Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+2°
Boom metrics
Дом. Семья12 апреля 2017 21:30

«Почему так важен Оруэлл?»

Каким же был на самом деле создатель одной из самых мощных антиутопий ХХ века - рассказывает в своей новой книге американский журналист Кристофер Хитченс
Кристофер Хитченс

Кристофер Хитченс

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

У Джорджа Оруэлла, вернее у Эрика Артура Блэра, который писал под этим псевдонимом были убеждения и его литература – это история убеждений и их метаморфоз. Он воспринимал любое искусство как пропаганду и мечтал стать писателем, желая пропагандировать свои взгляды на жизнь. Оруэлл различал коммунизм и сталинизм, воевал в Испании в коммунистической антисталинской бригаде, но в конце жизни написал донос на несколько десятков британцев из сферы культуры, которых считал попутчиками коммунизма. В книгах «Скотный двор» и «1984» доносительство достоинством не считалось, но разве есть люди, полностью лишенные вируса двойных стандартов? Он никогда не был в СССР, но «прекрасно» разбирался во всех тонкостях сталинского режима. Достаточно ли упомянутых противоречий в поведении Оруэлла, чтобы найти время и прочесть не только его книги, но и книги о нем самом? Так каким же был на самом деле создатель одной из самых мощных антиутопий ХХ века – Джордж Оруэлл? И почему его след в социальной истории и в литературе так важен?

«ПОЧЕМУ ТАК ВАЖЕН ОРУЭЛЛ?»

«Грандмастер», 2017

Обложка книги

Обложка книги

Как это не парадоксально, но внимание к книге возникнет скорее всего у тех, кто отчетливо понимает почему важен Оруэлл и его книги. Однако есть у книги и интересный фон. Ее автор Кристофер Хитченс, американский журналист и публицист боготворил Оруэлла и вольно или невольно шел по жизни схожим путем социального противостояния. Критиковал войну по Вьетнаме, сходился и расходился с социалистами, считал себя марксистом, обвинял радикальный исламофашизм, был на стороне объединения Ирландии и установления республики в Великобритании, но боролся с сионизмом, писал о необходимости для Израиля вывести поселения с палестинских земель, поддерживал американские операции в Югославии, Афганистане и в Ираке. Наряду с Оруэллом его кумирами был Томас Джефферсон и Че Гевара. Хитченс явно видит своего кумира в собственном зеркале с некой поправкой на время и поэтому так тщательно и яростно пытается переосмыслить его наследие. Очень многое в Оруэлле Хитченс понимает, как факты из собственной биографии парадоксальных убеждений и публицистических дискурсов. Подобная позиция и отношение к герою книги делает ее уникальной, ибо степень вовлеченности создает глубокую и прямолинейную искренность, что является большой редкостью в литературоведческих работах.

Итак, перед нами не холодный отстраненный академический подход к биографии и убеждениям великого писателя ХХ века, не восхищенные дифирамбы поклонника и не грязные сплетни от младшего и менее удачливого собрата по литературной тусовке. Хитченс пропускает Оруэлла через себя и возможно является его перерождением, ведь между смертью второго и рождением первого – всего девять месяцев. Ни одного, ни другого вряд ли стоит начинать изучать с этой книги, это глубины не начального уровня. Два-три романа Джорджа Оруэлла и десяток эссе Кристофера Хитченса дадут вам возможность подойти к этому изданию во все оружии. Не откладывайте это путешествие, с каждым днем Оруэлл и Хитченс становятся всё актуальнее.