Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Общество27 сентября 2016 10:40

Зачем России новый БАМ?

Разворот экономики России с Запада на Восток, освоение крупных месторождений Восточной-Сибири — все это требует создания новой транспортной инфраструктуры и обновления старой
Сергей ФРОЛОВ
Мост через Лену ежедневно пропускает с берега на берег десяток железнодорожных составов.

Мост через Лену ежедневно пропускает с берега на берег десяток железнодорожных составов.

Фото: Андрей МОСКОВ

Разгрузить «старичка»

У БАМа существуют так называемые ворота. Это место, где рельсы расходятся на два пути: направо пойдёшь – Транссиб, налево – БАМ. Развилка называется «нулевой километр», собственно отсюда и начинается Байкало-Амурская магистраль.

Зачем БАМу понадобился второй путь? Чтобы разгрузить «старичка» - Транссиб. Наши отношения с Азией завязываются всё крепче, а грузопоток до тихоокеанских портов, оптимальнее всего вести по БАМу. Например, тайшетский железнодорожный «узел» уже не справляется с растущей нагрузкой - станция буквально забита составами. «Воротам» БАМа такое непростительно, потому и расширяют здесь парки, строят новые грузовые дворы, развилки, обводные пути.

- После реконструкции пропускная способность станции в оба конца вырастет с нынешних 80-90 до 120 поездов, - объясняет замлавного инженера Восточно-Сибирской железной дороги в Тайшетском регионе Игорь Поздняк. - Сегодняшний максимальный грузопоток уже превышает тот, что был в советское время, и, согласно расчетам, будет только расти. Если сейчас по БАМу ходит 12 пар поездов, то к 2019 году, после реконструкции, магистраль примет на себя часть нагрузки Транссиба и грузопоток увеличится до 30 пар поездов. А допустимый вес поезда увеличится с 5800 до 6300 тонн, а это уже совсем другой разговор.

Место, где рельсы расходятся на два пути: направо пойдёшь – Транссиб, налево – БАМ, называется «нулевой километр», собственно отсюда и начинается Байкало-Амурская магистраль.

Место, где рельсы расходятся на два пути: направо пойдёшь – Транссиб, налево – БАМ, называется «нулевой километр», собственно отсюда и начинается Байкало-Амурская магистраль.

Фото: Андрей МОСКОВ

С рельсов на воду

Собственно свой стратегический функционал БАМ начинает отрабатывать уже в Усть-Куте. Здешний Осетровский речной порт на реке Лена – это основная перевалочная база, обеспечивающая «северным завозом» Якутию и север Иркутской области. Через порт проходит и основной грузопоток на «Силу Сибири» - строящийся магистральный газопровод для поставок газа из Якутии в Приморье и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В советские времена Осетровский речной порт был одним из самых крупных в стране. Да и сейчас, после модернизации технической базы и вывода из консервации нескольких железнодорожных путей, перерабатывающая способность порта вновь выросла до 1,5 млн тонн в год. Это много.

- Среднесуточная «перевалка» - восемьдесят вагонов в сутки, поэтому взаимодействие порта и «железки» максимально отлажено, - говорит управляющий директор порта Леонид Долгодуш. - Поскольку железная дорога это путь, по которому грузы приходят в порт, он изначально и задумывался, как неотъемлемая часть БАМа, где будут подъездные железнодорожные пути и где можно будет «переваливать» грузы из вагонов прямо на суда. Конечно, на БАМе ещё остаются узкие места, но реконструкция железной дороги решит проблемы пропускной способности, порт же уже и сейчас способен «переваливать» до 130 вагонов в сутки. Мы один из немногих речных портов, которые сейчас вкладываются в обновление инфраструктуры, понимая, что уже в ближайшей перспективе грузов станет больше.

.

.

Работа порта круглосуточная, круглогодичная, но основной объём работ выполняется за непродолжительное время навигации. В межнавигационный период порт занят «перевалкой» грузов, отправляемых на север по «зимникам» на автотранспорте. Так что железная дорога и порт работают в связке и зимой и летом. А так как работа порта ориентирована не только на «северный завоз», но и на обустройство газовых месторождений, то судя по всему объём погрузок здесь будут только расти.

Дубль через Лену

Железнодорожный мост через Лену не назовёшь чудом света, но это первый и до сих пор единственный железнодорожный мост на этой большой реке и один из первых на БАМе. Мост перекинулся с берега на берег в 1975 году. В буквальном смысле слова «перекинулся» - однопутную фермовую конструкцию длиной 418 метров «уложили» на пять железобетонных опор вдвое быстрее нормативных сроков – за 17,5 месяцев. Хотя, теперь мост уже не совсем однопутный - бочком к нему жмётся подрастающий «младший брат». Это тоже часть реконструкции магистрали

Второй мост – копия точная копия первого. Какой смысл выдумывать что-то новое, если прежняя конструкция служит верой и правдой уже четыре десятка лет! Сорок лет Ленский мост ежедневно пропускает с берега на берег, как минимум десяток железнодорожных составов.

