Анатолий Жильцов
Фото: Личная страничка героя публикации в соцсети
Почему именно Великая Отечественная война, в которой советский народ и Красная Армия ценой неимоверных, нечеловеческих усилий победили немецко-фашистскую Германию, вызывает множество споров и разногласий в обществе? Подвиги наших героических дедов и прадедов в той, великой войне умалчиваются, принижаются, недооцениваются, да и просто порицаются. О том, как было на самом деле мы теперь можем судить лишь по воспоминаниям дорогих наших ветеранов и архивным документам. В этом я убедился еще в 2005 году, когда мне довелось принять участие в съемках документального фильма "Зоя Космодемьянская. Правда о подвиге". Фильм снимали, в том числе, и в деревне Петрищево, где она была казнена. О Зое сейчас много говорят, ее подвиг продолжают некоторые подвергать сомнению, предпринимаются попытки переписать, казалось бы, очевидное. Помню, когда ранним утром наша съемочная группа приехала в деревню Петрищево, на улице было где-то под минус восемнадцать. Надо сказать, что в деревне я оказался впервые. Пейзаж такой же, как и на фотографиях в старых книжках. Небольшая русская деревенька: деревянные дома, много снега, на улице тихо, где-то изредка лает собака. Даже расположение домов осталось таким же, как в ту военную пору. Я все пытался представить себе, а каково здесь было в ноябре 1941 года, в оккупированной фашистами деревне? Разместилась наша съемочная группа в здании военно-исторического "Музея Зои Космодемьянской", созданном в 1948 году. Нас радушно встретили сотрудники музея. Угостив чаем, они рассказали о Зое, и о ее подвиге. Пока проходили съемки, я читал архивные документы, предоставленные съемочной группе. Всматривался в эти черно-белые фотографии, вчитывался в письма. Представлял себе Зою еще беззаботной и радостной девчонкой, спешащей из школы домой к маме. Потом война. Зоя сидит в военкомате и ждет свой очереди. Ее не берут, но она добивается своего. Зою направляют в разведывательно-диверсионную школу. Несколько дней обучения минированию и стрельбе, и 4 ноября, приняв присягу, диверсионно-разведывательная группа вместе с Зоей уходит в тыл врага.
Переодевшись в военную форму той поры, мы приступили к съемкам. По сценарию документального фильма, сверенному с архивными документами, диверсионно-разведывательную группу перебрасывают в деревню Петрищево с заданием - сжечь дома, в которых располагались гитлеровцы. В состав одной из групп входили: командир группы Борис Крайнов, Зоя Космодемьянская и Василий Клубков, оказавшийся предателем. Василия Клубкова играл как раз я. Съемки сначала проходили в окрестностях деревни, в лесу. Нашей группе ради подходящего кадра пришлось намотать не один километр. Но снимаясь в фильме, мы понимали, что в любой момент можно сделать перерыв, и погреться в автобусе. А ведь в 1941 году, у 18-летних разведчиков такой возможности не было. Зимний лес в таил в себе много неожиданностей: можно было заблудиться, встретить зверя, получить травму, замерзнуть во сне. К тому же красноармейцы в любой момент могли наткнуться на немцев! Но у разведгруппы не было права на ошибку. Они должны были выполнить приказ. В том зимнем лесу я стал чуть-чуть понимать, как же им было трудно.
