Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Звезды4 мая 2017 22:00

Владимир Маяковский в «Комсомолке»: Где вы, сеятели правды или звезд сиятели?

Член Союза писателей России вспоминает стихотворение классика советской литературы, которое он считает по-прежнему актуальным
Телевидения тогда не было и поэт выступил против пошлости в литературе

Телевидения тогда не было и поэт выступил против пошлости в литературе

92 года назад 5 мая «Комсомольская правда» впервые напечатала стихотворение своего нового автора Владимира Маяковского «Четырёхэтажная халтура». Телевидения тогда не было и поэт выступил против пошлости в литературе. «Варят чепуху / под клубы / трубочного/ дыма — /всякую уху / сожрет / читатель-Фока. / А неписанная жизнь / проходит / мимо / улицею фыркающих окон.»

Уверен, что сегодня Владимир Маяковский написал бы стихотворение позабористей. Пошлость, обступающая обывателя со всех сторон, поджидающая его на каждом углу, блестящая глянцем многочисленных журналов, низвергающаяся водопадом с телеэкранов, стала обыкновенной нормой жизни.

Его величество рейтинг правит этой нормой. И вот мы уже знаем, сколько стоит платье известной актрисы, с кем живёт тот или иной политический деятель, как изнасиловали (а, может, и не изнасиловали) девушку в компании друзей под алкоголь, как известная в прошлом телеведущая употребляет наркотики, а сын банкира гоняет на дорогом авто. Журналисты научились настолько мастерски «варить чепуху под клубы трубочного дыма», что зритель/читатель уже нисколько не удивляется диковинным новостям и зачастую даже не обращает на них внимание. Произошло, так называемое, информационное перенасыщение, когда даже важная и полезная мысль безнадежно тонет в потоках ненужной, лишней, лживой и бесполезной информации. Но эту ненужную, лишнюю, лживую и бесполезную информацию научились красиво заворачивать в яркие обёртки, устраивать про это громкий шум и показывать завлекающие картинки.

Думаю, и самоубийство Маяковского вполне получилось бы в таком балагане развесистой пошлой историей. Да, собственно, и получилось. Лиля Брик, противопоставление с Есениным, окна РОСТА, Сталин со своим «лучшим и талантливейшим поэтом нашей советской эпохи». 14 апреля 1930 года в маленькой комнатке коммунальной квартиры на Лубянском проезде, поэт выстрелит себе в сердце и навсегда шагнёт в классику советской литературы.

Кстати, получится так, что первыми о смерти Маяковского узнают именно сотрудники «Комсомольской правды». Соседка Маяковского, прибежавшая на выстрел, увидит на столе поэта удостоверение сотрудника «КП» №387 и, найдя в нём номер телефона, позвонит в редакцию.

Поэта похоронят, на Новодевичьем кладбище появится памятник из красного гранита. Да, собственно, где только впоследствии не появится многочисленных памятников Маяковскому! И начнут из него лепить совсем другого человека. Используя государственную пропаганду, которая, как мы сегодня знаем, почти всесильна. Потому что тогдашний ГИЗ (Госиздат или Государственное издательство РСФСР) и мечтать не мог об эре интернета. Но суть от этого не меняется. Может поэтому «Четырёхэтажная халтура» по-прежнему актуальна?

С молотка

литература пущена.

Где вы,

сеятели правды

или звезд сиятели?

Лишь в четыре этажа халтурщина:

Гиза,

критика,

читаки

и писателя.