Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+22°
Boom metrics
Общество8 февраля 2017 22:00

Андрей Калмыков, гендиректор авиакомпании «Победа»: Миллионы пассажиров благодарят нас за возможность летать дешево и удобно

Откровенный разговор о лоукостере, работа которого нередко вызывает противоречивые мнения
Елена ГОЛУБЕВА
Фото: Пресс-служба авиакомпании «Победа»

Фото: Пресс-служба авиакомпании «Победа»

Авиакомпания «Победа» не оставляет своих клиентов равнодушными: вот уже два года одни пассажиры жалуются на отсутствие бесплатного питания на борту и жесткие требования к ручной клади, а другие не менее эмоционально хвалят руководство авиаперевозчика за низкие тарифы и четкую работу. Где правда? Поднакопив острых вопросов, мы отправились к гендиректору авиакомпании Андрею Калмыкову.

«НЕГАТИВНЫХ ОТЗЫВОВ МАЛО»

- Андрей Юрьевич, как вам удается при таких противоречивых, с точки зрения пассажира, правилах добиваться практически полной загрузки самолетов?

- Это вы видите негативные отзывы, потому что на форумах и в социальных сетях пассажиры жалуются. Чаще всего это просто борьба за внимание. Но на самом деле из общего количества отзывов, которые получаем мы, негативных мало. Ну, ста тысячам пассажиров не понравилось, что мы не предоставляем питание или еще что-то. Но нами летают миллионы, и большинство, наоборот, благодарят «Победу» за возможность летать дешево и удобно.

- Звучит так, будто «Победа» всегда права...

- Бывают случаи, когда и «Победа» ошибается. Именно поэтому мы призываем всех наших пассажиров давать нам обратную связь - это критически важно. Мы настроили специальную рассылку с послеполетным опросником, чтобы централизованно собирать и обрабатывать отзывы. Кроме того, я публикую в бортовом журнале свою личную почту и всегда сам читаю письма пассажиров. Каждый вторник мы собираемся с руководителями отделов и разбираем особо неприятные ситуации или, наоборот, принимаем к работе предложения пассажиров. Я хочу сказать, что мы очень щепетильно работаем с нашими клиентами и внимательно их слушаем.

- С чем, на ваш взгляд, связан негатив? В интернете люди больше всего жалуются на платный провоз рюкзаков и рассадку в самолете.

- И это странно, потому что мы сделали буквально все, чтобы у пассажира почти не было шансов не прочитать правила перевозки, особенно в части багажа и рассадки. Мы сами заинтересованы в том, чтобы пассажиру на этапе бронирования рассказать, что в тариф включен только минимальный набор багажа, а место в салоне будет присвоено автоматически. Ведь осведомленность пассажира - наша возможность заработать, предложив платные дополнительные услуги. В процессе бронирования всплывают окна, уведомляющие о возможностях провоза багажа и платном выборе места. Если пассажир ничего не купил, мы еще и дублируем за сутки до вылета всю эту информацию, чтобы стимулировать покупку услуги. Поэтому лично я очень удивлен, что какие-то пассажиры сталкиваются с правилами только на стойке регистрации. Я этого не понимаю.

- Да, это странно.

- Мы никогда ничего не скрывали от наших клиентов. Да, провоз рюкзаков в салоне самолета платный, но вы можете сдать этот рюкзак в багажный отсек без дополнительной платы и бесплатно взять вместо него в салон дамскую сумочку или мужской портфель. Да, мы предоставляем платную услугу выбора места. И если вы хотите гарантированно сидеть на соседних креслах, заплатите за это. Мы не скрываем, что «Победа» зарабатывает на дополнительных услугах. Иначе как бы мы смогли, не летая себе в убыток, продавать билеты так дешево?

В СРЕДНЕМ НА ЧЕТВЕРТЬ ДЕШЕВЛЕ

- Насколько дешевле билеты «Победы» по сравнению с другими авиаперевозчиками?

- Если говорить о минимальном тарифе, то у нас самые дешевые билеты среди российских компаний - 999 рублей с учетом всех такс и сборов. А средний тариф «Победы» примерно на 25% ниже, чем предлагают классические компании. Но опять же, мы говорим о том, что билеты надо покупать заранее. Перед вылетом, да если еще и с дополнительными услугами, билет дешевым не будет.

- За счет чего вы продаете дешево? Самолеты новые, пунктуальность соблюдаете, зарплаты рыночные. На дешевую компанию не очень похоже…

- Как раз наоборот, это классическая модель авиакомпании-лоукостера. Самолеты и должны быть только новые, а пунктуальность высокой. Во-первых, мы стараемся выбирать второстепенные аэропорты - например, аэропорт «Мемминген», от которого до центра Мюнхена можно добраться быстрее и дешевле, чем из главного мюнхенского аэропорта. Или аэропорт «Бергамо», откуда пассажиры едут в Милан. Аэропорт «Жирона», куда мы возим пассажиров, направляющихся в Барселону. Второстепенные аэропорты значительно менее загружены, поэтому мы можем сэкономить деньги и время. А значит, и наши пассажиры могут сэкономить.

