2016-12-19T19:34:53+03:00

Почему «Давай поженимся!» вместо хоккея — это норма

Первый канал снял с эфира матчи сборной России, что вызвало негодование
Поделиться:
Комментарии: comments17
16 декабря из сетки исчезла трансляция хоккейного матча на Кубок Первого канала. Игру Россия — Чехия перенесли на «Матч ТВ». Ajnj: Сергей Савостьянов/ТАСС16 декабря из сетки исчезла трансляция хоккейного матча на Кубок Первого канала. Игру Россия — Чехия перенесли на «Матч ТВ». Ajnj: Сергей Савостьянов/ТАСС
Изменить размер текста:

Отношение к телевизору — удивительное в нашей стране. То его клеймят «зомбоящиком», промывающим мозги населению. При этом считается особенно модным подчеркнуть, что «телевизор я выкинул 10 лет назад, с тех пор не смотрю, чего я там не видел». То требуют уволить Дмитрия Киселева, Ираду Зейналову и Владимира Соловьева оптом — за открытую госпропаганду. То «Дом-2» закрыть. Так, значит, все-таки смотрят? Сериалы, дескать, тоже полная лажа — патока, калька да фальшак. Но вот что поразительно: рейтинги передач и скандальных ток-шоу растут и растут. «Дом-2» выходит в эфир более 10 лет.

А стоит убрать из сетки хоккейный матч...как началось.

Что случилось?

16 декабря из сетки исчезла трансляция хоккейного матча на Кубок Первого канала. Игру РоссияЧехия перенесли на «Матч ТВ». Как и другие встречи турнира. Матчи и Россия — Финляндия, Швеция — Чехия и Финляндия — Швеция.

Вместо хоккея в пятницу поставили программу «Давай поженимся!»; на выходных Первый показал один эфир шоу «Подмосковные вечера» и фильмы «Красотка» и «Ночь в музее».

Почему это произошло?

Любые экстренные изменения в сетке (если это не болезнь ведущего программы, выходящей в прямом эфире) продиктованы рейтингами. Или программу не смотрят — как это было с сериалами «Обратная сторона Луны — 2», «Воронины» и «Тайны следствия», скоропостижно пропавшими из эфира 12 декабря. Или речь идет о контрпрограммировании: например, канал видит успешный проект у конкурента и решает выложить козырь. Чтобы побороться за зрителя.

Вот, что было с хоккеем.

- Мы вынуждены отменить прямую трансляцию Кубка Первого канала по хоккею, - сообщила пресс-служба Первого канала. - К сожалению, существующий измеритель показывает утрату интереса аудитории к спортивным трансляциям. По данным TNS, доля вчерашнего матча составила 6,3%. Это значительно меньше, чем обычная доля Первого канала в это время (19:00 — 21:00). Первый канал не получает бюджетного финансирования, существует на средства от рекламы и не может себе позволить невыполнение коммерческих обязательств. С 2010 года мы показываем чемпионат мира по хоккею. Мы всегда считали необходимым, чтобы у всех российских зрителей, а не только подписчиков узкопрофильных спортивных каналов, был доступ к хоккею. Но данные измерителя не дают нам возможности продолжить эту традицию. В интересах телезрителей-болельщиков мы передаем каналу Матч ТВ бесплатно наши права на прямые трансляции.

Какая реакция последовала?

Очень странная. Во-первых, трансляции не исчезли. Они шли на соседней кнопке и тоже бесплатно. Во-вторых, мало кто разбирается в рейтингах* и долях** ТВ, однако почти все высказались. Мол, Первый канал на святое покусился — на русский хоккей, на «Красную машину»! И все ради наживы. Подумаешь, никто не смотрел. Зато 11 тысяч человек на трибуны пришло. Дошло до того, что гендиректора канала Константина Эрнста лично приговорили к эшафоту. Менеджера, год потратившего на организацию церемоний открытия и закрытия Олимпиады-2014 в Сочи.

- Видимо, передачи «Давай поженимся!» и «Поле чудес» более важные, чем хоккей, - предположил нападающий сборной России по хоккею Илья Ковальчук. - Но ничего страшного, главное, что мы выиграли.

На турнире сборная России заняла второе место из четырех. Что стало поводом для оптимизма.

- Из позитива по итогам турнира – у команды есть характер, - высказался форвард сборной Павел Дацюк. - И что болельщики нас любят – полный стадион собрался, это всегда радует. Тем более, я так понял, Первый канал что-то где-то показывал. Уже все поженились – теперь можно показывать, видимо.

- Здесь много тонкостей, - подчеркнул вице-премьер правительства Виталий Мутко. - Мы играем четверг-пятница, это не время хоккея с точки зрения Первого канала. Мы должны эти вещи делать профессионально. Если бы мы играли в субботу, рейтинг был бы другой.

В футболе порой допускаются ошибки, ставя матчи на определенное время. Здесь ничего не сделаешь. Надо завоевывать свое телевидение.

- То, что телевидение становится более фрагментированным, – это факт, - подытожил президент КХЛ Дмитрий Чернышенко. - И то, что коллеги приняли такое решение, посоветовавшись с нами, – я бы их в этом смысле поддержал. И перестал бы цитировать какие-то эмоциональные выбросы. Потому что общественно-политические каналы должны показывать спортивные события самого крупного калибра: открытие Олимпийских игр, финал чемпионата мира и так далее. Я считаю, что Первый канал принял не как кому-то кажется непопулярное решение, но оно абсолютно правильное и честное в отношении телевидения как бизнеса, как жанра, как средства коммуникации со зрителем.

Разве это справедливо?

