Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Экономика27 сентября 2016 8:00

Плавучая атомная батарейка для Чукотки

В преддверии Дня атомщика, который отмечается 28 сентября, в российской атомной отрасли произошло несколько знаковых событий
Михаил ГОРШКОВ
Даже издали плавучий энергоблок выглядит гигантом.

Даже издали плавучий энергоблок выглядит гигантом.

Фото: Михаил ГОНЧАРОВ

Одно из них - начало швартовных испытаний первой в мире плавучей атомной теплоэлектростанции в Петербурге.

ВСЕ ИДЕТ ПО ПЛАНУ

«Росатом» приглашал журналистов на Балтийский завод ровно год назад. С того времени стоящая у причальной стенки станция «Академик Ломоносов» внешне почти не изменилась. Разве что в однотонной расцветке корпуса появились новые детали - желтые полосы и фирменный «шильдик» - символ атома.

А вот внутри изменилось многое. Если год назад взгляду представали голые переборки, свисающие с потолков кабели и провода, то теперь в помещениях судна прослеживаются явные признаки комфорта.

Стены административной зоны, конференц-зала, медблока, библиотеки и бытовых помещений забраны металлопластиковыми панелями. Как рассказал главный строитель проекта Александр Ковалев, «когда закончим все испытания, снимем пленки с панелей, помоем и передадим заказчику блестящее судно».

Спортзал готов к проведению баскетбольных матчей, бассейн наполнен до краев. Кстати, есть здесь и сауна. Можно быть уверенным - она будет любимым местом отдыха сотрудников станции. Ведь работать атомщикам предстоит в суровых условиях Арктики - чукотском Певеке.

Через два года «Академик Ломоносов» отбуксируют в самый северный порт России. Энергоблок отправится на окраину страны с тремя комплектами ядерного топлива, что позволит ему работать без капитальных ремонтов 12 лет. Минимальный общий срок эксплуатации плавучей АЭС - 40 лет.

С борта "Академика Ломоносова" открываются красивые виды Петербурга.

С борта "Академика Ломоносова" открываются красивые виды Петербурга.

Фото: Михаил ГОНЧАРОВ

Хранилище свежего топлива похоже на обычную кладовку со стеллажами у стен. Ничего удивительного: топливные сборки до загрузки в реактор и запуска цепной реакции не фонят и никакой опасности для здоровья не представляют.

Жилой блок «Академика Ломоносова» уже практически завершен: в октябре - ноябре закончится монтаж мебели. Члены экипажа будут жить в одноместных каютах. Конечно, их площадь не для танцев, но и спартанскими условия назвать нельзя. Главное, что все для комфортной жизни есть: кровать, шкаф, стол, стулья, душ, туалет.

Сейчас на станции завершается монтаж технологических систем главного пара, электромонтажные работы практически завершены. После того как в ходе швартовных испытаний будут протестированы все механизмы и системы судна, начнется этап подготовки к получению ядерного топлива.

- Мы завершим все необходимые работы в октябре и подготовим его к приемке топлива до конца этого года. В 2017-м состоится загрузка реакторов, физпуск, испытание оборудования, - говорит Александр Ковалев.

После швартовных испытаний на энергоблоке начнут готовиться к получению ядерного топлива.

После швартовных испытаний на энергоблоке начнут готовиться к получению ядерного топлива.

Фото: Михаил ГОНЧАРОВ

БРОСОК С БОЛЬШОЙ ЗЕМЛИ

На днях в порт Певек из Архангельска и Сабетты (Ямал) пришли теплоходы «Константа» и «Анисимов». Они доставили строительную технику, бурильные и сваебойные машины, оборудование, металлоконструкции, стройматериалы для начального этапа строительства береговой части станции. В этом году на Чукотку предстоит забросить еще одну партию груза - из Архангельска выходит судно «Цыганков». За то время, что осталось до конца навигации, надо доставить все необходимое для строительства грандиозного гидротехнического сооружения - 600-метрового мол-причала.

А 4 октября в Певеке состоится торжественная церемония забивки лидерной сваи. Для строителей это событие так же символично, как разбивка бутылки шампанского при спуске корабля на воду.

- Лидерная свая ознаменует начало строительство крупного объекта в Арктике. Это выдающаяся по сложности стройка. Океан с глубинами до 15 метров, ледовые нагрузки, многометровые торосы, которые наваливаются на берег. Чукотка славится ветром-южаком, скорость которого достигает 80 м/сек - он сносит 90-тонные краны. В таких условиях мы должны в 2018 году принять энергоблок и предоставить ему место для стоянки. Мы спокойны - эту задачу успешно решим. В 2019 году станция обеспечит энергозамещение Билибинской и в последующем Чаунской ТЭЦ Певека, - рассказал директор филиала концерна «Росэнергоатом» - «Дирекция по сооружению и эксплуатации плавучих атомных теплоэлектростанций» Сергей Завьялов.

