Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Экономика6 марта 2017 22:00

Кто набивает кошельки на 8 Марта

Продажи в этот день увеличиваются в разы, но российские производители пока занимают очень скромную долю [инфографика]
Самые популярные цветы на 8 марта - тюльпаны и гиацинты.

Самые популярные цветы на 8 марта - тюльпаны и гиацинты.

Фото: Кристина БРАЖНИКОВА

Если вы считаете, что 8 Марта - это праздник для женщин, то ошибаетесь. Это профессиональный праздник продавцов цветов (как и 1 сентября). 51% мужчин, согласно исследованию социологов «Ромир», в этот день дарят своим прекрасным дамам букеты. И, видимо, правильно делают.

ЧЕГО ХОТЯТ ЖЕНЩИНЫ

Ответа на этот вопрос не знают ни в ЦРУ, ни в ФСБ, там даже не пытаются. Вот и среднестатистический мужчина останавливается на универсальном варианте - цветы.

- Какие виды популярны в этот праздник? Да все подряд метут! Розы, хризантемы, герберы, лилии.

Но больше всего тюльпаны и гиацинты - как раз их сезон открылся, - рассказывает продавец в цветочном ларьке рядом с нашей редакцией.

Что происходит точно, так это резкий рост цен - они увеличиваются минимум на 50%, а в некоторых магазинах - в 2 - 3 раза. Подорожание начинается примерно за неделю до праздника. А накануне объемы продаж вырастают в 5 - 10 раз.

ИНОСТРАНЦЫ ЗАХВАТИЛИ РЫНОК И НЕ ОТДАЮТ

По подсчетам экспертов, рынок свежесрезанных цветов в России составляет около 2 млрд. штук в год. Плюс серый импорт - это еще около 30% от рынка. Если считать в деньгах, то оборот этого бизнеса достигает, по разным оценкам, 150 - 170 млрд. рублей в год. И очень серьезная доля - это продажи именно на 8 Марта. Этот период обеспечивает продавцам прибыль, равнозначную той, которую они могут получить за 2 - 3 месяца обычной работы (подробнее см. графику).

Из чего складывается стоимость импортного тюльпана

Из чего складывается стоимость импортного тюльпана

Фото: Алексей СТЕФАНОВ

Но в чей карман она идет? В эпоху санкций логично ожидать, что деньги рекой текут к российским производителям. Увы. На цветы ограничения не распространяются. Ассортимент цветочных магазинов состоит на 85 - 90% из импортного товара. И львиную долю заработка получают импортеры. Причем цветы к нам везут через полпланеты, почти со всех континентов: Африка, Латинская Америка, Азия и Европа. С 2016 года увеличились

поставки роз из Эквадора, Кении и Колумбии. Орхидеи едут из Таиланда, а мимоза из Италии. Ну а главный поставщик этого легкого женского «наркотика» - Голландия. Оттуда в основном поставляются тюльпаны и гиацинты.

- Импортозамещения на цветочном рынке не произошло, так как основными поставщиками в силу своего географического расположения и технологий остаются зарубежные страны, - констатирует Игорь Еремин, основатель компании Vengo Flowers.

РОЗОВЫЕ РОЗЫ ДЛЯ СВЕТКИ СОКОЛОВОЙ

В нашей стране тоже есть цветочные теплицы - в Краснодарском крае, Подмосковье, Белгороде, Калуге, Екатеринбурге и Санкт-Петербурге, крупные плантации находятся в Мордовии, Чувашии и Удмуртии. Но объем производства на них пока очень и очень маленький. По оценкам ассоциации «Теплицы России», российские производители занимают 12 - 15% цветочного рынка. За последние годы доля отечественной продукции, конечно, выросла, но совсем некардинально.

