Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Общество14 октября 2016 22:00

Как начиналась Новелла Матвеева

Друг ушедшей 40 дней назад выдающейся поэтессы вспоминает удивительную историю ее жизни
Поэтесса Новелла Матвеева в 1982. Фото Владимир Савостьянов /Фотохроника ТАСС/.

Поэтесса Новелла Матвеева в 1982. Фото Владимир Савостьянов /Фотохроника ТАСС/.

...Начиная с далекого августа 1959 года, началась и затем продолжалась до последних дней жития Новеллы, наша добрая, теплая дружба с ней. Мы постоянно встречались, переписывались, перезванивались. Кстати, последний наш телефонный разговор состоялся… в августе текущего года.

У меня много книг, подаренных поэтессой и её супругом (в его бытность) Иваном Киуру, личных писем Новеллы, в которых они горячо благодарили меня за активное участие в решении её судьбы, особенно в первоначальный период выхода из «небытия» (как говаривала Новелла) и прихода её в большую литературу.

Вот об этом периоде её жизни и начала публичного творчества – с 1959-го и начала 60-х годов - и хочется рассказать.

...Первооткрывателем Новеллы Матвеевой стал калмыцкий поэт Давид Кугультинов. Именно он, обучаясь на литературных курсах в Москве, узнал летом 1959 года о том, что где-то в Московской области проживает девушка, которая пишет преинтересные стихи. Давиду удалось разыскать семью Матвеевых где-то близ станции Чкаловская, в детдоме, где работала мать Новеллы. Безысходная бедность, трое детей на плечах матери, преподавателя литературы (муж давно ушел из семьи). Всё это поразило Кугультинова. Не без труда ему удалось уговорить Новеллу дать ему пару тетрадок со стихами, чтобы попытаться в Москве издать их в открытой печати. О том, что стихи более чем талантливы, Давид убедился сразу же после прочтения одной тетради.

В Москве, однако, Кугультинова постигла полная неудача, никто не захотел публиковать стихи «незнакомки».

Учёба на курсах закончилась и Давид, расстроенный, вернулся домой в Элисту, в Калмыкию и сразу же зашел ко мне в обком комсомола, где я работал секретарем. Отношения с Давидом были у нас дружеские, мы часто помогали друг другу.

Ужасающая бедность жития Матвеевых бросалась в глаза. Из-за долгих лет болезни Новелла не смогла продолжить учебу в школе (оставшись с четырехклассным образованием). Однако мать ее, женщина высокообразованная, превосходно знавшая литературу, историю, искусство не только отечественные, но и европейские со времен Ренессанса и до наших дней, в домашних условиях дала дочери блестящие знания в науках.

Рассказав мне о поэтессе, о её бедственном положении, ругнувшись по адресу московских газетчиков и издателей, Давид объявил мне, что дальше он из Элисты уже не сможет практически помогать Новелле «выйти в люди».

А посему он решил просить меня взять на себя все тяготы и проблемы борьбы за судьбу Матвеевой. Свое решение он обосновал тем, что обком комсомола и его лидер (то бишь, я) имеют тесную связь и поддержку мощного ЦК Комсомола, парторганов, могут использовать другие рычаги влияния.

При моём согласии, Давид четко определял наши роли. Он остается первооткрывателем Новеллы Матвеевой. Я же становлюсь, по мысли Давида, её «крестным отцом» по выведению поэтессы в большую литературу и оказанию всяческой помощи Новелле в лечении, через ЦК комсомола – в устройстве ей жилья-бытья в Москве, опять же через ЦК, и, конечно, главное – в скорейшей публикации её стихов в «Комсомольской правде».

Выдав на одном дыхании свой наказ мне и целый манифест дальнейшей борьбы, Давид торжественно передал мне драгоценные Матвеевские тетрадки и крепко пожал мне руку.

Я был ошарашен не только неожиданностью всего происходящего, но и тем особенно, что мне, по сути дела, вручается судьба человека. Но, без колебаний, я сразу же согласился с наказом и поручением Давида.

...Первая же страница ошеломила меня до глубины души. Ничего подобного я давно не читал.

…В октябре состоялся пленум ЦК комсомола. Я прибыл в Москву заранее и сразу же направился к секретарю ЦК по идеологии Лену Карпинскому. Эмоционально и даже наступательно изложил ему всю сущность Матвеевских проблем и настоятельно попросил Лена Вячеславовича глубоко вникнуть во все проблемы молодой поэтессы и оказать ей самую широкую поддержку и помощь.

Из-за большой занятости с подготовкой пленума, Лен, как мне показалось, достаточно прохладно отнесся к моему «плачу Ярославны». Однако, прочитав лишь одну тетрадку Новеллы, он весь преобразился. Юношеским голосом, с каким-то неожиданным задором он стал выражать восхищение и радость по случаю открытия великолепного таланта.

– Ты знаешь, что ты нашел!? – буквально вскрикнул идеолог комсомола, обращаясь ко мне.

...Вскоре он собрал у себя газетчиков, комсомольских издателей и, ознакомив их с проблемами Новеллы, дал установку, открыть ей широкую дорогу в литературу.

Особенно хочется отметить доброе и теплое отношение к проблемам со стороны редактора «Комсомолки» Юрия Воронова, который уже 1 ноября 1959 года опубликовал в газете целую подборку стихов Новеллы Матвеевой.

На следующее утро Новелла проснулась знаменитостью и звездой нашей поэзии.

После выхода в свет своих стихов Новелла прислала мне письмо, полное горячих слов благодарности на помощь «в решении её судьбы».

...Хочется пожелать, чтобы соответствующие организации приняли решение об увековечении имени Н.Н. Матвеевой путем:

а) возведения памятника Новелле Матвеевой в Москве и на ее родине;

б) наименования улиц в столице и на родине поэтессы её именем;

в) учреждением литературной премии имени Н. Н. Матвеевой;

г) издания почтовой марки, посвященной поэтессе;

д) внести в учебник по литературе для школ достаточно полное ознакомление обучающихся с жизнью и творчеством Н.Н. Матвеевой;

е) организовать музей поэтессы.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

После публикации стихов в «Комсомолке» Новелла Матвеева проснулась звездой

40 дней назад не стало одной из самых ярких поэтесс 60-х. Вот несколько историй о ней.

Странное имя

Мало сочетающееся с простой фамилией имя дал ей отец - географ и исследователь Дальнего Востока Николай Матвеев-Бодрый (брата Новеллы он назвал Роальдом). Мать же писала стихи и была певицей. Считается, что она помогла и своей дочери стать поэтессой - поскольку постоянно либо декламировала Пушкина, либо пела романсы. (подробности)