2016-12-13T16:59:17+03:00

Президентом США Трампа сделали социальные сети

К такому выводу пришли швейцарские журналисты, которые провели большое расследование об использовании современных технологий в выборных кампаниях
Поделиться:
Комментарии: comments15
Противоречивая натура Трампа и исходящая от него целая орава порой взаимоисключающих сообщений внезапно сыграла ему на рукуПротиворечивая натура Трампа и исходящая от него целая орава порой взаимоисключающих сообщений внезапно сыграла ему на рукуФото: REUTERS
Изменить размер текста:

Внезапная победа Дональда Трампа на выборах в США по-прежнему не даёт покоя западным публицистам. В начале декабря швейцарская газета Das Magazin опубликовала статью, вызвавшую бурные обсуждения по всему миру. По версии журналистов, Брексит (выход Британии из ЕС, решение о котором принято на референдуме в июне этого года), а потом и реванш эксцентричного магната по другую сторону океана стали возможны благодаря тотальной манипуляции общественным мнением в соцсетях в интересах евроскептиков и противников американской версии глобализации.

А якобы использовалась для этого новомодная технология работы с информацией под названием Big Data (что это такое - смотрите ниже). «Комсомолка» приводит отрывки из нашумевшей статьи, а в конце выясняет у эксперта, насколько все рассказанное может быть реальностью.

Сохраняется всё, что ты делал в Сети

Сегодня многим знакомы слова Big Data (в буквальном переводе с английского — «Большие данные»; подробнее см. «Комментарий эксперта» — Ред.). В этот термин, например, входит то, что мы делаем в интернете, оставляя «цифровой след»: покупка по кредитке, запрос в поисковике, прогулка со смартфоном в кармане, каждый поставленный в соцсети лайк — всё это сохраняется. Долгое время никто не мог понять, для чего могли бы пригодиться такие сведения — кроме тех случаев, когда в ленте Facebook всплывает реклама лекарств для гипертонии, поскольку вы недавно вбивали в поисковик запрос «как понизить давление». Не ясно и то, чем стала для нас Big Data — опасностью или достижением? Но с 2016 года ответ известен. Ведь и за предвыборной кампанией Трампа в интернете, и за кампанией в поддержку Брексита стоит одна и та же компания, исследующая большие данные: британская Cambridge Analytica и ее директор Александр Никс.

Все то, что мы делаем в интернете, оставляя «цифровой след»: покупка по кредитке, запрос в поисковике, прогулка со смартфоном в кармане, каждый поставленный в соцсети лайк — всё это сохраняется на серверах Фото: EAST NEWS

Все то, что мы делаем в интернете, оставляя «цифровой след»: покупка по кредитке, запрос в поисковике, прогулка со смартфоном в кармане, каждый поставленный в соцсети лайк — всё это сохраняется на серверахФото: EAST NEWS

Поставил лайк? Засветил характер!

В 2012 году молодой поляк Михал Козинский, изучавший психологию в Кембриджском университете, доказал, что анализа 68 лайков в Facebook достаточно, чтобы определить ваш цвет кожи (с точностью до 95%), половые пристрастия (до 88%) и приверженность Демократической или Республиканской партии США (до 85%). А ещё — уровень интеллекта, религиозные взгляды, вредные привычкам… Изучение находящихся в открытом доступе «цифровых следов» позволяло даже узнать, развелись ли родители до вашего совершеннолетия или после. Скоро модель смогла лучше оценивать личность человека после десяти изученных лайков, чем его коллеги по работе. После 70 лайков — лучше, чем друзья. После 150 лайков — лучше, чем родители. После 300 лайков — лучше, чем супруг. А в дальнейшем можно узнать о человеке больше, чем он сам. Алгоритм работы с большими данными оказался настолько удачным, что стало возможным предсказывать ответы «подопытного» на те или иные вопросы… В день публикации статьи о своей модели тридцатилетний учёный получил два звонка: жалобу и предложение работы. Оба звонка были из корпорации Facebook.

От психометрии к промывке мозгов

На Facebook можно делать и «подзамочные» посты, доступные лишь узкому кругу. Но сбору больших данных это не мешает. Если Козинский для своего анализа всегда брал согласие пользователей, то нынешние приложения, которыми вы пользуетесь в соцсети, ставят доступ к персональным сведениям в качестве обязательного условия.

И речь не только о лайках: команда Козинского могла оценивать людей по аватарам и фоткам в соцсетях. Более того, мы делимся личными данными даже вне интернета. Детектор движения в смартфоне фиксирует, как далеко мы ездим и насколько сильно размахиваем руками (что может свидетельствовать об эмоциональной нестабильности). Современный телефон — настоящий психологический опросник, который мы вольно или невольно заполняем. Причём система психометрии работает и в обратную сторону: можно не только создавать из больших данных ваш личностный портрет, вы и выискивать среди этих портретов нужный. Например, обеспокоенные отцы, или озлобленные одиночки, или не определившиеся с выбором сторонники демократов. По сути, Козинский создал поисковую систему по людям.

