая информация - от выпускницы Ревекки Гершович, которая написала о своих отношениях с Борисом Меерсоном двухлетней давности (девушка окончила школу год назад). Поэтому пока формально полиция не имеет основания для начала проверки. По факту здесь есть только слово учеников против слова преподавателей, причем сами ученики не хотят выставлять на свет все детали случившегося.

Правда ли, что преподаватели могут уйти от наказания?

Бытует версия, что развратники не понесут наказания, поскольку девушкам было уже больше 16 лет. Это не так. В Сети есть откровения учеников - как юношей, так и девушек, - которым в момент сексуальных отношений было от 13 до 16 лет. Поэтому на момент событий они не достигли возраста сексуального согласия. Но чтобы следователи смогли найти достаточно материала для возбуждения уголовного дела, пострадавшие должны обратиться в полицию. Без этого ни о каком наказании не может быть и речи - а значит, фигуранты скандала могут и дальше спокойно преподавать в школе.

Почему нет увольнений? Почему молчит Департамент образования?

Пока из школы уволился один фигурант громкого дела - Борис Меерсон. Но увольнение, по словам администрации школы, произошло раньше, чем грянул скандал, и связано не с компрометирующими обстоятельствами, а с болезнью его матери, которая сейчас живет в Израиле.

В самом департаменте ситуацию пока никак не комментируют - видимо, потому, что нет ни заявлений, ни следствия, ни даже внутренней школьной проверки. Из-за такой политики замалчивания школу в знак протеста уже покинули несколько выдающихся учителей, которые со скандалом никак не связаны.

«В связи с возникшей в школе кризисной ситуацией я принял решение о следующих незамедлительных шагах - обратиться в Департамент образования с просьбой в кратчайший срок объявить конкурс на должность директора. Обратиться в правоохранительные органы с требованием расследования и правовой оценки фактов нарушения прав и свидетельств преступлений в отношении детей. Создать школьную комиссию по этике с привлечением родителей и выпускников для расследования имевших место случаев нарушения прав детей и недопущения их впредь», - сообщает на сайте директор школы Сергей Менделевич.

Не придется ли закрыть школу?

Принять решение предстоит Департаменту образования после всех проверок. Но физического закрытия школы, судя по всему, ожидать не стоит. Во-первых, в школе много 11-классников и перевод в другую школу может сказаться на их баллах ЕГЭ и дальнейшем поступлении в вузы. Во-вторых, классы в соседних школах уже укомплектованы. Разбросать детей по другим гимназиям не получится - просто не хватит места и учителей: в состав 57-й входят три учебных заведения, две начальные школы и одна средняя. В-третьих, в школе достаточно преподавателей и учеников, которые не имеют к скандалу никакого отношения. Кроме того, это действительно сильная школа: ученики побеждают в самых разных конкурсах, в том числе и международных, и показывают очень хорошие результаты в ЕГЭ.

Нужно ли менять администрацию школы и педагогический состав? Однозначно, и как можно скорее. Но говорить о том, что «педофильскую» школу надо разогнать, нельзя.

Кадр из фильма «Моя перестройка», где одним из героев был Борис Меерсон. Фото: Кадр из фильма

Кадр из фильма «Моя перестройка», где одним из героев был Борис Меерсон. Фото: Кадр из фильма

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Кто такой Борис Меерсон

Главному фигуранту истории о развращении школьниц 50 лет.

Борис Меерсон родился в 1966 году, окончил истфак Московского государственного педагогического института имени Шолохова. Преподавать в 57-й школе он начал с 1990 года. Там же до сих пор работает и его супруга, Любовь Меерсон. У пары один ребенок - мальчик.

Ученики отзывались о Меерсоне как об умном, ироничном и обаятельном человеке. Одна из групп ВКонтакте, где школьники собирают цитаты учителей 57-й, чуть ли не на треть состоит из его «афоризмов». Вот один из них для примера: «Дети асфальта, хлеб не растет в булочной и не появляется от нажатия клавиши ENTER!»

Одними уроками общение не ограничивалось. Борис Меерсон активно занимался внеклассной работой, организовывал походы с учениками, а кое-кто даже выбирался к нему на дачу.

«Мои родители, довольно консервативные и строгие в вопросах воспитания юной девушки люди, не позволявшие мне вплоть до середины 10-го класса оставаться у подружек с ночевкой (вдруг что случится!), все же разрешили мне тогда поехать с одноклассниками на дачу к классному руководителю (ведь там же за нами присмотрит Борис Маркович!)», - пишет на свой странице Наталья Поляничева, одна из выпускниц 57-й школы. Как явствует из рассказа, поездка на дачу закончилась тем, что педагог принялся затаскивать Наташу в постель. А когда она отказала, учитель охмурил другую девушку.

В 2010 году вышел документальный фильм «Моя перестройка» для американской программы Point of View («Точка зрения»). В центре повествования - жизнь пяти российских семей в период с 1985 по 2008 год. Одной из таких семей были Меерсоны. «Папа и мама преподают историю в школе № 57, - наивно рассказывает в фильме их сын. - Папа рассказывает старшеклассникам сложные вещи. А у мамы синяки под глазами - от усталости...»

