2017-08-04T02:42:35+03:00

Николай Бурляев: Смерти от рака бронхов не боюсь

В свой семьдесят первый день рождения актёр стал оптимистом
Поделиться:
Комментарии: comments10
Актер Николай Бурляев. ФОТО Владимир Гердо/ТАССАктер Николай Бурляев. ФОТО Владимир Гердо/ТАСС
Изменить размер текста:

- Николай Петрович, в прошлом году мы отмечали ваш юбилей, но нынешний год для вас тоже юбилейный. Полвека с момента выхода "Андрея Рублева", 85 лет Андрею Тарковскому...

- Да, вы правы. Буквально на днях в Суздале мы установили, наконец, памятник Андрею Тарковскому и фильму "Андрей Рублев". Первый в мире памятник великому режиссеру. Странно, что до сих пор нет памятника режиссеру в Москве, и до сих пор нет музея великого рода Тарковских... Даст Бог, власти дозреют до осознания того, что Тарковский - фигура планетарного масштаба.

- Нет, ну в Москве все же есть памятник ВГИКовцам у института кинематографии, там Тарковский стоит.

- Я же не о шаржах говорю. У ВГИКа установили шарж, там не Тарковский, не Шпаликов и не Шукшин... никто на себя не похож. Но бог с ним, пуская даже два памятника. И все равно это очень мало. Нужно поставить монумент и в Завражье, на родине Андрея Арсеньевича, и в Рязани, где он сам отделал избу... Об этой избе он говорил незадолго перед смертью. Юсов вспоминал: «видел Андрея, он исхудал, зол, бледен и все повторял: как я хочу в Россию, как мечтаю о домике под Рязанью, вижу его во сне...»

- Тарковский похоронен во Франции, думаете, надо вернуть прах на родину?

- Конечно, это нужно сделать. Андрей Арсеньевич всегда говорил: "как бы трудно ни было, надо жить и работать в России". Он ведь и умер потому, что остался без родины. Страстно хотел домой, но рядом же была Лариса Пална... Но это - отдельная тема. Она говорила: «нет, Андрей Арсеньевич, нам нужно в Лондон, нужны деньги... И вот итог – заболевание Тарковского, рак бронхов и скорая смерть...

- По прошествии времени вам открылось что-то иное в работе с Тарковским?

- Да, пожалуй. Я говорил раньше, что Тарковский не работал с актерами. Помню, готовится сложная сцена, мы напряжены, а Андрей шутит. Взял клизмочку, которой продувают пленку и дует в уши сотрудников: Юсову дунул, ко мне подошел... Я говорю: Андрей, мне сейчас играть, поработай со мной. А Тарковский громко, на публику, отвечает: «А ты знаешь, что Рене Клер ответил журналисту, на вопрос « как вы работаете с актёрами»? Он ответил: «Я с ними не работаю, я им плачу деньги»… Тебе платят 120 рублей, вот и давай.., играй…» Правда после этой шутки он подошёл, как обычно и начал, что-шептать на ухо, готовить к съёмке. Сейчас я смотрю фильм и понимаю: ну как же не работал, если мы - и я, и Анатолий Солоницын - играем самого Тарковского. Мы ведь даже ногти оба покусываем в кадре, как это делал Андрей Тарковский . Да и я сам - не Бориска, я в жизни мягче. Жесткость моя в фильме - от Андрея Арсеньевича.

Николай Бурляев в фильме Андрея Тарковского "Андрей Рублев", 1966 год

Николай Бурляев в фильме Андрея Тарковского "Андрей Рублев", 1966 год

- Получается, вы двое были альтер-эго режиссера?

- Да, как мне кажется, и есть тому страшное подтверждение. Как известно и Тарковский, и Анатолий Солоницын умерли от одной той же болезни – рак бронхов.. Когда Тарковскому медики объявили приговор, Во Франции не принято ничего не скрывать от пациента, он приехал в Италию и написал в дневнике: ухожу от той же болезни, что и Толя Солоницын. И это о многом говорит. Солоницын был особенным артистом для Тарковского, который изначально писал главную роль для Смоктуновского. Что-то не сложилось, появился новый кандидат - Станислав Любшин... И вдруг на кинопробы пришел Анатолий Солоницын. Лысый, комплексующий перед Тарковским. Он был похож не на Рублева, а на учителя, инженера... Но Тарковский интуитивно осознал, что Солоницын - родственная ему структура личности.

- А вы и Тарковский - люди одной структуры?

- Полагаю, что так...

- Не боитесь?

- А чего бояться? Пневмонией я уже переболел. Остального не боюсь. Нужно просто знать об этом и жить дальше, делать свое дело, осуществлять мечты.

