Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Звезды13 декабря 2016 22:00

10 лучших фильмов уходящего года

По мнению кинообозревателя «КП» Стаса Тыркина [видео]
Телесериал Паоло Соррентино «Молодой Папа» стилистически мало чем отличается от его «большого кино».

Телесериал Паоло Соррентино «Молодой Папа» стилистически мало чем отличается от его «большого кино».

Фото: kinopoisk.ru

В эту десятку я включил ленты разных форматов, жанров и стран - европейские и голливудские, коммерческие и имевшие большой фестивальный успех, широкоизвестные и незаслуженно потерявшиеся в прокате, игровые, документальные и даже телевизионные. Их можно посмотреть (или пересмотреть) во время новогодних каникул.

«По соображениям совести» (США)

Режиссер - Мэл Гибсон

Военная драма, основанная на реальных событиях из жизни героя Второй мировой войны по имени Десмонд Досс. Если бы брутальный Гибсон не удостоверял свой фильм финальным документальным интервью с состарившимся Доссом, можно было бы подумать, что все им показанное - игра воображения свихнувшегося на религии экс-«безумного Макса», прославившегося не только своими ролями, но и необузданным темпераментом и склонностью к насилию. Досс - человек, во всем противоположный Гибсону. Он не просто отказался от насилия - «по соображениям совести». Он сделал это во время войны, на передних рубежах фронта! Десмонд отказался брать в руки оружие и во время мясорубки на японском острове Окинава и под беспрерывным огнем японцев умудрился спасти 75 солдат. Только за то, что Гибсон пропел славу этому потрясающему человеку, нужно отпустить ему все человеческие и кинематографические грехи.

«В лучах солнца» (Россия - Северная Корея)

Режиссер - Виталий Манский

Этот фильм оброс такой скандальной славой, что не особо верилось, что его увидят в России. Во время съемок к режиссеру были приставлены северокорейские товарищи, в чью работу входит подменять существующую реальность срежиссированной пропагандой. Оставив пропаганду ее профессиональным служителям, хитроумный Манский в своем фильме создал образ последнего бастиона «развитого социализма», почти свихнувшегося в культивируемой им паранойе. Пугающий образ самоизолировавшейся страны, в которой детей с молодых ногтей приучают к ненависти ко всему остальному миру. И трагический образ народа, который можно только бесконечно жалеть - как несчастную юную пионерку, разражающуюся в финале потоками искренних слез от невозможности уже в миллионный раз произнести фальшивую пургу про великих корейских лидеров.

«Ученик» (Россия)

Режиссер - Кирилл Серебренников

«Ученик», поставленный по мотивам спектакля «М)ученик», сталкивает лбами не только героев в исполнении Петра Скворцова и Виктории Исаковой как носителей двух противоположных идеологий. Он сталкивает кино и театр: манера Серебренникова, наработанная десятками успешных спектаклей, адаптируется в нем к современным способам съемки «живой камерой» (оператор Влад Опельянц), а неизбежная склонность автора видеть в любом материале притчу «о чем-то большем», - к интернет-злобе дня. По-немецки рациональная пьеса Мариуса фон Майенбурга, лежащая в основе спектакля и фильма, оборачивается российской пронзительностью. А эта чисто наша взрывная и трагическая эмоциональность парадоксальным образом оказывается понятной всему миру. Неудивительно, что «Ученик» был куплен для проката всеми ведущими странами - от Америки до Южной Кореи.

«Она» (Франция - Германия - Бельгия)

Режиссер - Пол Верховен

Этот фильм Верхувена искусно притворяется детективом - режиссер мастерски запутывает зрителя, подбрасывая новые уловки и догадки. Но новый фильм во многом непохожего на себя автора «Основного инстинкта» гораздо больше, чем упражнение в жанре. Это ядовитая критика современной европейской буржуазии, сатирический очерк нравов и вообще чуть ли не энциклопедия ее жизни, покрывающая самые разные ее сферы - от рабочих отношений до отношений детей и родителей. Их вкусы, их вера, их дружба, их культура, их среда обитания, даже их виртуальная реальность - все это препарировано точно, метко и энергично, без вульгарных упрощений и дешевой язвительности.