В последние годы Борис Меерсон работал также завучем по внеклассной работе. Недавно уехал в Израиль.

ВОПРОС ДНЯ

Какой урок нам всем дал секс-скандал в 57-й школе?

Владимир БУРМАТОВ, зампредседателя Комитета Госдумы по образованию:

- Основной урок - у нас в школах совершенно не работают родительские сообщества. Потому что история-то давняя, все вроде как про это знали, но молчали. Хотя номинально в каждой школе есть родительские комитеты - органы самоуправления, через которые должны проходить все основные школьные проблемы.

Виталий МИЛОНОВ, депутат Заксобрания Петербурга:

- Эта школа - псевдоэлита, сама себя назвавшая элитой. Как говорила Фаина Раневская, за красивым павлиньим хвостом скрывается обычная куриная... Думаю, вы поняли. Так что эта школа - яркий пример того, что пиар, напыщенность и самолюбование - не показатель здорового образования. Руководство этого учреждения - снобы, которые готовы непонятно ради чего скрывать педофилов с дипломами учителей.

Наталья ХОЛМОГОРОВА, директор правозащитного Центра «РОД», ученица гуманитарного класса 57-й школы в 1990-93 гг.:

- Три года, проведенные там, стали лучшим временем моей молодости. Трудно описать тот ужас, который испытываешь, когда самые светлые воспоминания твоей молодости с грохотом рушатся в грязь. Это история о том, как всего одна ошибка - если не смог вовремя ее признать и исправить - может опутать тебя паутиной лжи и подлостей, обрушить то, над чем ты трудился всю жизнь. О том, как опасны замкнутые кружки с ощущением своей избранности. Какую настороженность должно вызывать любое смешивание деловых отношений с личными - и не только сексуальными, но и дружескими. Спасибо тем учителям и выпускникам, что решились прервать заговор молчания, очень страшно "идти против своих", разрушать светлые чувства и иллюзии множества людей. Жаль лишь, что так поздно.

Матвей ЦЗЕН, адвокат:

- Как адвокат я вижу, что, скорее всего, уголовно-правовых последствий у него не будет, поскольку за давностью лет достоверно установить факт полового акта практически невозможно. К тому же, надо понимать, что законодательство касательно возраста согласия в России менялось и какое-то время назад это было 14 лет (сейчас 16). Ситуация изменится, если в правоохранительные органы обратятся женщины, имеющие от учителя-сластолюбца детей (даже такое упоминалось в социальных сетях) или девушки, которых он домогался недавно. Вообще эта история - это приговор концепции "супершколы", где собраны якобы настолько способные ученики и талантливые преподаватели, что школа стоит выше не только требований Министерства образования, морали, но и выше Уголовного Кодекса.

Елена ЖОСУЛ, завкафедрой журналистики Российского Православного университета:

- Эта ситуация дополнительно убедила меня в том, что уроки «Основ православной культуры» в наших школах в самом деле насущно необходимы.

Елена КУЗНЕЦОВА, мама двоих учеников 57-й школы (имя и фамилия изменены):

- Для меня стала большим шоком развернутая истерия, но я не понимаю, почему именно сейчас разгорелся скандал. Люди как с цепи сорвались! Такое количество непроверенных слухов! Наша школа одна из немногих воспитывала в детях интеллигентность и умение отстаивать свои интересы! Если хирург совершил сотни операций благополучно и одну - нет, его же не увольняют! Очень не хотелось бы, что школу развалили.

Мария ИВАНОВА, ученица 10-го класса школы № 57 (фамилия и имя изменены):

- Я познала в полной мере силу соцсетей - перед ними бессильны даже паладины-учителя.

Наталья ЗАЙЦЕВА, читательница «КП», мама дочери-подростка:

- Психологам нельзя спать с клиентами, врачам - с пациентами. И никому, вообще никому - нельзя спать с детьми!

ЕЩЕ МНЕНИЯ

Восемь отцовских «почему?» по поводу 57-й школы

Дмитрий СТЕШИН

Месяц назад ко мне переехал жить мой 12-летний сын. Все по строгим педагогическим и бюрократическим схемам – прописка по новому месту жительства, перевод из школы в школу, медицинская карта и полис, нотариально-заверенное согласие матери. Отдельная комната с учебным столом и лампой, инвентарь для занятия спортом, по комплекту одежды на сезон... И все равно, мы с тревогой ждем неизбежного визита ювенальщиков, даже наняли специального адвоката по детско-семейным делам. На всякий случай, потому что детей сейчас отбирают на раз – за игры в зоне приготовления пищи, за разбросанные игрушки, за отсутствие супа в холодильнике – все слыхали эти истории, тысячи их (подробности)

Историк школу пропил

Егор ХОЛМОГОРОВ

Когда в былые годы меня спрашивали с этаким придыханием: правда ли я учился «в той самой 57 школе», меня это страшно раздражало. К сорока годам у человека, чаще всего, достаточно жизненных достижений, чтобы школа, где он провел два предвыпускных года, не имела принципиального значения – чай не Итон. Но в этом моем отношении был один плюс – сегодня, когда спрашивают про «ту самую 57 школу» уже с обратным знаком, я не тушуюсь и не начинаю извиваться (подробности)