Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
В мире27 октября 2016 10:58

Архитектор политики Рейгана: «Хиллари - обманутая женщина, этим и опасна»

Легендарная американская писательница и историк Сьюзан Мэсси вспоминает, как она пробуждала добрые чувства в президенте США, называет Россию великой страной-матерью и объясняет, почему Хиллари Клинтон такая злая, в эксклюзивном интервью "КП"
Американская писательница и историк Сьюзан Мэсси

Американская писательница и историк Сьюзан Мэсси

Фото: Личная страничка героя публикации в соцсети

Представьте себе, что вы сидите в конференц-зале и перед вами выступает лидер крупнейшей парламентской партии. У вашей соседки слева звонит телефон и она выходит. Вскоре мероприятие заканчивается, вы тоже выходите и вам сообщают, что коллегу, вместе с которой вы всего пару часов назад беспрепятственно прошли паспортный контроль, депортируют из страны как нежелательную иностранку.

Сей эпизод произошел несколько дней назад в Латвии, в Юрмале, во время презентации только что вышедшей книги «Черновики будущего. Латвия 1956 – 1991». Ее авторы - Янис Урбанович, лидер социал-демократической партии «Согласие» (к ней принадлежит и мэр Риги Нил Ушаков), журналист Юрис Пайдерс и россиянин Игорь Юргенс. На фоне «культа страданий от советской оккупации», практикуемого в этой балтийской стране, получилась объективная и честная книга и даже с нотками ностальгии.

Журналистка же, угрожающая, как выяснилось, национальной безопасности Латвии – работает в МИА «Россия сегодня». И это никакая не страстная трибунша, сочинившая бесчисленные манифесты на тему «Крым наш!», а многолетний организатор общения журналистов на постсоветском пространстве. Ее знают и любят сотни коллег и каждый из них, узнав о ее высылке, наверняка подумал о неадекватности латвийских властей.

Как бы то ни было, но этот не только возмутительный, но и нелепый эпизод окрасил восприятие состоявшегося на следующий день ежегодного Балтийского форума, мероприятия с 18-летней историей. Здесь собираются действующие и отставные политики, дипломаты, бизнесмены, ученые и журналисты из разных стран Европы и США, чтобы обсудить положение дел в этом уголке нашего континента и поискать пути укрепления доверия и сотрудничества.

Конструктивным по местным понятиям (в том смысле, что хорошие слова прозвучали в начале и в конце, а плохие в середине) было выступление госсекретаря МИД Латвии Андрея Пилдеговича. Искренне звучали сетования руководителей Латвийской железной дороги и Рижского порта о сокращении объемов российского транзита через Латвию, равно как и призывы не забывать о выгодном географическом положении страны, невзирая ни на какие санкции. Но в глазах все время стоял образ коллеги, хрупкой женщины, лихорадочно собирающей только что разобранный чемодан, препровождаемой по существу под конвоем сначала в участок в Юрмале, а потом до трапа самолета, где ей и вернули паспорт.

Что касается вашего покорного слуги, то первым моим побуждением было собрать вещи и вслед за репрессированной коллегой покинуть Балтийский форум, в котором я принимаю участие не первый раз. Но местные убедили не делать такого подарка властям, для которых, мол, чем меньше русских журналистов находится на их территории, тем лучше. Муки совести утихли окончательно, когда я познакомился с легендарной Сьюзан Мэсси и взял у нее интервью.

Г-жа Мэсси, исследовательница российской истории и культуры, влюбленная в нашу страну, советница, которая способствовала перерождению президента Рональда Рейгана (правил с 1981 по 1989 гг.) из «ястреба» в «голубя» путем воздействия на его лучшие человеческие качества. Ее вышедшая в 1982 году и с тех пор переиздававшаяся более 30 раз книга «Земля Жар-птицы. Краса былой России» стала первым шагом на этом пути; именно Сьюзан учила Рейгана русским пословицам и поговоркам, которыми он так любил щеголять в общении с Михаилом Горбачевым. Ее называют «женщиной со швейцарским умом и русской душой». Несколько лет назад она перешла в православие.