Михал Козинский, изучавший психологию в Кембриджском университете, доказал, что c помощью анализа лайков о вас можно узнать все

Михал Козинский, изучавший психологию в Кембриджском университете, доказал, что c помощью анализа лайков о вас можно узнать все

Молодой учёный всё яснее понимал и перспективы, и опасность подобных исследований. Вдруг кто-нибудь с помощью «больших данных» начнёт манипулировать массами? В 2014 году к Козинскому обратилась некая фирма, предложив проанализировать методом психометрии 10 млн американских пользователей Facebook. Почуяв неладное, Михал отказался от выгодного подряда — но прекрасно понимал, что его алгоритм вполне может воссоздать кто угодно… Как выяснилось позже, дочерним подразделением несостоявшегося заказчика была уже известная нам Cambridge Analitica, зловещая маленькая контора, в дальнейшем отвечавшая за кампании в поддержку Брексита и Трампа.

За Брекситом — победа Дональда!

Больше года все было спокойно, пока в ноябре 2015 года видный сторонник Брексита, лидер Партии независимости Соединённого Королевства Найджел Фарадж не объявил, что подключает к работе со своей интернет-кампанией фирму, специализирующуюся на анализе больших данных, а именно — Cambridge Analytica. Её компетенция — политический маркетинг нового типа, так называемый «микротаргетинг», основанный на методе психометрии.

Проходит ещё десять месяцев. На календаре 19 сентября 2016 года, разгар избирательной кампания в США. Торжественный приём в нью-йоркском отеле Grand Hyatt. «Приветствуем Александра Никса, директора Cambridge Analytica!» На сцену поднимается долговязый мужчина в темном костюме. В зале тишина. Многие уже знают, что перед ними новый digital-специалист Трампа. «Скоро вы будете называть меня Мистер Брексит», — многозначительно написал Трамп в твиттере несколькими неделями ранее. Действительно, политологи уже писали тогда о сходстве программ у Трампа и сторонников выхода Великобритании из ЕС. И лишь немногие знали о связи Трампа с малоизвестной Cambridge Analytica.

— Ранее предвыборные кампании велись по демографическим критериям, — начинает рассказывать Никс. — Глупейшая идея, если вдуматься: все женщины получают одинаковый посыл, потому что они одного пола, все афроамериканцы получают другой посыл, потому что у них такая раса.

Подобным доисторическим способом и вела кампанию команда Хиллари Клинтон: разделить избирателей на некие группы, подсказанные социологами. Теми самыми, которые до конца предрекали победу ей.

— Мы разработали модель, позволяющую просчитать личность каждого совершеннолетнего гражданина США, — продолжает Никс. — Она основана на трех китах. Это психометрический анализ, изучение полученных после него больших данных и таргетированная реклама, которая максимально подстраивается под характер отдельно взятого пользователя. У нас есть психограммы всех совершеннолетних американцев — 220 млн человек.

Бьём по целям

Противоречивая натура Трампа и исходящая от него целая орава порой взаимоисключающих сообщений внезапно сыграла ему на руку: до каждого избирателя доходил свой посыл. В день третьих дебатов между Дональдом и Хиллари команда магната отправила в соцсети свыше 175 тыс. различных вариантов посланий (в дебатах, кстати, победил Трамп). Они различались лишь в деталях — заголовках, подзаголовки, фоновых цветах — дабы максимально точно подстроиться под конкретных получателей информации. «Подобным способом мы можем дотянуться до нужных деревень, кварталов или домов, даже до конкретных людей», — поясняет журналистам Das Magazin сам Никс.

Так, в населённом гаитянскими мигрантами квартале в Майами была запущена информация об отказе Фонда Клинтон участвовать в ликвидации последствий землетрясения в Гаити — чтобы побудить жителей не голосовать за Хиллари. Это было еще одной целью: удержать её электорат (например, леваков, афроамериканцев и молодых девушек) от похода на избирательные участки. Использовались и так называемые «темные посты» Facebook: платные объявления в ленте новостей, которые демонстрировались лишь определенным социальным группам. Например, афроамериканцам показывали посты с видео, где Клинтон сравнивала темнокожих мужчин с хищными зверями.

B населённом гаитянскими мигрантами квартале в Майами была запущена информация об отказе Фонда Клинтон участвовать в ликвидации последствий землетрясения в Гаити Фото: REUTERS

B населённом гаитянскими мигрантами квартале в Майами была запущена информация об отказе Фонда Клинтон участвовать в ликвидации последствий землетрясения в ГаитиФото: REUTERS

В общей сложности избирательный штаб Трампа потратил на оплату услуг Cambridge Analityca почти $15 млн. Недавно сообщила о сотрудничестве с британской фирмой и лидер французского Национального фронта Марин Ле Пен. Похоже, Facebook превратился в совершенное оружие и лучшего помощника на выборах. По подсчётам учёных, вероятность того, что после просмотра персонализированной рекламы пользователи перейдут к действиям (купят определённую вещь или проголосуют за нужного политика) возрастает на 1400%. Кстати, в ФРГ движение «Альтернатива для Германии» (выступает против нелегальной миграции и антироссийских санкций — Ред.) имеет в соцсети больше подписчиков, чем правящие партии ХДС и СДПГ вместе взятые.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

