Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Экономика14 ноября 2016 15:25

Слезаем с сырьевой иглы: «Лада» и трактор - замена нефти

Впервые за несколько лет в России вырос несырьевой экспорт
В России зафиксирован рост несырьевого экспорта.

В России зафиксирован рост несырьевого экспорта.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Мы стали поставлять за рубеж больше технологичных товаров, заявили в Российском экспортном центре. За год выручка от продажи за границу выросла на 1,6% - до $27,7 млрд. Основные доходы мы все равно получаем от продажи сырья (нефти, газа, металлов). На него приходится более 60%. Но тенденция стала меняться, отмечают эксперты.

В итоге власти решили помочь основным российским несырьевым экспортерам. Автопрому и авиастроению, а также с/х и ж/д машиностроению в ближайшие три года достанется 80 млрд. рублей. Самыми прожорливыми строками оказались «компенсация транспортных затрат» (33 млрд.) и «субсидирование ставки кредитов» (почти 24 млрд.).

Подкормка автопропа оказалась самой «калорийной» (34 млрд.). По мнению экспертов, у этой отрасли самый большой экспортный потенциал. Более 70% экспорта отечественных авто приходится на страны Евразийского союза и СНГ (в лидерах - Казахстан), и в последние годы российские автобренды все чаще создают сборочные предприятия за границей. Например, у КамАЗа есть площадки во Вьетнаме, Казахстане, Пакистане и Индии. Кроме того, собирают свои машины за кордоном «Группа ГАЗ», «АвтоВаз» и «УАЗ»…

- У нашей машинотехнической продукции серьезный потенциал, - объяснил «КП» Константин Евстюхин, управляющий директор РЭЦ по нефинансовой поддержке. – Думаю, в следующем году мы получим реальный рост экспорта в этой отрасли, так как мощности созданы, качество продукции обеспечено, да и меры поддержки государство готовит серьезные.

По словам эксперта, в обывательской психологии устойчиво сидит мысль о низком качестве отечественного автопрома. Но это уже не совсем так.

- Я и сам лет 5 - 7 назад говорил, что меня практически ничто не заставит сесть на «Жигули». Но жизнь меняется - по многим областям сделан очень хороший рывок в качестве, - поясняет Евстюхин. - Последние модели той же «Лады» получились вполне приличными. И рынок ее продаж реально растет. Или, скажем, сельхозтехника – я всегда жил измерениями, что у нас отсталые трактора. Но сейчас Ростсельмаш сделал хорошую, качественную линейку, которую одинаково успешно закупают и на внутреннем, и на внешнем рынках. Мы привыкли к тому, что наше - сыпучее и плохое, но это уже не так. За последние 3-4 года ситуация сильно улучшилась.

Более подробно о том, что еще мы поставляем за рубеж, помимо нефти и газа, читайте в одном из ближайших номеров «КП».