Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+4°
Boom metrics
Экономика4 октября 2016 22:00

Зачем государству миллионы чиновников и бюджетников

Сколько людей в стране кормится от казны и кого следовало бы сократить в кризис [инфографика]
Ирина ЛАВРОВА
Рис.: Катерина МАРТИНОВИЧ

Рис.: Катерина МАРТИНОВИЧ

Бюджетников в России больше, чем в любой европейской стране за исключением разве что Норвегии. Все они получают зарплату из казны, которая трещит по швам. Но вместо того чтобы сокращать расходы на госаппарат, наши власти их только растят. Из последних инициатив - в каждом регионе создадут специальную структуру, которая будет заниматься оценкой недвижимости. Естественно, офисы, оргтехника, зарплаты - весь комплект за казенный счет. Вынесет ли казна столько зависимых от нее в кризис?

АРМИЯ КАЗЕННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ

По данным Росстата, бюджетники составляют 16,4% населения трудоспособного возраста. Но тех, кто так или иначе кормится от казны, гораздо больше. Примерно вдвое - около 30%. Ведь в эту цифру входят не только чиновники, полицейские, врачи и учителя, но и так называемые квазибюджетники - сотрудники многочисленных госкомпаний (см. графику). А если добавить сюда другие категории населения (см. графику), то цифра получится внушительная. Другими словами, сейчас от казны напрямую зависят 100 млн. россиян.

Более того, не все работающие бюджетники одинаково хорошо живут. Внутри этой большой категории есть «классовое» расслоение: если сотрудники фонда «Сколково» получают по 468 тысяч рублей в месяц, то федеральные чиновники зарабатывают сравнительно «скромные» 100 тыс. рублей, а социальные бюджетники - около 30 тыс. Но дело даже не в суммах, а в количестве.

- Наша государственная машина постоянно формирует новые госкомпании, министерства, структуры, порождая постоянное появление новых рабочих мест в госсекторе. При этом старые правила и структуры часто остаются работать параллельно. Госмашина как бы слоями сама себя наращивает, - рассуждает Елена Данилова, член НП «Эксперты рынка труда».

А сейчас, в кризис, появилась еще одна косвенная причина для роста армии бюджетников: люди стараются уходить из коммерческих структур просто потому, что за спиной государства сытнее и спокойнее. Как часто пишут в вакансиях: «стабильный доход и уверенность в завтрашнем дне». Для и без того дефицитного бюджета - это гигантская нагрузка.

НЕТ СТИМУЛА РАБОТАТЬ ЭФФЕКТИВНО

Само по себе большое количество бюджетников не хорошо и не плохо. У нас страна большая, всех нужно учить-защищать-лечить, всеми нужно управлять. Проблема в том, что у нас неэффективная система управления, говорят эксперты «КП». И речь не только о госаппарате. Страдает этим и госбизнес: когда на одного специалиста, как в известной картинке-демотиваторе, приходится десять начальников разных уровней. Да и мотивация чиновников и сотрудников госкомпаний в большинстве случаев ниже, чем в коммерческих структурах.

- В итоге у чиновников нет стимула работать эффективно, - подытоживает директор Института актуальной экономики Никита Исаев.

Это подтверждают цифры Всемирного банка. По данным экспертов, эффективность госуправления в США составляет 90%, а в России - всего 51%. То есть КПД среднего американского чиновника почти вдвое выше.

УЧИТЕЛЕЙ МЕНЬШЕ, ПРОВЕРЯЮЩИХ БОЛЬШЕ

Госслужащие, по сути, не производят никаких товаров и услуг. И если их доля растет, значит, и у экономики нет шансов для быстрого роста. Бюрократия будет тянуть бизнес на дно.

Опасна и другая тенденция. Когда социальных бюджетников у нас все меньше, а чиновников все больше. Например, больниц, школ и детских садов (вместе с сотрудниками) часто не хватает, а вот сотрудников различных госслужб и ведомств явно с избытком. Они конкурируют друг с другом за бюджетные ресурсы, проводят тендеры на госзакупках, распределяя потоки казенных средств.

Но есть ли у их деятельности хоть какой-то эффект, похоже, не знает никто. У Счетной палаты руки доходят только до самых крупных распорядителей казенных средств. Чего только стоил скандал с Федеральным центром ценообразования в строительстве, который прикрывал миллиардные хищения на космодроме Восточный, а также на олимпийских объектах в Сочи. Или совсем свежий скандал с фондом «Сколково», где средняя зарплата сотрудников достигала почти полмиллиона рублей в месяц, а инноваций обнаружено не было. На более мелкие госструктуры у ведомства Татьяны Голиковой просто не хватает рук. Хотя там явно будет не меньше сюрпризов...

КАЧЕСТВО ВМЕСТО КОЛИЧЕСТВА

Учитывая состояние российской казны, сокращение бюджетников может быть одним из способов уменьшения дефицита. Если проредить госслужащих, экономия будет немаленькой. Наиболее простой путь - сократить дублирующие структуры. К примеру, вместо пяти человек, которые проверяют законность валютных сделок в нескольких ведомствах (налоговая, Росфиннадзор, Росфинмониторинг), передать их в одни руки. А часть задач можно вывести на аутсорсинг (то есть их могут выполнять частные компании).

- Подход здесь нужен чисто экономический, с учетом полезности той или иной службы для населения, - говорит Ольга Косец, президент общества защиты малого и среднего бизнеса «Деловые люди».

- В США или ЕС работа в бюджетной сфере, наоборот, является престижной и хорошо оплачиваемой. А благодаря тому, что число рабочих мест там невелико, жесткий конкурсный отбор позволяет удерживать высокое качество сотрудников, - считает гендиректор Русско-Европейского инвестконсорциума Павел Геннель.

Этот довод (про высокие оклады) чиновники еще несколько лет назад взяли на вооружение. Но подняли только зарплаты. Следить за эффективностью работы госслужащих так толком и не научились. Может, кризис заставит нас не только импортозамещением заниматься, но и ряды чиновников почистить?!

Кого казна кормит.

Кого казна кормит.

ВОПРОС - РЕБРОМ

Как сокращать себя любимых?

Загвоздка лишь в одном - в конфликте интересов.

- Команды сверху сократить 10 - 15% работников в бюджетной сфере - это популизм, - уверен Михаил Ширшов из Национального потребительского сообщества. - Нужно снизить привлекательность работы в чиновничьей сфере. Например, ввести персональную ответственность за выполненные (или не выполненные) задачи, чтобы потенциальные кандидаты воспринимали эту работу как сложную и ответственную, а не как хлебное место. Тогда их число сократится само по себе: никому не захочется отвечать головой за сбежавшего с деньгами подрядчика.