Затем, по сценарию, съемки проходили в деревне Петрищево, в доме Василия и Прасковьи Куликов, где в ночь с 28 на 29 ноября 1941 года пытали Космодемьянскую. Казалось бы, дом, как дом: стол, скамейка, печь, подсобное помещение. Тем не менее, мне стало не по себе, когда я остался на время в этом доме один: именно тут, 64 года назад немцы зверски издевались над Зоей. Как подтверждают свидетели и экспертиза, проведенная при опознании ее тела 4 февраля 1942 года, сначала разведчицу били дубинками, а затем вырвали ей ногти на руках. Боже мой, страшно себе даже представить, как все это происходило на самом деле! Некоторые сцены снимались без моего персонажа, поэтому я решил пройтись к месту казни Зои. Дом Кулик совсем рядом с местом казни, обелиск видно даже от калитки музея - он обнесен елками. На улице была метель, лицо колол противный ветер. Я шел, и думал о замерзшей и измученной девочке, которую водили в мороз раздетой, о девочке, которая не испугалась и не дрогнула перед лицом смерти. Откуда у Зои такая нечеловеческая сила воли, мужество и самообладание? Мне кажется, она была принципиальным человеком, верила в свой народ, в свою Родину, и не сомневалась в победе над фашистской Германией.
Как вообще молодая девушка смогла все это перенести, и не придать своих товарищей в шаге от смерти?! Волей-неволей начинаешь ассоциировать себя с Зоей. А смог бы я сам все это выдержать и перетерпеть? Смог бы, стоя перед виселицей, выдержать и не сдаться? Честно скажу, я не знаю! Вот мне интересно, а задают ли себе подобные вопросы все те, кто пытается оскорбить наших героев, умалить их подвиги? Сцену допроса Василия Клубкова мы снимали уже в Москве, в одном из старых домов, где подобрали комнату с нужным антуражем. Хоть я и понимал, что это всего лишь фильм, но чувствовал себя крайне неуютно даже перед режиссером, переодетым сотрудником НКВД. Настольная лампа светила мне в лицо. Я думал, что Клубкову было в тот момент безумно страшно, ведь от этого допроса зависела его жизнь. О чем тогда думал Василий Клубков? Думаю, что только тогда он вспомнил свой родной дом, и близких. Только тогда он понял, что ему дорого, и где его Родина. Сразу скажу, к предателям и доносчикам я отношусь с презрением. Еще в суворовском военном училище нам прививали понятия дружбы, товарищества и уважения. И мы это прекрасно усвоили эти уроки. Однако здесь меня охватили противоречивые чувства: да, я презираю Василия Клубкова и считаю его врагом, но из истории его уже не вычеркнуть. Мы вынуждены вспоминать предателя Родины, погубившего Зою. Когда прочитал заявление карикатуриста Бильжо, мне очень захотелось посмотреть ему в глаза, и рассказать, как было непросто даже играть роль предателя Зои. Чего мне это стоило...
А если бы сейчас перенеси всех этих "критиков" в те времена, как бы они себя повели? Думаю, что при виде только одного фашиста они бы просто наложили себе в штаны. Зачем? Отвечу: чтобы вешать их побрезговали.
МНЕНИЯ
Смертный полк Бильжо
Захар ПРИЛЕПИН
Никакого дела до Бильжо мне нет. Обсуждать выходку этого карикатуриста и доктора — значит, пытаться найти доводы в утверждении того, что любому нормальному человеку и так должно быть очевидно. Дабы скрасить вопиющий стыд случившегося, ряд профессиональных "примирителей" норовят уравнять все действующие силы конфликта в правах, объявляя, что, мол, и патриоты тоже позволяют себе разнообразные неординарные высказывания (подробности)
О мерзком скандале Бильжо и величайшей трагедии Зои Космодемьянской
Марк СОЛОНИН
Андрей Георгиевич Бильжо. Художник-карикатурист, по первой профессии врач-психиатр, успешный бизнесмен (владелец сети ресторанов). На личной странице в проекте "Сноб" описывает свои пристрастия так: "Люблю сидеть на набережной где-нибудь в Венеции, смотреть на людей, на воду и пить белое вино». А еще у г-на Бильжо есть принципы. 2 января 2013 г. в эфире "Эха Москвы" он их сформулировал так: "Я считаю, что перо поднимать можно на всё что угодно, просто очень важно как ты это делаешь, для кого ты это делаешь, зачем ты это делаешь и когда ты это делаешь; все эти составляющие очень-очень важны" (подробности)