Звезды

«Чужой: Завет»: Прекраснодушное скоттство

На манеже все те же: Скотт-проказник, слюнявая жуть из космоса, разодранные в клочья статисты и сразу два Фассбендера, с упоением мечтающие об электроовцах. Лепота…
Чужой: Завет

Чужой: Завет

Рейтинг фильма

Рейтинг фильма

Дедушка Скотт продолжает чудить — и с каждым разом это у него выходит все чудесатее и чудесатее. Вплотную приблизившись к 80-летнему рубежу, маэстро наел себе такую степень философской абстракции, что мнение конкурентов, бубнеж критики и недоумение широкой публики для него значат чуть менее чем ничего. Он уже давно не творит, а вытворяет. И если вы находитесь с ним на одной волне, то будет вам счастье. Ежели нет — готовьтесь нудить о том, насколько вода раньше была мокрее, зеленее и водянистее. Новый «Чужой» — это вам не старый. Его вполне можно было бы назвать «Чужой Прометей», потому как тут в равных долях намешан чудной экзистенциализм, остроумие на грани фола и подростковое восхищение искусно выпотрошенными человеками. Лихое кино, которое, безусловно, соберет свою кассу. Потому что довольных будет больше, чем расстроенных. Потому что снимает Скотт по-прежнему от винта и от бедра. Потому что в прокате этот релиз неполиткорректно смотрится слоном среди мосек.

***

Добро пожаловать в космос, друзья! Тот самый, из которого на большой экран сыплются исключительно ужасы. Тот самый, в котором никто не услышит ваш крик. Тот самый, который постоянно бороздят гигантские космические корабли незадачливых колонизаторов, любящих разделиться, спуститься в подвал, потрогать заразу и заглянуть в кокон. На этот раз корабль носит пророческое имя «Завет», но ничего нового будущим поколениям члены его команды завещать не смогут. Они по традиции потерпят аварию, отклонятся от курса, сядут на неведомую гостеприимную планету, встретят там Фассбендера с жутковатыми спецэффектами и мужественно станут героями в разнообразных позах и обстоятельствах. Собственно, именно ради поз, обстоятельств, спецэффектов и Фассбендера этот фильм обязательно стоит посмотреть.

Фото: film.ru

Фото: film.ru

Пожалуй, только Скотт и смог бы оторвать этот пепелац от земли. Ни выскочка Блокамп, ни ремесленник Карузо, ни многие-многие другие, пускающие режиссерские слюни на ксеноморфов, никогда бы не оживили сколь глубокий, столь же и безбашенный проект. А у Ридли в рукаве оказалось столько КЦ, что он в одних малиновых штанах, без гравицапы, на голой адреналиновой тяге зашвырнул эту рабадуду в космос, чтобы там поджечь и наслаждаться искорками.

Вообще, постоянный поиск своего стиля и новых в нем возможностей — это отличительная черта старины Скотта. Стоит лишь зрителю расслабиться и решить, что он знает этого режиссера вдоль и наискосок, как Ридли начинает ходить в кадре колесом, плодить по 50 оттенков синего в минуту и нарезать коллекционный трэш. «Советник», «Прометей», спродюсированные «Табу» и «Майндхорн» — найти два однотипных релиза в этом списке последних лет сложнее, чем пару одинаковых носков утром 1 января. Их объединяет разве что кричащая странность, плохо скрываемое безумие и атмосфера смутного лохотрона, прорывающаяся сквозь стройный гул отлаженных киномеханизмов. На просмотре фильма «Чужой: Завет» вам предложат тот же халатик, только с перламутровыми пуговицами, испанскими сапожками и карманной гильотинкой для шаловливых пальчиков.

Фото: film.ru

Фото: film.ru

Это монументальный симбиоз вдумчивого богоборческого гуманизма с трэшем, угаром и в хорошем смысле содомией (если у содомии, конечно, имеются хорошие смыслы).

Тут есть визуальная стилистика и философия «Прометея», но философствуют, скорее, молотом, а чувство, толк и расстановку меняют на традиционный юношеский расклад «отряд самоубийц против хрени необыкновенной». Имеются старательные аллюзии на первые части франшизы — в персонажах, мотивах, сюжетных закоулках. Но на этот раз никто не старается разложить нам на тарелочке инопланетную жизнь, на передний план выходят мысли о количестве человеческого в человеках и их изделиях. А потому куда интереснее тут наблюдать не за очередным полупрозрачным клоном Рипли, а за могучим андроидом Фассбендером, коих расщедрившийся Скотт впихнул в кадр целых два. Собственно, их диалоги, конфликт и противоречия и являются центром силы фильма. Тут вам и новая ступень эволюции, и проблески чуждого сознания, и гуманистический экстремизм во имя отрывочно светлого завтра. Оба Фассбендера хороши, но, поверьте, ни с одним из них вы бы не захотели оказаться в замкнутом помещении.

Фото: film.ru

Фото: film.ru

Как, впрочем, и с изрядно мутировавшими ксеноморфами, которым тут, по понятным причинам, уделен весьма немалый кусок торта. Ребятки все так же страшны, изобретательны и практически идеальны в таком непростом деле, как уничтожение любых признаков жизни в радиусе десяти километров. С точки зрения фашизма они прекрасны, хотя в отдельных моментах, думается, даже Гитлер мог бы поперхнуться попкорном.

В качестве дегтя в эту бочку кинорадостей впрыскивается разве что инвалидная логика человеческих персонажей, которые в своем будущем не видели ни одного ужастика, а потому на протяжении всего фильма отчаянно прутся ровно туда, где максимально высока вероятность сменить коньки на белые тапочки. За одну фразу «загляни в кокон — там красиво» надо давать премии Букера, Пулитцера и Дарвина одновременно. Ну и манера съемки в самых динамичных моментах несколько подкачала — уж от кого, а от Дариуша Вольски как-то не ожидалось эпилепсии в экшен-сценах. Зато панорамы он по-прежнему снимает могучие и глубина кадра такая, что Любецки обзавидуется.

Фото: film.ru

Фото: film.ru

Так что, если вы хотите нуарного экзистенциализма с уклоном в мизантропию — вам сюда. Жаждете разбитного сайфая с нечеловеческим прикусом и прочей дичью — пришли по адресу. Нравится кровавая баня, лютый хоррор и красочное извлечение ливера, сдобренные цинизмом, солипсизмом и капитализмом — как раз под это заточены минимум 60 минут из заявленных 122-х.

Да и вообще, хорошее кино. Прекрасное. Душевное. Скоттское.

Заглядывайте, в общем, в кокон, не стесняйтесь — там красиво.