У Сьюзан Мэсси глубокий низкий голос и очень колоритная речь. Она не только предается воспоминаниям о прошлом, но и рассуждает о настоящем, которое ей очень не нравится.

Рейган мечтал о ядерном разоружении

Я была необычным существом в администрации Рейгана, это была чисто мужская администрация и я понимала, что как женщине, мне нужно вести себя тихо. Я так и говорила прессе, что занимаюсь только культурой, что президент прислушивается к очень многим людям. Поэтому никто не знал, как часто мы встречаемся.

А мы общались очень часто. Я бывала у него накануне каждой его встречи с Горбачевым и я счастлива сейчас признаться, что помогла ему сформулировать, облечь в слова те вещи, которые он инстинктивно хотел сделать сам. Я не вкладывала ему идеи, я всего лишь помогала укрепиться в собственных устремлениях на фоне того, что его окружали сторонники жесткой линии. Его советники даже не хотели, чтобы он вообще встречался с Горбачевым. Им казалось, что он не потянет. Но он еще как потянул.

Рейган был миротворцем, он мечтал избавиться от атомного оружия. Я слышала от кого-то из «ястребов» в администрации, что он спрашивал: Почему мы не можем просто взять и запретить ядерное оружие. Они отвечали: Ни в коему случае, у Советского Союза больше обычных вооружений. То, что ему не удалось сделать этого, было большим разочарованием всей его жизни. Но он старался от души.

Россия – это женщина

Меня очень тревожит нынешняя ситуация. Она очень тревожит меня, потому что я искренне убеждена, что Россия и США должны быть вместе. И мне говорят об этом многие-многие американцы. Вы, как русский, и сами это знаете, что мы должны вместе сражаться с ИГИЛ. Американская публика не настроена антироссийски, совершенно, за исключением совсем небольшого количества людей. Я встречаюсь со многими людьми, читая лекции по всей нашей стране, и они очень интересуются всем российским.

Может показаться странным, но я всегда говорила, что у стран есть пол. Россия-матушка, Родина-мать. Татьяна из «Евгения Онегина», Наташа Ростова - русские женщины очень сильные. Они прекрасны.

На совещании, когда президент Рейган впервые собирался в Россию, были только мужчины, очень важные люди, которых рассадили в алфавитном порядке. У всех у них были длинные бумаги и когда очередь дошла до моей буквы М, он уже засыпал. Я сказала: Г-н президент, я хотела бы поговорить совсем о другом – о женщинах. 51% работающих в России – это женщины. И перестройка провалится, если ее не подержат женщины. Да, там есть генералы, но как вы думаете, кто их лечит? И если бы я была политиком, я сказала бы что-нибудь о женщинах и для женщин. Он рассмеялся и сказал, что и сам об этом догадывался, и что если бы все зависело от них, мы бы никогда не оказались в таком состоянии.

И он упомянул о русских женщинах три раза. И потом я слышала от своих советских знакомых: Вы слышали, он сказал о нас… Рейган был умен и нашел правильные слова.

И вы знаете, что еще? Он был не только умным, но и вежливым человеком. И он был очень религиозен. Я единственный человек, кто сказал ему, что русские – это не безбожные коммунисты, что они очень религиозны несмотря на все преследования. Они остались верующими. Это, возможно, самая главная мысль, которую я до него донесла. Больше ему об этом не от кого было услышать. Макфарлейн (советник по национальной безопасности – ред.) позже сказал мне, что это действительно изменило его взгляды. Он знал, что русские очень умны, изобретательны, и если у них нет морали, то они особенно опасны в атомном мире. И когда он узнал, что это не так, это сильно повлияло на него.

