Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+14°
Boom metrics
Звезды24 октября 2016 22:00

Ольга Ростропович о Галине Вишневской: В Большой театр мама пришла по объявлению

Сегодня исполняется 90 лет со дня рождения великой оперной певицы
На сцене Галина Вишневская была оперной дивой... Фото: Предоставлено Центром оперного пения Галины Вишневской

На сцене Галина Вишневская была оперной дивой... Фото: Предоставлено Центром оперного пения Галины Вишневской

Накануне этой даты мы поговорили со старшей дочерью певицы — Ольгой Ростропович, которая руководит Центром Оперного Пения Галины Вишневской.

- Как дела в Оперном Центре, который создала Галина Павловна? Все ли удалось, о чем мечтала ваша мама?

- Мама хорошо понимала, что не хватает начинающему вокалисту. Прекрасное образование, хороший репертуар — это еще не все. Нужен опыт и профессия, чему в консерватории обучить невозможно. Поэтому мама создала Центр Оперного Пения, то есть учебный Оперный театр. Система Вишневской оправдала себя — сегодня наши выпускники поют в лучших театрах России и за рубежом. Мама была бы счастлива.

«ГАСИЛА ЗАЖИГАТЕЛЬНЫЕ БОМБЫ, А ДУМАЛА ОБ ОПЕРНОЙ СЦЕНЕ»

- Прожив такую сложную жизнь, она по личному опыту знала, чего не хватает певцу в начале карьеры?

- Конечно, личный опыт всегда обогащает. Мама родилась с очень сильным характером. Ставила цель и всегда ее добивалась. Прибавьте к этому Богом данный талант и от рождения поставленный голос. Но такими жизненными силами обладает не каждый.

У мамы не было музыкального образования. Только 7 классов обычной советской школы. Началась война, блокада Ленинграда — было не до учебы. Она стала сиротой при живых родителях. Это же невозможно: девочка, выросшая в нищете, брошенная своими родители (они подкинули маленькую дочку бабушке и больше не появлялись), которая в начале войны потеряла единственного близкого ей человека — свою бабушку, умирала от голода, но думала не о хлебе, а о том, как вылезти из этого ужаса и стать певицей. Она с детства любила петь и видела себя только на оперной сцене. Ее подобрала женская бригада противовоздушной обороны. Мама гасила зажигательные бомбы, возила трупы на санях, чистила канализацию. Прожила в Ленинграде всю блокаду. Она говорила, что, какие бы ужасы о блокаде Ленинграда не показывали в кино, это никогда не сравнится с тем кошмаром, который люди переживали на самом деле. Когда война закончилась, маме было 18 лет, она вышла замуж, начала работать, выступала в концертах, Зарабатывала на жизнь. В то время она исполняла в основном репертуар Клавдии Шульженко, которую очень любила. В Большой театр мама пришла случайно - по объявлению. И к великому удивлению своего второго мужа — директора Ленинградского областного театра оперетты, прошла конкурс и ее приняли в главный театр страны.

Мамина биография — из разряда очевидное-невероятное. Она судьбу свою сделала сама. Даже тот факт, что, окончив 7 классов школы, она самостоятельно, без помощников написала книгу о своей жизни, ставшую мировым бестселлером, лично мне говорит о том, что мама была человеком весьма незаурядным. Она построила свою жизнь так, что добилась мирового признания. На равных общалась с представителями королевских семей, считала, что принцы, принцессы, короли и королевы - это всего лишь титулы. В остальном это такие же люди, как мы с вами. А представители королевских династий испытывали большое уважение и восхищение перед моими родителями и их талантом.

... а дома для дочери Оли (на фото) - просто мамой. Фото: Предоставлено Центром оперного пения Галины Вишневской

... а дома для дочери Оли (на фото) - просто мамой. Фото: Предоставлено Центром оперного пения Галины Вишневской

«ДВУХ ПОРТНИХ СЕЛИЛИ ДОМА, И ОНИ ОБНОВЛЯЛИ ЕЕ ГАРДЕРОБ»

- Оля, с какого возраста вы помните маму? Самые первые детские воспоминания?

- Когда я была совсем маленькой, мама на ночь пела мне колыбельную. Без этого я не могла уснуть. У нас с сестрой был строгий режим. Ужин в восемь часов вечера, а в девять — отбой, и ни минутой позже. Часто маме приходилось заниматься по вечерам с аккомпаниатором. Я просила ее, чтобы это было при открытых дверях - мы с сестрой засыпали всегда под ее голос.

Мама ездила на гастроли реже папы. Поэтому в детстве мы ее видели чаще. Дома она была просто мамой. Готовила обеды, ходила в халате. Правда, халат был обязательно шелковый, невероятно красивого изумрудного цвета, но все равно это был халат. У нее была замечательная помощница по хозяйству Римма, которая была у нас практически членом семьи. Когда родителей вынудили уехать из СССР, Римма через некоторое время переехала к ним в Париж, там и жила с ними долгое время.