«Победил открыто и честно»

Михаил Фрибен, специалист по кибертехнологиям, эксперт Уральского информационно-аналитического центра:

- Швейцарские журналисты с самого начала путаются в терминах. Big Data — это не совсем «большие данные», хотя с английского это переводится именно так, — а способ их анализа. Сами же «большие данные» могут быть весьма разными и далеко не ограничиваются лишь «нашими цифровыми следами в сети», о которых говорят авторы статьи. При этом любой компьютерный алгоритм анализа данных задаёт человек, кругозор которого всегда ограничен, и в любой сложной системе есть место случайности, которую нельзя предсказать. Поэтому я бы не стал так превозносить то, что описано в статье.

Если же вернуться к Трампу, то в материале швейцарских журналистов пытаются доказать, будто он победил благодаря глобальной манипуляции общественным мнением в киберпространстве. Но кто голосовал за магната? Промышленные и сельскохозяйственные регионы, люди старше 45 лет, которые сидят в интернете и соцсетях куда реже молодёжи. Как сказал политолог Олег Матвейчев в книге «Сумма политтехнологий»: «Мы не можем внушить человеку определённую мысль, но можем дать ему тему для размышлений. А как к этой теме относиться, человек уже выбирает сам».

Трамп или его европейская единомышленница Марин Ле Пен пользуются популярностью широких масс не благодаря технике Big Data, а потому, что говорят об актуальных для избирателя темах: нелегальных мигрантах, упадке реальной экономики, необходимости решать проблему ближневосточного терроризма только вместе с Россией… Что, конечно, не отменяет фактора политической пропаганды, в том числе в соцсетях, где Трамп был куда успешнее, чем его конкурентка Хиллари Клинтон, сделавшая ставку на традиционные СМИ.

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Чья бы корова мычала!

Эдвард ЧЕСНОКОВ

Что и говорить, картину швейцарские журналисты изобразили апокалиптическую: хитроумный кукловод Трамп на пару с демоническим британским профессором запудрили американцам мозги с помощью целевой рекламы в соцсетях… Даже странно, что к этому не приплели Кремль, ведь он, по мнению иностранных газет, меняет режимы в западных странах, как стоптанные тапочки.

А если серьёзно, то первыми манипулировать Сетью стали именно сторонники Обамы и Клинтон из числа IT-гигантов Силиконовый долины. Например, в мае этого года бывшие сотрудники компании Facebook рассказали порталу Gizmodo, что у корпорации есть целый штат цензоров, которые намеренно выводят в топ информационных лент материалы либеральных СМИ — и наоборот, скрывают от глаз пользователей статьи консервативного толка.

В русскоязычном секторе интернета сотни обитателей Фейсбука блокировались за безобидное слово «хохол» — при полной толерантности цензоров к призывам убивать русских, звучавшим в постах киевских пропагандистов. Не говоря уже о многочисленных «цветных революциях», которые координировались через соцсети и микроблоги под аплодисменты тех же западных журналистов. Так что, господа, чья бы корова мычала, а в игру под названием «агитируй через интернет» можно играть и вдвоём!

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Всемирную власть Big data я считаю сказкой

Ульяна СКОЙБЕДА

На ФБ даже контекстная реклама не попадает в меня ни разу

Честно говоря, рассказы о том, что «скоро все умрет, останется сплошное телевидение», то есть, пардон, ФБ, пугают меня, но не слишком, потому что я – человек, в которого даже контекстная реклама этой соцсети не попадает ни разу.

Мне предлагают учить иврит: с какого перепугу? Нет, я, конечно, знаю два слова: «ахшав» и «мамеле» («сейчас» и «мамочка», - ивр.), но честно говорю: не увлекаюсь и не собираюсь, с чего взяли?

Мне предлагают пятизвездные отели на Майами: я в последний раз была в Крыму, а уж совсем в последний раз – на даче.

Мерседесы хай-класса. Новостройки, когда я дырки на обоях картинами загораживаю.

Я в ауте с этого гребаного цирка, я апдейт страницы делаю - и слежу, что они еще придумают? О, платье выпало за 60 тыс. рублей. Аха! Бегу уже - волосы назад…

И это при том, что я подробнейшим образом пишу о своей жизни на сайте «КП» и в ФБ, что-то ищу в поисковых системах, не побоюсь этого слова, лайкаю посты, и, казалось бы, уж мой психологический портрет можно нарисовать вотпрямщас на коленке, и дать мне уже, наконец, моих серийных маньяков и винтажные украшения!

Ан нет. Либо это ваше «пытошное колесо» не настроено пока, либо вранье все это.

P. S. Все мои ошибки считайте за улыбки. Пишу про ФБ, значит, как в ФБ.

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также