При реконструкции магистрали мост через Лену расширят, чтобы поездам легче было расходиться.

При реконструкции магистрали мост через Лену расширят, чтобы поездам легче было расходиться.

Фото: Андрей МОСКОВ

Ремонтник искусственных сооружений Игорь Кипанов работает здесь с 1998 года.

- Сейчас по мосту за сутки проходит в среднем 12-14 пар поездов, - говорит мостовик. - Меньше никогда не было, только больше становится.

Вот и решили мост «расширить», чтобы поездам легче было расходиться. Тем более, что изначально это сооружение и планировали делать двухпутным.

- Я и этот первый мост строил, и второй мост сейчас делаю, - смеётся прораб Иван Герасимов. – Так что, мой БАМ продолжается. Понятно, что всё «горело» в руках - одна молодёжь, ведь, работала. Но и сейчас есть понимание, что дорогу нужно доделать – ведь вторые-то пути ещё в 1975 году заложили, просто не достроили сразу, а сейчас грузоперевозки по БАМу выросли, и потребовалась вторая ветка. Объём работы очень большой, но потихоньку-помаленьку дело близится к концу - в октябре этого года должны закончить, постараемся успеть. Думаю, что на этом мосту моя «бамовская» эпопея и закончится, на моём втором детище.

Но сам БАМ на этом не заканчивается.

Осетровский речной порт на реке Лена – это основная перевалочная база, обеспечивающая «северным завозом» Якутию и север Иркутской области.

Осетровский речной порт на реке Лена – это основная перевалочная база, обеспечивающая «северным завозом» Якутию и север Иркутской области.

Фото: Андрей МОСКОВ

Угольная «лихорадка»

Угольный разрез «Апсатский» находится в горах Каларского района. Основные клиенты угольщиков, кроме внутренних – это страны Тихоокеанского региона – Япония, Корея, Китай. Поэтому главной дорогой здешние угольщики считают Байкало-Амурскую магистраль – по ней в обеих направлениях разъезжается по миру добытый на разрезе уголь. А добывать его здесь будут ещё очень долго.

- По оценкам геологов, здесь больше двух миллиардов тонн угля, - говорит замгендиректора предприятия Олег Лиходумов. – У предприятия большое будущее: три миллиарда рублей в него уже вложены, планируется вливание ещё двадцати миллиардов. В планах строительство фабрики для обогащения угля, вахтового посёлка на пятьсот человек и склада для хранения большого количества взрывчатых материалов. И само собой, развитие коснётся железнодорожной станции Кемен – она станет основным местом загрузки нашего угля в вагоны. Сейчас мы возим уголь только на станцию Новая Чара.

Кстати, несложно догадаться, чем отапливаются, расположенные на здешнем участка БАМа посёлки железнодорожников – конечно, углём «Апсатского».

Осетровский речной порт это неотъемлемая часть БАМа, где есть подъездные железнодорожные пути и где можно «переваливать» грузы из вагонов прямо на суда.

Осетровский речной порт это неотъемлемая часть БАМа, где есть подъездные железнодорожные пути и где можно «переваливать» грузы из вагонов прямо на суда.

Фото: Андрей МОСКОВ

Живительный путь

Говоря о будущем БАМа, пожалуй, стоит упомянуть и Удоканское медное месторождение - крупнейшее в стране и одно из самых многообещающих в мире. Это тот же Каларский район, 30 км от Новой Чары. Добыча медной руды в промышленных масштабах здесь ещё не ведётся, но проектные испытательные работы уже проведены. Вердикт – меди быть! В 2019 году здесь планируется начать строительство объектов инфраструктуры горнодобывающего комплекса, а уже в 2021 году Удоканский горно-обогатительный комплекс начнёт промышленную добычу меди.

- На железную дорогу ляжет колоссальный объём грузоперевозок, - говорит руководитель Удоканского опытно-промышленного комплекса Галина Захарова. - У нас ведь самое главное - это доставка грузов. Даже по предварительным цифрам при работе Удоканского горно-обогатительного комплекса будет организовано двадцать тысяч рабочих мест, вложения в проект достигнут шестисот миллиардов рублей, при этом всё для производства, строительства и инфраструктуры придётся завозить по железной дороге. Да и для самого производства вся кислота будет поставляться вагонами.

Глава администрации Каларского района Павел Романов, рассказывает, что когда в район впервые приехали логисты «Байкальской горной компании» после получения ими лицензии на Удокан, они провели расчёты и заявили, что сюда ни привезти, ни вывезти ничего нельзя – весь БАМ встанет.

А сейчас Байкало-Амурская магистраль выходит на новый уровень, и мы этому очень рады! – говорит Павел Романов. - Второй путь оживит весь регион.