Россия движется в противоположном направлении от Запада – и правильно делает

Как историк я вижу, что в России сегодня происходит грандиозный тектонический сдвиг. И это большой контраст с западным миром, который становится все более и более неверующим. А Россия пытается воссоздать свое общество в соответствии с христианскими ценностями. Но никто у нас на это не обращает внимания, никто не изучает этого. А стоило бы.

Я помню, как один ваш поэт говорил мне, что купола наших храмов напоминают шлемы воинов, потому что мы последний бастион Запада на Востоке. В русских людях очень много светлого, особенно в простых русских людях. Смирение русских людей достойно восхищения, они истинные христиане. Я знаю это, но Запад этого не знает.

Солженицын однажды написал мне в письме потрясающую вещь: Как можно объяснить страдание людям, которые не страдали?

Я все время думаю об этом, когда говорю с американцами. Как объяснить людям, которые не знают? Это знание, которое есть у вас, и которому вы можете научить нас. Вы многому можете научить нас. Вот почему я не опускаю рук.

Американская пресса – это ужасно

Это ужасно. Ужасно. И американцы понимают это, я вам говорю. Одна из причин в том, что газет остается все меньше, и все они контролируются. Даже телевидение. Один голос. За исключением нашего общественного телевидения и общественного радио. Меня это ужасает.

Я всегда задаю вопрос: зачем? Кому это нужно? Я не знаю наверняка, но могу догадываться. Это не голос американского народа, его лучших людей! Это агитпроп. И ни что иное. И все эти беспрерывные атаки на Путина, беспрерывные. Это ужасно. Во-первых, это просто невоспитанно. Невоспитанно. Это не тактично, и это незаслуженно. Русофобия, стереотипы. Россия делает то, Россия делает это. Сплошные стереотипы. Ненавижу. В стереотипах всегда есть крупица правды, но если их время повторять, это уже становится тревожно.

Россия – как женщина. Непредсказуемая, с капризами – это то, что нам нравится в женщинах. Но вместе с тем и великая способность к сочувствию. О чем еще мы всегда говорим, думая о женщинах? О стремлении к стабильности, к безопасности. То есть к тому, чего у России никогда не было.

Каждой женщине нравится слышать о себе, что она не полная дура, и что в ней что-то есть. Что иногда она бывает права. Это же простейший здравый смысл. Это вам не высшая математика. Просто к странам надо относиться как к людям. Вот о чем я говорю американцам постоянно.

Хиллари и Трамп – оба хуже

Можно я буду честной? Меня пугают оба. Один из моих русских друзей, замечательный скрипач, сказал мне: Хиллари опасна, потому что она обманутая женщина… Внезапно это заставило меня забыть о политике. И я поняла – сколько раз ее муж, которого я хорошо знаю, ей … Вот почему она всегда такая злая. Она все стерпела ради амбиции. И меня очень тревожат все эти неоконсерваторы рядом с ней.

Трамп невозможен, просто невозможен. Такое ощущение, что он склонен к самоубийству. Он какой-то глупец. Вульгарный, расист. Америке это не нравится. Конечно, он проиграет.

Америка в замешательстве

Многие из моих знакомых просто не знают, что им делать. Я тоже не знаю. Один мой друг, художник, сказал мне, что хочет поставить у себя в саду плакат: Ни тот, ни другая.

Странная вещь: американцы обожают вешать наклейки на свои автомобили. В этом году наклеек нет. Нигде – ни у домов, ни на машинах. Недавно я читала лекцию в штате Джорджия. И там тоже – ничего ни дома, ни на авто. Я даже не знаю, как это объяснить, но это поразительно. В моем родном штате Мэн то же самое. Ничего. Очень тревожно для всех нас.

И я же не обманываю, когда говорю, что у американского народа нет никаких предубеждений против России. Даже при всем том, что на них выливается. Их запутали, но вы никогда не услышите от них плохого слова о русских.