Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Общество21 сентября 2016 6:00

Удивительное рядом! В России возвели первый мост «только для животных»

Прорыв в строительстве стал возможен благодаря Государственной компании «Автодор», Дорожно-строительной компании «Автобан» и действенной поддержке со стороны Губернатора Калужской области
170-й км автодороги М-3 «Украина», экодук, Калужская область. Место размещения экодука определено в соответствии с рекомендациями специалистов по вопросам миграции животных в Калужской области. Трасса в этом районе проходит через густой лес, в котором обитают дикие животные, в том числе крупные. Экодук поможет сохранить традиционные тропы миграции животных.

170-й км автодороги М-3 «Украина», экодук, Калужская область. Место размещения экодука определено в соответствии с рекомендациями специалистов по вопросам миграции животных в Калужской области. Трасса в этом районе проходит через густой лес, в котором обитают дикие животные, в том числе крупные. Экодук поможет сохранить традиционные тропы миграции животных.

Мы часто умиляемся над историями про маму-уточку и ее утят, для которых полицейские иногда перекрывают скоростные трассы. Ну, чтоб пернатые могли перейти дорогу. А сейчас для братьев наших меньших начали возводить целые мосты! Дело в том, что под колесами автомобилей гибнет неисчислимое количество животных во всем мире. Что делать зверюшкам, когда человек вмешивается в их среду обитания?

Экологи пришли к выводу, что предупреждающих знаков на дороге не достаточно. Поэтому по всему миру строят сооружения для миграции пушистиков. А для того, чтобы животных они не пугали и казались частью окружающей территории, их покрывают растительностью.

К строительству экодука отнеслись серьезно

Первый в России так называемый экодук появился в Калужской области. Построили необычное сооружение на 170-м километре трассы М3 «Украина». От Москвы это по Киевскому шоссе. Внимания проекту было уделено много. Строительство осуществлялось по заказу Государственной компании «Автодор» при действенной поддержке со стороны Губернатора Калужской области Анатолия Артамонова, а также Министерства лесного хозяйства Калужской области и областных охотничьих обществ.

- Обитающие в тех краях лоси, лисы, кабаны, косули, ежи звука машин пугаться не будут, пересекая оживленную дорогу. Для этого, строители установили там шумоизоляцию, - рассказали КП в пресс-службе АО «ДСК «АВТОБАН» (генподрядчик объекта). – А чтоб среда обитания казалась им максимально привычной, мост засадили травой и деревьями.

Длина моста вместе с подходами – 165 метров, ширина – 50 метров. Возвели его не для удобства грибников или браконьеров, а для того, чтобы не нарушать привычные маршруты миграции диких животных, когда трасса делит лес надвое.

На пролетном строении предусмотрено устройство плодородного слоя из черно-земельных грунтов мощностью 0.8 метра, а на подходах к экодуку 1,0 метр с засевом многолетних трав. Высажено 1510 деревьев. В будущем здесь густой лес.

На пролетном строении предусмотрено устройство плодородного слоя из черно-земельных грунтов мощностью 0.8 метра, а на подходах к экодуку 1,0 метр с засевом многолетних трав. Высажено 1510 деревьев. В будущем здесь густой лес.

- Экодук является необходимым элементом при строительстве и реконструкции федеральных трасс, в особенности тех, которые проходят по лесным массивам, – считает генеральный директор Дорожно-строительной компании «Автобан» Алексей Андреев. – Опыт строительства экодука, примененный нами при реконструкции трассы М-3 «Украина», надеемся, послужит хорошим примером другим регионам по защите и сохранению окружающей природной среды и животного мира.

Возвели его не для удобства грибников или браконьеров, а для того, чтобы не нарушать привычные маршруты миграции диких животных, когда трасса делит лес надвое.

В Приморье для животных есть «зеленый» тоннель

- Подобное уже есть в национальном парке «Земля леопардов» в Приморском крае, - говорит нам руководитель программы по особо охраняемым природным территориям «Гринпис России» Михаил Крейндлин. - Но там переход для животных подземный. Тоннель. Его тоже заполнили почвой, засадили деревьями, а также установили видеокамеры, позволяющие фиксировать передвижения «пешеходов». Надземный проект такой – первый. Надеюсь, не последний. Радует, что этой проблеме начали уделять должное внимание.

Переходы под дорогой, по мнению экологов, подходят для мелких животных. Лягушек, например. Но как показывает практика, крупные звери и парнокопытные боятся туда заходить из-за шума и тесноты. Именно поэтому для лосей, волков, кабанов нужны мосты над дорогой.

