Туризм

Кто оплатит лечение, если пассажир получил травму в полете

Выясняем, как защищены авиапассажиры в случае проблем со здоровьем
Кто должен оплачивать лечение, если пассажир получил травму в полете – например, из-за турбулентности?

Кто должен оплачивать лечение, если пассажир получил травму в полете – например, из-за турбулентности?

Фото: Евгения ГУСЕВА

Сейчас полеты на курорты – в планах миллионов россиян: кто-то на майские праздники летит, кто-то уже летний отпуск спланировать. 1 мая рейсе “Аэрофлота” Москва – Банкгкок 25 человек получили травмы из-за внезапной турбулентности.

Как защищены путешественники во время полета? Не с точки зрения техники и авиационной безопасности, а юридически и финансово? “КП” расспросила об этом Алексея Старченко, член Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзора.

Кто должен оплачивать лечение, если пассажир получил травму в полете – например, из-за турбулентности?

- В данном случае вред здоровью причинен во время оказания услуги (а билет на самолет – это договор пассажира с авиакомпанией об оказании услуги, полета из одного аэропорта в другой). Соответственно, авиакомпания должна компенсировать материальный ущерб, то есть оплатить лечение. Вне зависимости от того, виноват перевозчик или члены экипажа или нет! Доказательства вины будут важны только в том случае, если пассажиры захотят получить компенсацию морального ущерба и обратятся в суд. А так – есть материальный вред, должна быть компенсация. Но – только в том случае, если медицинская помощь не может быть оказано бесплатно. Если бы, скажем, самолет приземлился в России, туристов в наших больницах лечили бесплатно по полисам ОМС.

- То есть страховки тут ни при чем?

- Да, в данном случае травмы получены во время предоставления услуги перевозчиком, компенсация не зависит о того, какие у пассажиров страховки.

- Туристы летели отдыхать в Бангкок, у них наверняка есть страховки на оказание медпомощи за границей. Когда такой полис начинает действовать? Полет в него входит?

- Обычно медицинские страховки для путешественников привязаны, во первых, к датам, во-вторых, к определенным странам: Таиланд, Турция, страны Шенгена и т. д. Если у туриста есть полис, в котором указан Таиланд, то помощь по нему можно получить, как только вы пересекли границу Таиланда. По такой страховке отдыхающим оплачивают расходы на прием врача, лекарства, госпитализацию и т. д.. Скорее всего, пассажирам рейса “Аэрофлота” эти страховки просто не понадобились, проблем с оплатой лечения, насколько я знаю, у них не было.

Обратите внимание: бывают также страховки от несчастного случая, они предусматривает не оплату лечения, а выплату денежной компенсации, суммы могут быть разными. Человек уже сам решает, на что потратить деньги. Если у кого-то из пассажиров рейса Москва – Бангкок была есть такой полис, он имеет право обратиться в свою страховую компанию и получить выплату – несчастный случай явно имел место.

- Во время рейса 1 мая турбулентность случилась внезапно. Но чаще пассажиров предупреждают, что самолет входит в зону турбулентности, просят пристегнуть ремни безопасности. Если человек получил травму потому, что был не пристегнут, на оплату лечения можно рассчитывать?

- Нужно будет доказать, что травма получена именно потому, что пассажир не пристегнулся. Во время полета в любом случае лучше оставаться пристегнутым. Об этом бортпроводники говорят перед взлетом, во время инструкции по безопасности. Это нужно как раз на случай внезапной турбулентности.

КСТАТИ

Командир экипажа «Боинга» вывел самолет из турбулентности за 30 секунд

Перегрузка длилась не более 15 секунд, а уже через полминуты пилоты вывели борт из воздушной ямы (подробности)

МЕЖДУ ТЕМ

Пострадавшие рейса Москва-Бангкок: «Местные врачи относятся к нам отлично и бегают вокруг нас»

Пассажиры самолета, попавшего в зону турбулентности, рассказали «КП» о своем первом дне в больнице Бангкока (подробности)