Безусловно. Коммерческое телевидение, как бы кто его не хаял, живет за счет рекламы (газеты, журналы, радио — тоже). К конкретному матчу или сериалу рекламу никто не продает. Ее цена зависит от среднесуточной доли канала***, чем она выше, тем выше стоимость рекламы. В "большой тройке" федеральных каналов в прайм-тайм стоимость минуты рекламы может достигать миллиона рублей.

Главный измеритель — компания TNS Russia— фиксирует рейтинг среди населения в возрасте больше четырех лет, в Москве и российских городах населением больше 100 тысяч человек. Технически это происходит с помощью «пиплметров» — приборчиков, подсоединенных к телевизорам в квартирах 3600 россиян. Аппараты «сигналят» в TNS Russia, кто какой канал в данный момент смотрит.

Конечно, 3600 россиян — это не реальные 140 миллионов. И, конечно, при умножении на измеряемые города, охваченным получится чуть около 50% населения. И если 70 миллионов человек, которых TNS не считает, вообще не будут смотреть телевизор, данные все равно будут представлены как будто по всей стране.

Можно пенять на необъективность. Но другого инструмента пока нет. Измеряют именно так. Участникам рынка выгоден третейский судья. Иначе — перекосы и недостоверные данные. И кучи денег, потраченные на рекламу, улетают в трубу.

Обсуждаются альтернативы: у Первого канала есть своя служба измерений СТИ — операторы в ручном режиме во время эфира обзванивают зрителей и спрашивают, кто и что смотрит. Но это, скажем, не лицензированный источник знаний о рынке. Предлагали и по сигналу телесети фиксировать просмотренные каналы, и даже по звуку телевизора — с помощью специальных приложений для телефонов. Но воз и ныне там.

Никогда не задумывались, почему с утра до вечера нам не крутят социальные ролики, благотворительные шоу или документальные фильмы про волонтеров или спасение собачек из воды? Потому что «ящик» нужен для зомбирования? Увы. Наоборот. Спрос рождает предложение. Зритель будет смотреть «Дом-2» и другие передачи, где продают живую эмоцию. Иногда на грани пошлости. Но это данность. И если не будет рекламы, то где взять денег на производство программ, покупку патентов, спутниковую связь, которая обеспечит вещание, и все прочее?

Кто еще так делает?

Все. Ничего личного — это бизнес. Совсем недавно подобная реакция была на отсутствие трансляций футбольной испанской Ла Лиги в сетке «Матч ТВ». Мол, обладатели тарелок и подписчики десятка спортивных каналов, не могут увидеть матч «Барселона» - «Реал». Почему это? По той же самой причине.

- Абсолютно все торговцы телевизионными правами очень хорошо знают, за сколько покупаются другие соревнования, - объяснил тогда комментатор Василий Уткин. - Из этой логики особо никто не выбивается. Испанцы, например, всегда считают, что им нужно платить не меньше, чем англичанам. По крайней мере, не существенно меньше. Они заинтересованы в том, чтобы быть показанными на максимальной территории.

В начале 2015 года Английская премьер-лига продала права на ТВ-показ ближайших трех сезонов за рекордные 7,8 миллиардов долларов. Если взять цену за один матч, то игра АПЛ обходится каналам в 10,5 млн евро, а вот испанская лига стоит чуть меньше — 4,4 миллиона евро за матч. Не каждому по карману такое удовольствие.

Как можно изменить ситуацию?

Дружно начать смотреть хоккей.

Популяризировать его, возводить в культ, как было в СССР.

Исторически именно хоккей наш национальный вид спорта. Никак не футбол.

Даже если вы, ваш сосед Коля и сослуживец Юран включат телевизор во время хоккея одновременно — это ничего не изменит. Трансляцию надо смотреть массово, навалившись страной — тогда ее дадут бесплатно. И такие примеры были — финал чемпионата мира по хоккею или матчи Олимпиады. Возрожденный Кубок мира по хоккею в Канаде. Почему так? Да потому что уровень спроса аудитории совсем другой. Можно спорить, но интерес зависит от уровня звездности заявленных игроков.

Многие ли рядовые граждане знают, кто такие Артем Зуб, Алексей Береглазов, Рушан Рафиков, Вячеслав Лещенко или Богдан Киселевич. А ведь это классные хоккеисты, игроки национальной сборной!

И кому интересно смотреть Кубок Карьялы, Первого канала или другой «турнир четырех», победа в котором ничего, кроме хорошего настроения, не дает?

Конечно, все с жаром в сердце следят за Александром Овечкиным, Евгением Малкиным, Александром Радуловым и другими звездами НХЛ. Но они же приезжают только на значимые турниры. Как и сильнейшие игроки других стран. Кубок Первого канала к таким, увы, не относится.

Кому он интересен? Есть цифры: шести процентам от измеренной аудитории (для понимания — шоу «Голос» на том же канале имеет максимальную долю в семь раз больше). Посмотрят и 30 000 зрителей на трибунах — это если на каждом матче аншлаг.

Это немало. Мы же не будем всерьез сравнивать с НХЛ, где на матч на открытом воздухе могут прийти более 50 000 человек. Однако таких цифр недостаточно для бесплатного показа по Первому каналу. На такие убытки никто пойти не готов.

Пока массовая аудитория с бОльшим интересом следит за романом нападающего ЦСКА Ивана Телегина и экс-наставницы «Голоса» Пелагеи. Летом пара расписалась. И совсем скоро у них должен родиться ребенок. Красивая блондинка полюбила парня с контрактом в 240 миллионов рублей за три года — вот вам и российский хоккей, и «Давай поженимся!» в одном флаконе.

* рейтинг — количество людей, смотревших конкретную программу (в процентах от количества жителей России)

** доля — количество людей, которые в указанное время смотрели канал (в процентах от всех смотрящих)

*** среднесуточная доля канала — среднее количество человек, смотревших телеканал на протяжении суток

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также