Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+18°
Boom metrics
Экономика14 июня 2017 22:00

Налоговая служба и Росздравнадзор разработали систему маркировки лекарств для борьбы с жуликами

Это поможет гораздо быстрее избавить рынок от подделок
Цель государства - полностью «обелить» рынок лекарств. Это избавит покупателей от подделок. Фото: Ананова Мария

Цель государства - полностью «обелить» рынок лекарств. Это избавит покупателей от подделок. Фото: Ананова Мария

В ближайшее время каждая упаковка лекарств будет на счету. С индивидуальной маркой, которую невозможно подделать. Об этом «КП» рассказали в Федеральной налоговой службе и Росздравнадзоре. Там разработали специальную систему, с помощью которой будут маркировать все медицинские препараты. Цель государства - полностью «обелить» рынок лекарств. Это избавит покупателей от подделок. Пилотный проект стартовал с начала 2017 года, а информационная система маркировки запущена с 1 июня. Зачем это нужно государству? И что от этой новой системы нам как посетителям аптек?

ТРЕНИРОВКА НА ШУБАХ

В последний год Минпромторг и ФНС проводили эксперимент. Взяли одну небольшую отрасль, рынок шуб, и тестировали на ней систему маркировки. Сюрпризов выявилось много.

- Шубы - это компактная и сезонная отрасль. Поэтому она стала идеальной для обкатывания технологии, - объясняет Ольга Чепурина, начальник Управления обеспечения контроля оборота товаров Федеральной налоговой службы. - Мы опросили отраслевые ассоциации, посмотрели маркетинговые исследования, чтобы понять, что это за рынок. Нам говорили: максимум 2,5 тыс. участников рынка, объем продаж - 8,5 млрд. рублей в год. Но по факту разница оказалась кратной: почти 9 тысяч участников, почти миллион проданных шуб и 54 млрд. рублей оборота. Оказывается, мы вообще ничего не знали об этом рынке.

Похожие системы маркировки есть и в других странах. Например, в Армении и Беларуси. Но там на товар ставят защищенную метку при производстве. И это считается достаточным, чтобы защитить от подделок. В России делают более продвинутую систему. Специальная метка несет всю информацию не только о товаре, но и о том, кто его произвел, кто продал, когда и за сколько. То есть, в системе фиксируется весь рост стоимости: от производителя до конечного продавца. И тут налоговикам, как говорят, открылась бездна.

Во-первых, недоплата таможенных сборов. Во-вторых, самые изощренные формы ухода от налогов (подробнее - см. графику). И в-третьих, попытки обойти уже новую систему.

- Нам один из покупателей рассказал. Покупал жене шубу, а в магазине ему говорят: мол, марка для отчетности нужна, давайте мы ее сейчас снимем до оплаты. Утюгом отпаривали, но все-таки сняли, - говорит Андрей Батуркин, замглавы Федеральной налоговой службы. - То есть смогут по этой марке еще одну шубу продать. А мы будем знать только об одной.

Новые проекты, реализуемые налоговиками эту лазейку закроют. Маркировка будет увязана с онлайн-кассами. И тогда платеж просто не пройдет, если продавец не считает сканером метку.

На разработку системы, ее внедрение и инфраструктуру государство потратило около 630 млн. рублей. Но эти деньги отбились сразу же. Во-первых, на $8,5 млн. (почти 500 млн. рублей) выросли таможенные платежи. Во-вторых, увеличилась собираемость налогов с меховой отрасли - более чем на миллиард рублей. В-третьих, теперь систему можно использовать и в других сферах. Расширить список маркируемых товаров предложил премьер Дмитрий Медведев.

ПЛОХИХ ТАБЛЕТОК - ВСЕГО 1% ИЛИ БОЛЬШЕ?

Как пояснили в Росздравнадзоре, каждый год в России продается 6,5 млрд. упаковок различных лекарств. Гигантский рынок. Долю некачественной продукции (это и подделки, и брак, и контрафакт) оценивают по-разному. Некоторые эксперты называют цифру в 15% от оборота. Официальные данные проверок - меньше 1%.

- По лекарствам отрасль довольно прозрачная. У фармбизнеса жесткая сертификация. Есть система контроля качества на всех производствах, - поясняет Михаил Мурашко, глава Росздравнадзора. - Плюс есть система государственного выборочного контроля. Отбираем образцы лекарственных препаратов. Разными методами контролируем до 16%. Отсюда формируется вся статистика. Сейчас как устроена модель контроля: получил сигнал - съездил - проверил. И этот один процент - это по количеству упаковок. В деньгах доля некачественной продукции сильно больше. Некоторые лекарства стоят от 100 тысяч до миллиона рублей.

- Шубы - это песочница, в которой мы наработали необходимый опыт, и нашли много интересного, - говорит Ольга Чепурина. - А что будет с лекарствами, увидим.

Так или иначе, новая система позволит быстро убрать с рынка недоброкачественные лекарства, объясняют чиновники.

Как продавцы накручивают три цены и уходят от налогов

Как продавцы накручивают три цены и уходят от налогов

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

УЧЕТ И КОНТРОЛЬ ПО ВСЕЙ ЦЕПОЧКЕ

- Это новый инструмент госрегулирования отрасли и попытка понять, что происходит в нашем государстве: кто что покупает и продает, какие остатки на складах, - говорит Андрей Батуркин. - Как говорил Ленин, учет и контроль. Причем по всей цепочке.

Во-первых, это позволит планировать распределение жизненно важных лекарств по регионам и быстро изымать некачественный товар из аптек.