По словам Андрея Калмыкова, «Победа» официально признана чемпионом мира по налету на самолетах Boeing 737NG. Фото: Пресс-служба авиакомпании «Победа»

По словам Андрея Калмыкова, «Победа» официально признана чемпионом мира по налету на самолетах Boeing 737NG. Фото: Пресс-служба авиакомпании «Победа»

- Логично, но не похоже на ключевое правило экономии.

- Конечно, все применяется в комплексе. Мы сами проводим быструю уборку салонов между рейсами, работаем в самом простом офисе за МКАД, максимально удешевили наземное обслуживание: выбираем удаленные стоянки и отказываемся от трансфера и телетрапов, где это возможно. Зато наша экономия позволила нам стать не только одной из самых эффективных авиакомпаний в России, но и стать лучшими по многим показателям на международном рынке.

- Что вы имеете в виду?

- «Победа» официально признана чемпионом мира по налету на самолетах Boeing 737NG корпорацией Boeing. Стала первой в мире по темпам роста среди лоукостеров в рейтинге Airline Business. Мы вошли в тройку лучших авиакомпаний России в рейтинге National Geographic Traveler, где учитывалось голосование читателей.

«НЕВОСТРЕБОВАННЫХ НАПРАВЛЕНИЙ НЕТ»

- Приятно слышать, «Победе» чуть больше двух лет, а уже такие результаты. Хорошо, а что у вас с маршрутной сетью? Как растете? Какие планы?

- В зимнем расписании у нас около 40 направлений, при чем почти четверть нашей сетки - это рейсы региональные, без посадки в Москве. Так, из Санкт-Петербурга можно напрямую улететь в Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Махачкалу и другие города. А само расписание составлено таким образом, чтобы пассажиры могли воспользоваться удобными стыковками как в московском «Внуково», так и в екатеринбургском «Кольцово». Скажем, вы летите из Красноярска в Екатеринбург, а там всего через час можете отправиться в Москву или Санкт-Петербург. Много рейсов выполняем и за границу - в Германию, Италию, Испанию, на Кипр. В конце прошлого года освоили ближнее зарубежье - Азербайджан, Армению, Грузию.

- И какие самые востребованные?

- Неправильный вопрос. Мы идем от обратного: невостребованных направлений нет. Средняя загрузка рейсов 93%, но часто самолет летит со 100% загрузкой. И это для нас главный показатель.

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Сколько страхов до победы?

Или путешествие из Екатеринбурга в Москву.

Каждый день мы совершаем большие и маленькие победы над своими страхами, ленью или привычными стереотипами. Все это – неизбежное условие движения вперед и настоящих личных побед. Недавно и мне пришлось оказаться перед выбором.

В один прекрасный день вопрос встал ребром: либо я нахожу дешевый способ быстрой и регулярной транспортировки себя в Москву и обратно, либо мое повышение перестает таковым быть, а работа мечты снова переходит в статус недостижимой.

Самолет - слишком дорого, поезд - слишком долго. Ничего кроме телепортации мне в голову больше не приходило. И я обратилась к коллективному разуму.

И уже через пару минут этот самый коллективным разум подсказал мне приложение, на экране которого подмигивала кнопка «КУПИТЬ» билет на самолет за 2 000 рублей. Сначала я думала, что у меня недостаточно двоиться в глазах и это 20 000!

Именно по такой цене я летала обычно (правда, это цена туда и обратно), и именно она не устраивала моего работодателя. Но умывание и пощипывание картину не изменило: некая Победа просила за билет до Москвы 2 000 рублей.

«Победа, Победа» - запросила я файлы в памяти. Почти сразу в голове выплыло целое досье из чужих постов, комментариев, и громких статеек. Про авиакомпанию Победа я слышала столько страшилок, что моей фантазии даже не нужно было напрягаться, чтобы их приукрасить. Ситуацию усугубляла предлагаемая цена, которая явно находилась за гранью фантастики, т.е. не могла быть правдой.

Кнопку «купить» я нажала почти как ядерную. Ожидая, что сейчас непременно выпрыгнет черт из табакерки и скажет: ха-ха! Доплатите еще 10 000! Иначе ваша карета превратиться в тыкву.

Или какой-нибудь Эйнштейн появится на экране, вздохнет и покачает головой: - ай, ай, ну нельзя же быть таким наивным!!! Счет у вас на почте, 30 минут на оплату или запустится программа самоуничтожения.

