Звезды28 мая 2017 7:30

Канны-2017: Кто получит награды

Сегодня будут подведены итоги 70-го Каннского фестиваля
Кадры из фильма «Тебя никогда здесь не было»

Кадры из фильма «Тебя никогда здесь не было»

Жюри, как водится, может наградить любой из представленных фильмов. Гадать на кофейной гуще бессмысленно. Ни критические рейтинги, ни позитивное или негативное "сарафанное радио" для жюри, состоящего из диаметрально противоположных по умонастроениям и эстетическим пристрастиям людей, ровно ничего не значат. На чем может сойтись Уилл Смит с Педро Альмодоваром и какой-нибудь Аньес Жауи? Опыт показывает, что на чем-то среднем. Например, на вполне себе невыносимом "Родене" Жака Дуайона - выспреннем повествовании из жизни великого скульптора (спасибо, что это не подробный биопик), фиксирующем детали изготовления им скульптурной группы «Врата ада» и статуи Бальзака, а также нюансы его неудачного сожительства с Камиллой Клодель, закончившегося для нее сумасшедшим домом.

Кадр из фильма "Роден"

Кадр из фильма "Роден"

Его натурщица и помощница Клодель, недооцененная во времена гендерного неравенства как полноценная творческая единица, предстает в этом произведении более земной, полнокровной и страстной женщиной, чем в ее более романтических экранных воплощениях Изабель Аджани и Жюльет Бинош. То, как артист Венсан Линдон в окладистой накладной бороде со значением колупает заранее заготовленный мрамор, а также приветствует коллег по фамилиям, чтобы всем было ясно, кто эти люди («Сезан! Моне!») члены жюри актрисы Джессика Чистейн и Фан Бинбин запросто могут счесть большим искусством. Практически достойным Родена.

Кадр из фильма "Сияние" Наоми Кавасе

Кадр из фильма "Сияние" Наоми Кавасе

О том, что французы не обидят себя в год юбилея, говорят все. И одним из главных кандидатов на каннское золото является соцреалистическая драма из времен эпидемии СПИДа, «120 ударов в минуту» Робина Кампийо, о которой мы уже писали. Есть шансы растрогать жюри у японского «Сияния» Наоми Кавасе, только что награжденного призом экуменического жюри. Деликатная, хотя и не без сиропа, мелодрама имеет главной героиней представительницу редкой профессии - она готовит словесные описания фильмов для слабовидящих или слепых людей. Проверяя свою работу на «зрителях», она знакомится с теряющим зрение фотографом, который научает ее, что красота - это то, что вот-вот исчезнет. Жюри вполне себе может близко принять к сердцу этот мессидж.

Кадр из фильма "Хорошее время"

Кадр из фильма "Хорошее время"

Меньше шансов у свежей и энергичной американской криминальной драмы с несоответствующим действительности названием Good Time («Хорошее время»), кажется, самых молодых участников конкурса, братьев Сафди. Роберт Паттинсон, как пишут американские критики, играет в ней лучшую роль своей жизни - грабителя банков по имени Конни, чей беспечный образ жизни не мешает ему опекать его младшего брата Ника, страдающего от проблем с умственным развитием (его играет один из братьев-режиссеров, Бенни Сафди). Освободив Ника от добровольно-принудительного лечения, Конни отправляется вместе с ним на очередное ограбление (весьма лихо придуманного) - видимо, с профилактической целью. Но что-то, как обычно, идет не так, и вот брата снова надо освобождать, только уже из тюрьмы. Все это весьма головокружительное действо уложено в одни сутки и всего в 100 минут экранного времени - с точки зрения зрителя это и вправду Good Time, хотя о вызывающих всяческое сочувствие героях-лузерах этого, конечно, не скажешь.

Помимо Паттинсона, традиционно отличился в мужской роли выдающийся Хоакин Феникс. Если жюри оставит его без наград, это будет, конечно, несправедливо - впрочем, на лице погрузневшего и заматеревшего Феникса красноречиво написано, что он думает о призах и всяких там жюри. В фильме на глазах обретающей культовый статус британки Линн Рэмзи «Тебя никогда здесь не было» актер играет вариацию классической роли Роберта ДеНиро в «Таксисте» - вернувшегося из неких «горячих точек» (где дети убивают друг друга из-за шоколадки) экс-солдата, ныне промышляющего в задыхающемся от криминала и коррупции Нью-Йорке заказными убийствами. Орудием расправы у персонажа Феникса, как правило, является молоток - на сцене выбора им инструмента в хозяйственном магазине зал покидают особо нервные зрители. И правильно: орудует им герой часто и со знанием дела. Главным же орудием Рэмзи является великолепный монтаж - картина продолжительностью в 95 минут становится дайджестом главных свершений в криминальном жанре, с отсылками на всех, от Хичкока до Скорсезе, причем без ущерба для человеческого содержания, которым наполняет это высококлассное режиссерское упражнение в жанре неподражаемый Феникс.