- Программа знает о каждой упаковке, которая сошла с конвейера. Она отслеживает, у кого в данный момент находится эта упаковка. Можем управлять товарными запасами. Например, отправить в тот или иной регион больше лекарств, если там эпидемия гриппа началась. Или если партия оказалась бракованной (на производстве тоже случаются сбои) - можно нажать на кнопку и вывести из оборота всю партию, – поясняет Михаил Мурашко. - Для сравнения, сейчас мы пишем письмо, уведомляем больницы и аптеки. Они начинают проверять, есть ли у них некачественный продукт, потом отчитываются нам, как они его изъяли из продажи. Это трудоемкий и растянутый по времени процесс.

Во-вторых, система позволяет бороться с теми, кто наживается, например, на госзакупках. Сейчас бывает так, что лекарства попадают в больницы, а потом их перепродают. Когда система заработает: если препарат продан, то он убирается из базы и повторно ни продать, ни купить его нельзя.

И в-третьих, «обеление» рынка и рост доходов бюджета. Даже небольшой эксперимент с шубами показал, что потенциал здесь огромный.

ВЫРАСТУТ ЛИ ЦЕНЫ?

На первый взгляд, бизнес от такого нововведения не может быть в восторге. Во-первых, теперь налоговая будет знать обо всех накрутках и передвижениях товара. Во-вторых, производителям и продавцам теперь придется устанавливать дополнительное оборудование. Одним - чтобы ставить эти метки. Другим - чтобы их распознавать.

- По моим ощущениям, затея не оправданна. Пока непонятно соотношение затрат и выгод. Система должна работать и на производстве, и в сложной системе доставки и в каждой аптеке. Все это требует дополнительного оборудования, программного обеспечения, отдельного специалиста. Придется все перенастраивать. Это немалые затраты, которые пока никто не считал. Но это явно миллиарды рублей. При этом фальсификат у нас - менее 1%, - считает Лариса Попович, директор Института экономики здравоохранения Высшей школы экономики. - Я здесь вижу два риска. Во-первых, это может отразиться на ценах. Потому что себестоимость производства вырастет. Во-вторых, монопольное владение всей информацией госорганами. Это коррупционноемко. На мой взгляд, систему нужно сделать полностью открытой (чтобы каждый мог иметь доступ ко всей информации). И необходимо, чтобы она была добровольной, а не обязательной. Тогда это не повлияет на цены.

- Затраты у фармгигантов, конечно, будут. Но в объеме их бизнеса это копейки. Они нам сами говорят: нас подделывают, мы тратим сумасшедшие деньги на маркетинговые исследования, чтобы понять, что и как продается. Плюс в крупных компаниях есть целые службы, которые борются с контрафактом. Для них это, наоборот, экономия. Выгода от внедрения маркировки для производителей в течение короткого промежутка времени перекрывает все затраты. Поэтому цены на лекарства от этого не вырастут, - объясняет Михаил Мурашко.

ПОДДЕЛОК СТАНЕТ МЕНЬШЕ

А что это дает нам, обычным аптечным клиентам? Как говорят эксперты, самое главное - уверенность, что не подсунут подделку. На глаз определить эффективность лекарства невозможно. Поэтому приходится верить тому, что написано на упаковке и в инструкции. С новой системой качество товара можно будет проверить сразу же. В аптеках планируют установить специальные штрих-сканеры (как в супермаркетах), где можно будет узнать, легально ли лекарство. Плюс любой сможет скачать мобильное приложение по считыванию штрих-кодов и получить всю информацию о товаре.

- Если информации о товаре не будет в системе, его не надо покупать. В противном случае шубу можете купить из кролика вместо шиншиллы. А по лекарствам - на подделку нарваться, - поясняют налоговики.

В будущем в ФНС хотят даже усовершенствовать систему. Если вы наткнетесь на подделку, можно будет через мобильное приложение подать жалобу в контролирующие органы.

БУДУТ ЛИ МАРКИРОВАТЬ ЗЕЛЕНКУ ЗА 15 РУБЛЕЙ?

Как поясняют в Федеральной налоговой службе, конкретные параметры работы системы будут определять после пилотного проекта. К нему уже добровольно присоединились несколько крупных фармкомпаний. Пока тестируют только несколько наименований лекарств - дорогих и довольно редких. Действовать хотят небольшими шагами, чтобы не получилось сбоев.

- Мы за поэтапный вариант, - говорит Андрей Батуркин. - На шубах почему отрабатывали технологии? Потому что рынок очень маленький. Допустим, вы решили подарить жене шубу на 8 марта. Приходите в магазин, а там висит табличка «Система маркировки не работает, приходите завтра». То есть купить шубу вы не сможете. Но ничего страшного для страны не произойдет, вы найдете другой подарок. А если подобное произойдет с лекарствами, это может стать большой проблемой. Поэтому ввели сначала добровольный порядок, потом будем потихоньку расширять перечень маркированных препаратов.

В полную силу система может заработать с 2019 года. Кстати, именно такую дату поставили и в Евросоюзе, где к переходу на такой тотальный контроль идут уже давно.

ПРОГНОЗ

Неужели всех промаркируют?

После успешного эксперимента с шубами в Минпромторге уже предложили распространить систему и на другие товары: вплоть до покрышек и постельного белья. Даже составили небольшой список (10 товарных позиций). Как объяснил глава ведомства Денис Мантуров, в него попали товары, «где фальсификат и незаконный оборот превышает 50%».

- Поступают многочисленные предложения: древесину маркировать или даже осетровых, - перечисляет Андрей Батуркин. - Но, как мне кажется, все новые пожелания должны исходить из целей, чего хочет достичь государство. С лекарствами все очевидно. Другие рынки надо анализировать.