Но ни черта, ни Эйнштейна я не дождалась. Сайт мирно выдал электронный билет и поблагодарил за покупку. Я тоже на всякий случай поклонилась как благодарный китайский болванчик и поблагодарила. Пора было ехать.

- Мама, не надо мне класть носки и зубную щетку! Там же с багажом не пускают. Я только паспорт возьму и зарядку для телефона - панически перестраховывалась я.

Мама смотрела на меня как на временно умалишенную, но на всякий случай не возражала.

- Это же ПОБЕДА! - объяснила я ей с придыханием, словно была участником высшего заговора, который хранит некую ТАЙНУ.

Зарядка, паспорт, ноут и косметичка потянули на 5 кг. По нормам допускалось 10. Так что я даже перестаралась. Но судьба оказалась остроумнее.

В аэропорту у меня сломался каблук. Просто взял и отлетел без всяких предупреждений и намеков, что с его стороны было крайне не вежливо. Возвратиться я уже не успевала, а ходить с перепадом в 10 сантиметров не умела. Новые туфли в магазине аэропорта спасли ситуацию и опустошили мой и без того тощий кошелек. Пострадавшую обувь сложили в пакетик. И я трепетно отправилась на регистрацию.

Пакеты нельзя - гласила надпись, четко давая понять, что мои страхи оправдались. Я всего ожидала, но откуда они знали, что я с пакетом?!

Девушка за стойкой улыбалась моей растерянности, которую наблюдала на лицах регулярно.

- Как мне быть? - сформулировала я проблему - я могу их в сумку запихать?

- Ну если вы можете их положить так, чтобы сумка выглядела элегантно…

На слове «элегантно» я зависла.

- Как измерить степень элегантности сумки?

Она и так странно смотрелась с торчащим ноутбуком и проводами. А если оттуда ещё будут высовываться каблуки поломанных туфель…

Мне стали представляться ужасные сцены, как мои туфли выбрасывают в открытый люк самолета или выставляют по прилету многомиллионный счет за недостаточную элегантность.

- Вам будет проще сдать пакет в багаж - спасла меня от паники сотрудница компании.

- Как?

- Бесплатно. Только упакуйте.

Бесплатно? И точно! Я так внимательно читала инструкцию (единственный раз в жизни), что даже не осознала, что 10 кг багажа можно провести бесплатно. Это ж целый чемодан. И зачем я зубную щетку не взяла….

На упаковке, глядя на мой сиротливый пакетик, работник понимающе кивнул:

- Победа, сейчас упакуем.

И хотя история с пакетиком меня несколько отрезвила в плане плохих ожиданий, я с ужасом ожидала встречи с самолетом.

Во-первых, пока я не села в самолет, я была уверена, что это розыгрыш. Во-вторых, меня сильно беспокоил вопрос - на чем можно полететь за 2000 рублей?

На Карлсоне с пропеллером? Так он варенья на дозаправке на большую сумму наест. Из плохих самолетов я в своей жизни видела только маленький як, где выход заваливали чемоданами, чтобы у пассажиров не было возможности передумать и убежать. А чтобы не передумал пилот, его отгораживала от нас шторка и та же груда чемоданов.

Ну вы догадываетесь, какое впечатление на меня произвел молодой самолет с нормальными сиденьями? Мои кожаные брюки были рассчитаны на любой вариант сидячих мест, вплоть до табуреток. Именно поэтому я их и надела. Но никак не на кожаные кресла, к которым я немедленно прилипла всей своей горизонтальной поверхностью. Поэтому два часа вела себя смирно и не вертелась.

Благо, нас не кормили. Не люблю я эти печальные самолетные сэндвичи...

Особенно если вдруг понимаешь, что они – единственная разница между билетом за 10 000 и билетом за 2 000 рублей. Вы когда-нибудь еще видели булку с сыром за 8 000???

Последней надеждой моих страхов был прилет в неведомый мне аэропорт Внуково. До сих пор все приличные компании летали в Домодедово и Шереметьево. И потому «Внучка» представлялась мне заброшенным ангаром за пределами цивилизации (уж простите за мое скудоумие и неопытность). Я заранее заказала такси, чтобы быть уверенной, что меня найдут и вернут по адресу.

Погода, однако, никаким доставкам по адресам не способствовала: ливень, град и шквальный ветер в ассортименте. Шереметьево отменило полеты на три дня, Домодедово не принимало, Внуково - летало по расписанию!

- Вам повезло, в самый бесстрашный и безопасный аэропорт прилетели – улыбнулся водитель такси.

- Вот я и в Москве, - осознала я и выдохнула.

Теперь до моей личной карьерной победы был всего один шаг. И он стоил мне 2000 рублей на такси до офиса.

Вот только одного я так и не поняла: у нас такси на авиационном топливе летает, или самолеты - на дешевом бензине ездят?