2017-08-03T18:01:24+03:00

Какой надо быть школе, чтобы дети учились на пятерки

Российские ученые изучили мечты учеников, преподавателей и родителей [аудио]
Поделиться:
Комментарии: comments68
В шведской школе будущего много-много места - есть где позаниматься и где поиграть. Фото: facebook.com/vittratelefonplanВ шведской школе будущего много-много места - есть где позаниматься и где поиграть. Фото: facebook.com/vittratelefonplan
Изменить размер текста:

ВТОРОЙ ДОМ ИЛИ КАЗАРМА?

- Неправильно у нас классы сконструированы! - заявила не так давно вице-премьер Ольга Голодец. - Они у нас все прямоугольные, потому что есть привычка - учитель стоит впереди, и за ним висит доска, а все детишки сидят рядами, как мы учились в детстве. Чтобы формировать проектный подход в обучении, чтобы выстраивать команду и вести к достижению цели, дети должны сидеть по-другому, и работа должна строиться иначе.

И ведь не поспоришь - в школах Финляндии и Сингапура, которые лидируют во всех образовательных рейтингах мира, каждый класс уникален. Учителя и дети не стесняются переделывать пространство под себя, начиная от расстановки столов и заканчивая расцветкой стен. И это не просто баловство: такая школа воспринимается не как что-то казенное, а как второй дом, в котором все, как тебе удобно, а не как положено.

А у нас? Парты в три ряда, бежевые стены в плакатах, слева окно, справа выход в коридор - вот он, типичный класс в типичной российской школе.

УЧЕНИКИ: НУЖНО БОЛЬШЕ КРАСОК!

Российским школьникам, как оказалось, бесцветные классы тоже порядком осточертели. Как выяснили исследователи Школы дизайна НИУ Высшей школы экономики в ходе опроса, ученикам не хватает ярких красок. Дети мечтают учиться в неформальной обстановке, с разноцветными стенами и мебелью. Многие ребята хотели бы заниматься в классах с панорамными окнами или прозрачной крышей. Надоели и оштукатуренные коридоры - ученики однозначно высказались за естественные материалы, дерево и плитку.

- Современные ученики проводят в школе почти целый день - помимо уроков, они выполняют там домашнее задание, общаются со сверстниками, посещают кружки и различные мероприятия, - перечисляет Наталья Логутова, заместитель руководителя Школы дизайна НИУ ВШЭ. - Они делают то же, что и дома, - сидят за компьютерами, гуляют, занимаются творчеством и даже спят! Но почти половина школьников признается, что в школе им некомфортно. Причем именно в тех помещениях, где они находятся больше всего, - в классах, коридорах, столовой и библиотеке.

Много претензий к школьным коридорам - тем самым, где детям запрещено беситься и сидеть на подоконниках. Ну и где же им это делать тогда, спрашивается? Нужны специальные игровые зоны, считают эксперты. А в коридорах стоило бы поставить диванчики и пуфики, добавляют дети.

Есть претензии к местам для хранения вещей. Раздевалки во многих школах до сих пор напоминают клетки в зоопарках. Уличную обувь приходится вешать в пакете на крючок (вот уж радости-то потом извлекать ее оттуда, особенно после осенне-зимней слякоти). А самокаты и велосипеды либо прикованы к школьным воротам под открытым небом, либо свалены кучей во дворе. Хотя, казалось бы, чего стоит поставить в школах запираемые шкафчики и организовать парковку?

РОДИТЕЛИ: ГДЕ ПАРКОВКА И ТЕЛЕВИЗОРЫ?

В том, что касается парковок, родители с детьми полностью солидарны:

- В нашей школе много учеников из других районов, которых родители привозят на машине, - рассказывает Александра, мама семиклассника. - И по утрам к школе не пробиться - парковки нет, на въезде очередь из машин. Мало того, что все загазовано, так еще и небезопасно!

Помимо парковки, родителям не хватает и системы навигации по школе, как в метро или на вокзале.

- Многие родители испытывают трудности с поиском кабинета директора, - приводит пример Анастасия Корнеева, эксперт Лаборатории дизайна НИУ ВШЭ. - Кроме того, родители хотели бы, чтобы в холле и школьных коридорах висели телевизоры, где бы транслировались познавательные фильмы и передачи.

Ну а в целом родители выступают за уют и удобство. А уж какой там формы классы - дело десятое.

ПЕДАГОГИ: ДАЕШЬ ОТДЕЛЬНЫЕ ТУАЛЕТЫ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ ДОСКИ

Учителя с родителями и детьми полностью солидарны: нынешним школам не хватает уюта. Педагоги тоже не отказались бы от своих собственных зон отдыха, помимо учительской. Нужны учителям и отдельные от ученических туалеты: в конце концов должны же у них быть и свои привилегии?

- Больше всего времени учителя проводят в своих классах и в учительской, - перечисляет Наталья Логутова. - В кабинетах им нужны в первую очередь интерактивные доски и мобильная мебель, чтобы можно было в любой момент освободить пространство или переставить столы и стулья для работы в группах. Ну а в учительских не хватает личных шкафчиков и отдельных зон для отдыха и перекуса.

Что должно быть в российских школах.

Что должно быть в российских школах.

ОФИЦИАЛЬНО

Оказывается, прямоугольная форма классов и парты в три ряда - это требования действующих СанПиНов 2.4.2.2821-10, в которых прописаны условия к организации обучения в школах:

«Необходимо предусматривать прямоугольную конфигурацию учебных помещений и кабинетов с расположением ученических столов вдоль окон и левосторонним естественным освещением. Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду. Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты.

Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены. Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах (1-й и 3-й ряд при трехрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту».

КСТАТИ

Дизайн классов влияет на оценки учеников

Диспуты о форме классов - далеко не пустой звук. Например, есть множество исследований, которые показывают, что высота школьных потолков связана с оценками учащихся. Причем в средней школе чем выше потолки, тем лучше. А вот для начальных классов все наоборот: высокие потолки пугают малышей и мешают сосредоточиться.

То же самое и с качеством мебели, уровнем шума и даже типом вентиляции в школе - сложно ждать от ребят высоких достижений, если они сидят в душных шумных классах на колченогих стульях.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Здания-конструкторы

Новые школы в России будут строиться по типовым проектам, разработанным в Московском государственном строительном университете. Они будут собираться из специальных модулей, как конструктор, - в зависимости от нужд школы и бюджета в план можно будет добавить модули учебных классов и лабораторий, административных помещений, актового и спортивного залов, бассейна, столовой и даже ремонтных мастерских!

Что же делать тем школам, которым новые здания не светят? Для них есть специальное руководство по оформлению, которое разработал дизайнер Артемий Лебедев в сотрудничестве с Московским архитектурным институтом. В нем прописано все - от планировок интерьеров и цветовых схем до примеров мебели и шаблонов объявлений.

- Это руководство учитывает все мелочи интерьера и даже советует, как разместить крючки, вешалки, мусорные ведра, мягкие подушки, - рассказывают дизайнеры студии Лебедева. - Такой внимательный подход к деталям делает школьные помещения удобными и уютными.

Какими должны быть школа и вуз, чтобы дети учились на пятёрки

00:00
00:00
 
Читайте также