Проект дорогой. Затратили на него 100 миллионов рублей (полтора миллиона долларов!). Однако если мыслить не сиюминутной выгодой, то понятно, что преимущества от сохранения живой природы перевешивают затраты на строительство и содержание экодуков.

Общая длина экодука вместе с подходами имеет длину 165 метров, ширина моста – 50 метров, уклон моста предназначенного для пропуска животных составляет 150 промиллей, заложение откосной части насыпи 1:1,5.

Общая длина экодука вместе с подходами имеет длину 165 метров, ширина моста – 50 метров, уклон моста предназначенного для пропуска животных составляет 150 промиллей, заложение откосной части насыпи 1:1,5.

Россияне – в восторге!

Новость о первом в России мосте для животных не оставила равнодушными россиян. В социальных сетях на этот счет идут бурные обсуждения.

- Вчера там проезжал, красиво очень. Рядом как раз ставят пункт приема оплаты за проезд для нас, для зверюшек пока все бесплатно, - шутит пользователь Михаил Гущин.

- Я видела длинный экодук в Люксембурге в 2010.Тогда меня восхитила такая забота о животных. И вот, наконец, у нас! Здорово! – пишет Людмила Ковальчук.

- Вот за ограждения отдельное спасибо. Ночью ездить куда комфортнее, когда животные не смогут появиться на трассе. Там рядом национальный парк «Угра». Лосей действительно, очень много. Кабанов. Часто они становятся причиной ДТП, - заметил Александр Андреев.

- Еще бы лосям объяснить, где переход. Как животные поймут, куда надо идти? - совершенно логично заметил блогер Юрий Мазурок.

Мы пообщались на этот счет с экологами. Ученые говорят, что животные из поколения в поколение ходят одними и теми же тропами.

- Экодуки, разумеется, надо располагать четко в местах пересечения звериных троп и шоссе, иначе животные просто не найдут их, - пояснила зоолог, врач-ветеринар Маргарита Иванова. - Специалисты просто вычисляют их след, а строители возводят на том участке перегон. Но угодить всем животным одновременно нельзя, чьи-то маршруты все-таки прерываются. Главным образом, их отпугивает сама стройка. В этом случае егеря раскладывают приманку на новом пути и многие братья наши меньшие идут туда снова.

По краю моста и подходов устроены шумозащитные экраны высотой 4 метра с дублирующей посадкой защитной полосы из кустарников и низкорастущих деревьев.

По краю моста и подходов устроены шумозащитные экраны высотой 4 метра с дублирующей посадкой защитной полосы из кустарников и низкорастущих деревьев.

В Нидерландах уже более 600 экодуков

Первый мост для животных построили во Франции в середине двадцатого века. Представьте, насколько тогда это было необычно. Еще бы, автодорога, разрезающая лесной массив, не нарушила миграционные пути животных. Цивилизация развивалась, а комфорт пушистиков нарушать никто не хотел.

На сегодняшний день таких мостов по миру тысячи. Лидером в этом вопросе остаются Нидерланды. В этой стране их более 600. Здесь же построен и самый длинный экодук длиной 0,8 км. Считается, что именно они способствовали сохранению популяций европейских барсуков, диких кабанов и благородных оленей.

Серьезно отнеслись к идее строительства мостов для животных и в Австралии. В 1997 году местные власти потратили на разработку и строительство подземных переходов для братьев наших меньших почти три миллиона долларов. Проект возвели вдоль Колдер-шоссе, которое тянется от Мельбурна через весь штат Виктория. Его официальное название - «Эстакада крик дикой природы».

А в Японии железнодорожная компания The West Japan Railway решила позаботиться о черепахах. Специально для этих пресмыкающихся на западе острова Хонсю были сооружены тоннели. Чтоб эти милые земноводные не гибли под колесами поездов, пытаясь переползти через пути.

С каждым годом братьям нашим меньшим все сложнее приходится в техногенных реалиях. Но в нашем мире всегда есть место для добра. Надеемся, экодуки начнут развивать в нашей стране и дальше.

КСТАТИ

Сейчас на трассе М3 «Украина» идет реконструкция, и участок 124-194 км станет скоростным (расчетная скорость движения - 120 км/час) и платным. 13 сентября было открыто движение с 124-го по 173-й км, реконструкцию его завершили на три месяца раньше запланированного срока. Проект реализуется в рамках долгосрочного инвестиционного соглашения, заключенного между Государственной компанией «Автодор» и АО «ДСК «Автобан».