Премия Рунета-2020
Россия
Москва
-6°
Звезды18 июля 2017 23:09

Спасти рядовых Райанов

В прокат выходит военная драма Кристофера Нолана «Дюнкерк»
Нолан не делает в этом фильме каких-то выдающихся кинооткрытий, он «всего лишь» открывает заново полузабытую страницу военной истории ХХ века

Нолан не делает в этом фильме каких-то выдающихся кинооткрытий, он «всего лишь» открывает заново полузабытую страницу военной истории ХХ века

Фото: кадр из фильма

Портовый город во Франции, чье название с трудом выговаривают поклонники предыдущих фильмов Нолана (про Бэтмена и не только), стал для англичан важным поворотным пунктом в начале Второй мировой войне: после военно-морской катастрофы при Дюнкерке они поняли, что отсидеться на своем острове им не удастся. Посвященный ей, а точнее операции по спасению окруженных немцами английских солдат фильм Нолана может стать поворотным пунктом и в карьере автора «Темного рыцаря», «Начала» и «Интерстеллара», впервые решившего припасть к страницам истории и снять кино по канве реальных событий. Свою военную операцию он провел намного успешнее адмиралов Черчилля и теперь ему явно светит за нее статуэтка «Оскара», невозможная за экранизации комиксов.

История о спасении 300 тысяч человек под непрерывным 8-дневным огнем противника сама по себе очень трогательна. Черчилль планировал спасти «всего» 30 тысяч, экономя военные корабли и самолеты для грядущих сражений. Тогда на спасение соотечественников бросились владельцы мелких яхт и любых плавучих суденышек, которые под бомбардировками немцев и перевезли основную массу британских солдат на родину, где их и встретили как героев.

Нолан не может отказать себе в своих традиционных играх с экранным временем, и события в первой половине фильма развиваются слегка путанно. Зато ближе к концу он берет себя в руки, и сдержанно- мелодраматический дух, столь ценимый американскими киноакадемиками, наконец берет верх над отчетливыми режиссерскими понтами, весьма впечатляюще уравновешивая оные - в общем, за судьбу «Оскара» в следующем году можно особо не волноваться.

Остроумцы начали уже оттачивать перья, сравнивая «Дюнкерк» с военной драмой Никиты Михалкова «Предстояние» из дилогии «Утомленные солнцем-2», тем более что в ней тоже имелась масштабная батальная сцена на море и в воздухе, да и вообще шла речь о поражениях начала войны. Этим, а также высокобюджетной технологичностью, собственно, все сходство и ограничивается. Нолан явно снимает кино, на которое могут пойти дети 13 лет (впрочем, от этого сборы «Дюнкерка» явно не взлетят до высот «Темного рыцаря»). Поэтому в «Дюнкерке», к счастью, совсем нет кадров с оторванными конечностями и намотанными на штурвал кишками. С другой стороны, тему кишок закрыл в своем последнем фильме Мэл Гибсон - после него это стало уже совершенно бессмысленно. Нолан не делает в этом фильме каких-то выдающихся кинооткрытий, он «всего лишь» открывает заново полузабытую страницу военной истории ХХ века. Не забыв и о старомодном гуманизме - пусть и в аранжировке сверхсовременной операторской техники, выдающихся звуковых эффектов и почти невидимой компьютерной графики.