Площадь цветочных теплиц в России - около 200 га. По мнению экспертов, чтобы занять половину рынка, нужно построить еще хотя бы 400 - 500 га. А это огромные вложения. Для сравнения, строительство 1 га теплицы стоит около 200 млн. рублей. То есть рынку требуются баснословные 100 млрд. рублей инвестиций. В условиях кризиса желающих вкладывать деньги в падающий рынок не очень много. Доходы населения падают, а цветы - это далеко не товар каждодневной необходимости.

- Последние два года рынок находится в очень стрессовом состоянии, - говорит Талия Ахметова, эксперт «Флорист.ру». - Цветы - не товар повседневного спроса в нашей стране, их покупают чаще по праздникам, чем просто так.

По словам экспертов, если в штуках объем продаж практически не поменялся, то в деньгах обороты упали. Не покупать цветы (особенно в праздник) вроде как нельзя.

Но вместо дорогих (шикарных роз) предпочитают более дешевые аналоги (те же тюльпаны). Да и букеты стали менее пышными.

Эксперты называют несколько причин, почему импортозамещение у нас не получается. Во-первых, скачок курсов доллара и евро. Наши цветоводы покупают посадочный материал за рубежом. В итоге некоторые тепличные хозяйства закрылись или не стали инвестировать в расширение. Во-вторых, срок окупаемости в этом бизнесе - около 10 лет. В условиях жесткой конкуренции с импортом мало кто из бизнесменов готов так рисковать. В-третьих, высокая стоимость заемных денег. Если голландские производители получают займы под 1 - 3% годовых, то у нас ставки на порядок выше.

ВОПРОС НА ЗАСЫПКУ

Где выгоднее покупать

Цветы в столице дешевле всего на оптовых рынках. В Москве самым доступным считается Рижский. Обычно цены там ниже примерно в 1,5 - 2 раза, чем в розничных магазинах и ларьках. Да еще и торговаться можно - рынок же.

Большинство продавцов реализуют цветы мелким оптом. Минимальная упаковка - как правило, 25 - 40 штук. Некоторые отдают цветочки более мелкими партиями, но и цена от этого немного подрастает. Но если вам надо на весь коллектив закупить - вам туда.

Еще один плюс рынка - там нет старых цветов. При таких оборотах они не успевают завять.

Дешевые цветы продают на рынке около Киевского вокзала и рядом с станцией метро «Митино» (ул. Дубравная, дом 50). И, наконец, можно сэкономить в таких сетевых магазинах, как «Мосцветторг».

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Не цветами едиными: Самые популярные женские подарки

На празднике зарабатывают и тысячи других бизнесменов.

1. Шоколад

Весь год прекрасный пол отказывается от этих мегакалорий ради мужского внимания. В праздник - наоборот. По статистике, в придачу к цветам еще и сладкий подарок получает каждая четвертая девушка. Но, по данным ВЦИОМа, чаще всего передаривает его. Фигура все-таки дороже.

2. Парфюмерия и косметика

22% мужчин дарят что-то из этой категории. И хитрые продавцы к этому готовятся заранее. Цены на парфюм поднимают еще в январе. А потом обрушивают их перед 8 Марта, якобы делая большие скидки.

3. Ювелирные изделия

Драгоценности планируют дарить 20% мужчин, а мечтают о них 29% женщин. Лучшие друзья девушек - бриллианты, но конкретно российских - серебряные изделия. Как говорят продавцы, средняя цена подарка в этот день - 3 - 5 тыс. рублей.

Праздники - лучшая пора для продавцов.

Праздники - лучшая пора для продавцов.

Фото: Екатерина МАРТИНОВИЧ

4. Ужин в Ресторане

В праздничные дни число клиентов в кафе и ресторанах, где проводятся тематические вечеринки, растет примерно на 60 - 70%. Кроме того, в некоторых местах берут деньги за бронь столика.

5. Сертификаты

Благодаря подарочным картам выручка магазинов, фитнес-центров, спа-салонов растет на 20 - 25%. Примечательно, что не каждая девушка успевает воспользоваться бонусом. У многих истекает срок действия.

Дария ЛЕХНИЦКАЯ