Кстати, плавучая станция разработана с большим запасом прочности, который превышает все возможные угрозы и делает ядерные реакторы неуязвимыми для природных катаклизмов. Ну а ядерные работы на борту отвечают всем требованиям Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и не несут угрозы окружающей среде.

Реакторный отсек готов к установке атомного "котла"

Реакторный отсек готов к установке атомного "котла"

Фото: Михаил ГОНЧАРОВ

ПЕРВЫЙ СРЕДИ ЛУЧШИХ

Потребность в таких источниках энергии, как «Академик Ломоносов», в мире очень высокая. Но интерес и доверие возникают только тогда, когда первенец покажет устойчивые результаты. Тогда рынок и проснется. По словам Сергея Завьялова, представители ряда стран объявили: как только мы увидим результаты, сразу начнем сотрудничество по размещению заказа и использованию этих технологий у себя. Среди потенциальных заказчиков, которые уже проявили интерес к плавучей станции, - Индонезия, Малайзия, Таиланд, ОАЭ, Саудовская Аравия, Бахрейн, Катар и другие. Поэтому чем быстрее «Росатом» продемонстрирует наши новые технологии мировому сообществу, тем быстрее получит серийные заказы для коммерческого использования плавучих станций.

Так что «Академик Ломоносов» станет первой, но не единственной плавучей АЭС. Ее проект разрабатывался в конце прошлого века. А сегодня накоплен значительный объем информации, который позволит снизить себестоимость последующих проектов и увеличить энергетическую мощность с 70 до 100 мВт. Как рассказал Сергей Завьялов, в перспективе возможно уменьшить водоизмещение энергоблока в 2 раза без потерь его характеристик. А это значит, что сократятся как сроки строительства, так и его стоимость - на 40 - 50 процентов.

На плавучую станцию будут брать людей, имеющих опыт походов на атомных ледоколах.

На плавучую станцию будут брать людей, имеющих опыт походов на атомных ледоколах.

Фото: Михаил ГОНЧАРОВ

ХОРОШАЯ НОВОСТЬ

Индия с нетерпением ждет новые энергоблоки

В августе первый энергоблок АЭС Куданкулам был передан индийской стороне. Эта церемония состоялась на высшем политическом уровне - с участием Президента России Владимира Путина и премьер-министра Индии Норендры Моди.

Их присутствие свидетельствует о приоритетности проекта для наших стран. Церемония состоялась только после того, как блок был выведен на 100-процентный уровень мощности и поработал с такой нагрузкой несколько месяцев. Но «Росатом» доказал, что энергоблок не только соответствует проектным обещаниям, но даже превосходит их. КПД станции выше на 2,4%, мощность - на 2,5%, а коэффициент готовности - на 8%.

Это вселило оптимизм в индийских партнеров, и они обратились с просьбой как можно быстрее включить в сеть второй энергоблок. Энергопуск второго энергоблока АЭС уже состоялся в конце августа. Готовится площадка под 3-й и 4-й блоки. Можно быть уверенным, что не за горами подписание с Индией контрактов уже на 5-й и 6-й энергоблоки станции.

Всего «Росатом» планирует построить в Индии до 25 атомных энергоблоков.

На Балтийском заводе построены почти все корабли "Атомфлота".

На Балтийском заводе построены почти все корабли "Атомфлота".

Фото: Михаил ГОНЧАРОВ

СОБЫТИЕ

«Три с плюсом» работает отлично!

Важным событием для атомщиков стало недавнее включение в сеть инновационного энергоблока Нововоронежской АЭС.

Это атомный блок, который относится к поколению 3+ и выдает 1200 мВт. Реакторы этого поколения также создают США и Франция, но впервые запущен он в России госкорпорацией «Росатом».

Новый реактор имеет улучшенные технико-экономические показатели: повышенная на 20% мощность при тех же размерах оборудования, 60-летний срок службы, возможность менять выходную мощность в зависимости от потребительского спроса, полтора года непрерывной работы без перегрузки топлива. Самое главное, что системы этого энергоблока обеспечивают абсолютную безопасность при эксплуатации и полностью соответствуют постфукусимским требованиям МАГАТЭ.

По образу и подобию инновационного энергоблока № 6 «Росатом» будет оснащать атомные станции в странах-партнерах, что призвано укрепить его преимущества на рынке и даст гарантию долгосрочных заказов и соответственно долгосрочной работы.