Премия Рунета-2020
Россия
Москва
-7°
Boom metrics
Происшествия28 декабря 2016 11:10

Сочинские летчики: «У ТУ-154 легко перепутать рычаг закрылок и шасси»

Корреспондент «КП» встретился с пилотами, работающими в аэропорту Адлера
Особенность местной полосы в том, что с одного ее конца находится гора, а с другого — море. Поэтому самолеты всегда с ревом несутся над водой по одним и тем же маршрутам

Особенность местной полосы в том, что с одного ее конца находится гора, а с другого — море. Поэтому самолеты всегда с ревом несутся над водой по одним и тем же маршрутам

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Вчера обнаружили один из самописцев разбившегося под Сочи самолета Ту-154. Военному обозревателю «Комсомолки» Виктору Баранцу стали известны последние слова пилотов: «Закрылки, с...ка! Командир, падаем!»

Многие на основании этого уже сделали вывод — вот она, причина трагедии, закрылки сработали неправильно. Стоит ли уже делать выводы, наш корреспондент обсудил с пилотами, работающими в том самом адлерском аэропорту.

...На работе аэропорта в Адлере трагедия с самолетом Минобороны никак не сказалась. Рейсы продолжают вылетать и прилетать по расписанию. Борты проходят аккурат над тем местом, где разбился ТУ-154.

Если прочертить прямую от взлетной полосы в море, то получится, что рейс разбился аккурат на этой линии. То есть, ТУ никуда не поворачивал — он упал по прямой

Если прочертить прямую от взлетной полосы в море, то получится, что рейс разбился аккурат на этой линии. То есть, ТУ никуда не поворачивал — он упал по прямой

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Особенность местной полосы в том, что с одного ее конца находится гора, а с другого — море. Поэтому самолеты всегда с ревом несутся над водой по одним и тем же маршрутам.

В небольшом кафетерии на первом этаже терминала часто собираются летчики из компаний, обслуживающих аэропорт. Последние дни у них все разговоры только о трагедии.

- Сейчас пишут, что машина во время взлета начала поворачивать вправо, вроде бы из-за этого она и упала. А я думаю, что все это чушь. Если прочертить прямую от взлетной полосы в море, то получится, что рейс разбился аккурат на этой линии. То есть, Ту никуда не поворачивал — он упал по прямой. Самолеты только-только начинают поворачивать уже за местом крушения! - рассказал «КП» на условиях анонимности пилот из Сочи.

- С закрылками - загадка. Либо механизация действительно сломалась, либо экипаж просто допустил ошибку. У закрылок есть несколько положений: для отрыва от полосы, набора высоты и для ровного полета. Если экипаж случайно установил закрылки в положение для ровного полета во время набора высоты, то машина должна была начать падать — ведь скорость оставалась еще недостаточной. Это чистая ошибка пилота. Кроме этого, закрылки могло заклинить. Но я не знаю, как бы это помешало командиру. Лететь с неработающей механизацией нормально нельзя, но и падать борт тут же не должен.

- Говорят, закрылки могли оказаться в разном положении.

- Ну это вряд ли. Есть системы, которые следят за их синхронной работой. Сломалась механизация одного крыла — подстроилась бы вторая. Закрылки на обоих крыльях разом не ломаются. Такого никогда не было.

Либо механизация действительно сломалась, либо экипаж просто допустил ошибку

Либо механизация действительно сломалась, либо экипаж просто допустил ошибку

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

- Очевидцы говорят, что борт взлетал с каким-то натужным ревом…

- Может быть. Представим, что экипаж убрал закрылки до положения ровного полета во время подъема. Летчики могли перепутать рычаг закрылок и рычаг шасси. Сам знаю двоих, кто так делал — просчет советской эргономики. У ТУ-154 они находятся рядом. Командир судна, почувствовав, что самолет теряет высоту, дал максимальный газ. Двигатели, как вы говорите, натужно взревели. Но борту это не помогло.

- Или птица попала в двигатель, - сказал еще один пилот Александр. Он до этого сидел за столиком молча. - Мощи стало не хватать. Пилот задрал нос, произошел срыв потока — у крыла пропала подъемная сила. Вот борт и разбился.

- А плохое горючее могли залить?

- Это совсем уж невероятно. Тогда бы все другие самолеты тоже бы попадали. Ведь рейс Минобороны и гражданские воздушные суда заправляют одним и тем же керосином.

Напомним, у следователей сейчас есть несколько версий произошедшего. Одна: попадание в двигатель инородного тела. Вторая: экипаж перепутал рычаг уборки шасси и закрылков.

Борты проходят аккурат над тем местом, где разбился ТУ-154

Борты проходят аккурат над тем местом, где разбился ТУ-154

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Правду мы можем узнать уже в течение этой недели. Эксперты работают над данными черного ящика. Бортовые самописцы покажут, что же произошло в злополучном ТУ-154 рано утром 25 декабря.

СМОТРИТЕ ФОТОГАЛЕРЕЮ

Спасатели МЧС поднимают со дна Черного моря обломки Ту-154

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Последние слова экипажа разбившегося Ту-154: «Закрылки, с...ка! Командир, падаем!»

Основной бортовой самописец (который еще называют «черным ящиком») разбившегося в воскресенье под Сочи самолета Минобороны Ту-154 был обнаружен телеуправляемым подводным аппаратом «Фалкон» 27 декабря. Подводный робот нашел его в 1600 метрах от берега на глубине 17 метров. (подробности)

Как пропал с радара Ту-154: записи переговоров диспетчера с пилотом самолета

Как следует из аудио, связь с самолетом Минобороны исчезла через минуту после взлета. Все диспетчеры на протяжении нескольких минут безуспешно вызывали борт 85572. Но тщетно (подробности)

КСТАТИ

Очевидец крушения Ту-154: Самолет стал быстро и странно снижаться, как будто его сажали на воду

Сотрудник береговой охраны пограничных войск ФСБ стал свидетелем крушения самолета Ту-154 в Черном море. В момент трагедии он находился на катере в море в акватории Сочи и видел, как борт, вместо того, чтобы набрать высоту, стал быстро снижаться к поверхности моря, как будто собирался совершить на нее посадку (подробности)

"КП" публикует фото поднятых со дна Черного моря обломков фюзеляжа упавшего Ту-154

Спасателям удалось достать уже несколько фрагментов потерпевшего крушение самолета

В результате поисковой операции в Черном море из воды вытаскивают обломки упавшего самолета Минобороны Ту-154.

На месте крушения лайнера – рядом с Адлером, почти напротив аэропорта – работают специалисты министерства обороны и МЧС. (подробности)