В детстве мама шила мне платья. Был такой случай. Я заканчивала школу. Мама привезла мне из Парижа платье, которое я собиралась надеть на выпускной вечер. Накануне я вышла в репетиционном режиме показаться родителям. Это была роковая ошибка. Папа, которого почти все воспринимают как очень легкого и веселого человека, таким и был на самом деле. Но только не в отношении своих дочерей. Он очень строго следил за нами, особенно за нашим моральным обликом. Тут же выяснилось, что платье на несколько сантиметров выше колена, что недопустимо, с его точи зрения. Поэтому в нем я никуда не пойду. Я — в слезы, завтра — выпускной, другого платья нет. Папа не умолим. Выручила мама. Молча достала из шкафа свою черную шаль, распустила ее и ночью крючком довязала на платье невероятной красоты кружево в пять сантиметров. На следующий день я чувствовала себя королевой. Это платье я храню до сих пор.

- Галина Вишневская производила впечатление совершенно не бытовой женщины...

- Театр, сцена была смыслом ее жизни. Она за собой очень следила. При этом умудрялась обходиться самыми простыми средствами. Не подпускала к своему лицу косметологов. Массаж считала вредным, поскольку он растягивает кожу. Концертные прически делала сама.. На мамином туалетном столике всегда была пудра МАХ FACTOR , самая простая тушь для ресниц, в которую полагалось плюнуть и потом растереть тушь щеточкой, и губная помада. Я все это очень хорошо помню, потому что в детстве любила наблюдать, как мама одевается и готовится к выходу.

Мама всегда очень хорошо одевалась. У нее были две портнихи — сестры из Таллина Марта Петровна и Эля Петровна, которые для нее шили. Мама привозила журналы и материалы из-за границы. В течение двух месяцев эти чудесные женщины жили у нас дома и полностью обновляли мамин гардероб. .

- Как Галина Павловна проводила свободное время?

- Вообще наша квартира была словно проходной двор. Друзьями семьи были не только музыканты, художники, писатели и артисты. Родители дружили с Иосифом Абрамовичем Кассирским. Он был профессором-гематологом, академиком и при этом очень любил музыку. Играл на фортепиано, на флейте. Часто приходила в гости семья шахматиста Владимира Алаторцева. А свободного времени как такового у мамы и не было – она учила новые концертные программы, репетировала в театре, пела спектакли и концерты – из этого состояла жизнь.

- Чем занимаются внуки Галины Вишневской и Мстислава Ростроповича? Помнится, ваш младший сын Слава в детстве неплохо пел. Старший Олег был талантливым рэпером...

- Все это уже в прошлом. Олег увлекся кулинарным делом. Он хочет открыть свой ресторан. Поэтому изучает профессию ресторатора досконально, у него есть бизнес-план и четкая концепция. Младшему сыну Славе уже 21 год, он учится в университете в Париже . Мне бы хотелось, чтобы Слава стал психологом - у него есть к этому задатки и интерес. Дети моей сестры Лены тоже уже взрослые. Сергей живет в Берлине и занимается кинематографом. Ваня работает в банке в Швейцарии. Настенька - талантливая художница, живет в Милане. Младший сын Александр оказался самым музыкальным из всех наших детей. Он пишет песни. Сам же их исполняет. Кстати, он был единственным ребенком в нашей семье, кого не заставляли заниматься музыкой. Сандро сам научился играть на фортепиано. Большой молодец.

Памятник Галине Вишневской установят рядом с Центром оперного пения на Остоженке, 25. Фото: Предоставлено Центром оперного пения Галины Вишневской

Памятник Галине Вишневской установят рядом с Центром оперного пения на Остоженке, 25. Фото: Предоставлено Центром оперного пения Галины Вишневской

В БРОНЗЕ

- В конкурс на памятник Вишневской участвовали 25 скульпторов, - рассказала нам Ольга Ростропович. - Их проекты отсматривали по номерам, не зная, кто автор. Когда я узнала, что победил проект Александра Рукавишникова, я была приятно удивлена. Сашины и мои родители были друзьями. Это были близкие и дорогие нам люди. В свое время Саша предложил свою идею по созданию памятника моему папе, которая понравилась маме. Так появился памятник Ростроповичу у Дома композиторов в Брюсовом переулке рядом с родительским домом. Помню, как мама тогда в шутку Саше сказала: «Когда будешь делать памятник мне, чтобы было без фантазий и фокусов - узнаваемо». Саша ее хорошо знал. И это чувствуется в скульптуре: фигура мамы в полный рост из черной бронзы, облаченная в концертное платье с длинным шлейфом - из белого мрамора. И зеленый бронзовый постамент. . Одновременно величие и смиренность. Не просто памятник, а произведение искусства. И поза, поворот головы, положение рук — все узнаваемо. Я увидела маму в этой скульптуре. У нее и платье, кстати, было похожее. Узкая, высокая, как свеча, черно-белая фигура отражает ее характер. Мама не любила полутонов, только черное или только белое. Отец был другим, он всегда мог объяснить Мотивацию человеческих поступков, даже самых низких. Мама — нет, она выносила строгий приговор: это непорядочно, отвратительно. А что подтолкнуло человека к такому поступку, даже не хотела разбираться.