- Какие у вас мечты?

- Начал предлагать власти вывести культуру из рынка.

Нельзя всё измерять рынком. Мировая и наша киноиндустрия заточены на успех в первый уикенд. Напомним, что великий фильм "Андрей Рублёв" - не имел успеха в первый уикенд, однако за 50 лет перекрыл кассовые рекорды и деньги приносит до сих пор.

Кинокартина "Лермонтов", 1986 год. Сценарист, режиссер и исполнитель роли поэта - Николай Бурляев. Фотохроника ТАСС

Кинокартина "Лермонтов", 1986 год. Сценарист, режиссер и исполнитель роли поэта - Николай Бурляев. Фотохроника ТАСС

- Есть же исключения: когда и фильм хороший, и деньги в первый уикэнд приносит?

- Есть, но в режиме исключения. Министерство культуры очень гордится фильмом "Экипаж", приводит его в пример. А я говорю: "Экипаж", это удовлетворительно, но не отлично. Слабая драматургия, слабая режиссура. Актёрам нечего играть. Спецэффекты липовые.

- А фильмы Звягинцева как же? Он не раз говорил, что любит Тарковского и следует его традиции.

- За Андрея Звягинцева я тревожусь. Не той дорогой он идет. Мне рассказывали как в Каннах «голые спины и бабочки» аплодировали минут десять его "Левиафану". Но это не показатель. Эти «голые спины и бабочки» аплодировали потому, что Запад хочет видеть Россию именно такой. Однажды обращаясь к Звягинцеву в телевидении я сказал: «Андрей, мы с тобой оба любим Тарковского. Но если фильмы Андрея Арсеньевича возвышали и облагораживали человека, то ты избрал другой путь. Тарковский был патриотом своей страны. Не стоит плевать в колодец...

- Николай Петрович, вот вы осуждаете Звягинцева за то, что он порочит родину, но разве не за то же самое в этом году получил "Золотого Витязя" британский режиссер Кен Лоуч, снявший фильм "Я Дэниэл Блейк". В нем режиссер показал бесправие человека перед государственными структурами Англии.

- Правильно спросили. Но все же Звягинцев и Лоуч - про разное. Фильм Кена Лоуча затрагивает очень болевые точки. Такую Англию, про которую говорит Лоуч, я знаю. У меня там брат живет, я туда езжу. Россия другая. Все тенденциозно, только какую тенденцию ты, художник проводишь.

- В прошлом году вы говорили о том, что снимаете фильм о легендарном Дмитрии Михайлике, нашем легендарном герое, генерал-лейтенанте, участнике войны которому уде 97 лет...

- Да, вы знаете, я хотел... Но главный герой просил меня сделать фильм не о нем, а переключиться на отряд "Лидер" МЧС. Дмитрий Михайлик - он еще и председатель Центрального совета ветеранов МЧС России. Поэтому сейчас я работаю над фильмом об этом уникальном отряде, своего рода спецназе МЧС.

- На днях вы говорили с Мединским по поводу судьбы кинотеатра "Ударник"...

- Да, я предложил создать на базе "Ударника" многофункциональный культурный центр «Золотой Витязь». "Ударник" ведь безхозный по сути... там на втором этаже рыбный ресторан, а на первом устраивают изредка выставки так называемого современного искусства...

Я предлагаю создать в центре Москвы место позитивной культуры. Здесь будут лучшие оркестры, хоры, лучшая живопись... Словом, будет гарантированное место показа высот духа наших современников. Мединскому идея понравилась, он пообещал поддержать обращение к Собянину.

- Какое будет кино, я, примерно, представляю. А что по поводу современных художников?

- У нас есть великий русский художник Александр Шилов, который практически Рембрандт нашего времени, замечательный Сергей Андрияка, Дмитрий Белюкин, Василий Нестеренко, недавно ушедший от нас Павел Рыженко, Когда мы показываем эти работы на славянском форуме искусств, люди в очереди выстраиваются и двери выламывают, чтобы увидеть это чудо.

- Помню, некоторое время назад вы были очень пессимистично настроены и говорили о том, что бой за душу человека проигран...

- Знаете, я вновь стал оптимистом. Это случилось после подписания Президентом Указа о новой государственной политике. Недавно на общественном совете Минкультуры предложил, чтобы «национальное достояние Газпром» послужило национальной культуре. Нужно, чтобы газпром перечислял один процент от продажи за рубеж углеводородов на культуру. Идея хотя и звучит утопично, однако вполне реальная. Газпром не обеднеет, а культура поднимется.

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также