«Дуэлянт» (Россия)

Режиссер - Алексей Мизгирев

Автор знаковых фильмов российской «новой волны» «Кремень», «Бубен, барабан» и «Конвой» Мизгирев впервые замахнулся на жанровое, высокобюджетное (по нашим меркам) кино. Получился странный фильм-полукровка, вполне, но, возможно, не до конца удовлетворяющий запросам ценителей современных киноразвлечений и при этом остающийся на территории сурового авторского кино. По мне, смотреть такое дисгармоничное, нервное и неровное кино намного интереснее, чем равнодушно скользить взглядом по гладкой поверхности обычного попкорнового лего-фильма, составленного из готовых клише и штампов.

«Море в огне» (Италия)

Режиссер - Джанфранко Рози

Картина - лауреат Берлинского фестиваля - документальное наблюдение за повседневной жизнью острова Лампедуза, что между Ливией и Сицилией, на который каждый год прибывают десятки тысяч мигрантов из африканских стран, если им удается выжить в нечеловеческих условиях нелегальной транспортировки. Сила картины в том, что абсолютно реальные детали и ситуации она совершенно ненатужно, без пошлости и претензий на глобализм, переводит в точный метафорический ряд. Маленький остров, продолжающий жить своею жизнью, - это, конечно, Европа в миниатюре, «уходящая натура», и фильм без всякой сентиментальности предрекает и оплакивает этот нескорый уход.

«Неоновый демон» (Франция - Дания - США)

Режиссер - Николас Виндинг Рефн

Автор культовых «Дилера» и «Драйва» на сей раз снял восхитительную черную комедию о «закулисье модной индустрии», безжалостную сатиру о культе молодости и неизбежно связанной с ним смерти. Такое кино хотелось бы чаще видеть на экранах ХХI века. Не боящееся новых реалий и новых форм воздействия на подсознание современного зрителя, избегающее навязших в зубах стереотипов «культурности» и «духовности», не смущающееся того шока, которое оно может произвести.

«Тони Эрдман» (Германия)

Режиссер - Марен Аде

Немецкое кино редко выбивается на мировой уровень, как и незаслуженно редко попадает в Канны или в Венецию. «Тони Эрдман» не только попал в Канны. Картина молодой Марен Аде получила невиданно высокие оценки прессы и была продана по всему миру. По сюжету это комедия, в которой безрассудный отец, развеселый престарелый пранкстер, неотступно следует за своей взрослой дочерью, скучной корпоративной крысой, и даже отправляется вслед за ней в Бухарест. В результате такого преследования дочь начинает понимать, что ее странный отец, которого она стыдилась и избегала, возможно, все же заслуживает места в ее жизни. Да и сама она во многом, возможно, недалеко от него ушла. Во вполне себе конформистский, траченный молью жанр - драму об отношениях детей и родителей - умная Марен Аде вкладывают вполне себе нон-конформистские смыслы, отсюда и такой бурный успех.

«Молодой Папа» (Италия)

Режиссер - Паоло Соррентино

Телесериал Паоло Соррентино «Молодой Папа» стилистически мало чем отличается от его «большого кино». Это ничуть не менее густо, смешно, наворочено и «красиво», чем «Великая красота» или «Молодость». Первые же серии обещают обширное и долгое удовольствие от этого острого, провокационного, саркастического зрелища. Главный герой сериала - вновь избранный 47-летний Ленни Белардо (впоследствии Пий XIII) - предстает перед зрителями в исторический день своего вступления в должность. Первый американский Папа в истории (отличный Джуд Лоу) курит в папском дворце, игнорируя запрет Иоанна-Павла II, и пьет диетическую черри-колу. Он собирает сплетни о кардиналах, заставляя исповедующего их священника нарушать тайну исповеди. Как рок-звезда, он хочет отказаться от всякой публичности и даже, видимо, в качестве провокации, признается, что не верит в Бога. После этого эпоса Соррентино Ватикан уже не будет для нас прежним.

«Капитан Фантастик» (США)

Режиссер - Мэтт Росс

Этот фильм стал зрительским фаворитом на всех многочисленных фестивалях, на которых его показывали. Его главный герой, многодетный отец Вигго Мортенсен, учит своих детей тому, чему уже давно не учат, - быть отдельными людьми в этом бройлерном мире. Этот пафос легче одобрить, чем ему следовать, - наверное, в этом секрет бешеной популярности этого весьма необычного семейного роуд-муви.