Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Общество15 августа 2017 11:10

Баттл и пустота

Почему 10 миллионов просмотров поединка Оксимирон-Гнойный не показатель успеха
Зачем это посмотрело 10 миллионов человек? Каждый 15-й в стране, грубо говоря. Зачем?!

Зачем это посмотрело 10 миллионов человек? Каждый 15-й в стране, грубо говоря. Зачем?!

За сутки баттл Оксимирона с Гнойным посмотрели 10 миллионов человек, и это стало новостью дня, встревожившей общество. Не самим фактом баттла, а числом просмотров. В августовской разреженной атмосфере даже информагенствам нечем больше было заняться, как отслеживать счетчик на Youtube. Семь миллионов, восемь, уже девять!

- Если все смотрят, значит, что-то в этом есть, - думали даже те, кто про Оксимирона (не говоря уж про Гнойного) слышали первый раз в жизни. И лезли добавлять новые просмотры.

И главный вопрос, который оставался у большинства после просмотра - а что это было? Зачем это посмотрело 10 миллионов человек? Каждый 15-й в стране, грубо говоря. Зачем?!

И всем страшно сказать вслух - незачем! А ничего это не было. Вспышка на Солнце, возмущение магнитного поля Земли, иллюзия танцующего моста в горячем воздухе. Так вот причудливо сошлись пустота информпространства, общественный самогипноз и страх показаться отсталым ретроградом, купцом в засаленном халате, морщащимся на грамофон «опять эти немецкие штучки, навыдумывают же, пороть их надо».

Один Лоза покрыл всех участников баттла ответным трехметровым, но ему можно, у него репутация такая. А нам же надо понять, всмотреться, а вдруг это то самое завтра уже незаметно подкралось, а мы не готовы, до сих пор чистим свои айфоны кирпичом, а в Англии давно уже не чистят.

Каждый раз общество взрослых впадает в этот самообман - ну вот оно, пришло, то новое племя, в котором мы ничего не понимаем, но его ведь слушает молодежь, будущее за ним. Так в «Песню года» на заре Перестройки начали звать рокеров, потому что вроде как это модно. Так двадцать лет назад появилась шутка, что «Дискотеку 90-х» нужно снимать прямо сейчас, потому что потом песни вроде «Буду погибать молодым» никто и не вспомнит. Все сбылось, никто не помнит, что пели в 90-х. Никто не знает, зачем был нужен и куда делся Сергей Челобанов? Никто не узнает на улице Дэцла, который вырос и не афиширует, что он это был он.

Но как так - ведь 10 миллионов просмотров! Ведь бьет Оксимирон на трассе свой спорткар и со смехом советует всем пристегиваться. У них миллионы (откуда? Кто дал? За что?), а у тебя зарплата, три подписчика в инстаграме и ипотека, кто ты такой, чтобы судить?

Мы просто не успеваем рассмотреть ответы в мелькании деревьев за окном нашего быстрого времени. Только вспомним потом, много спустя, когда появится время, что была вроде такая Саша Спиллберг с миллионами просмотров, а где она сейчас? Не то чтоб интересно, но ведь была же, завидовали ей. И Ольга Бузова тоже с миллионами подписчиков, затмевала Пугачеву. А с Дианой Шурыгиной что там, поженились они с Малаховым? Неважно, некогда.

Мы же меряем имеющимися у нас мерками, вытаскиваем каждый раз из книжного шкафа очередную, прикладываем - подходит-нет? Маяковский может? Или Есенин? Рождественский вроде любил так же рифмовать?

Талантливый человек Оксимирон, востребованный, но не ему учить нас жизни.

Это не литература, не поэзия и даже не стихи. Ничего эти ребята не создают. Заявляя свою культуру, они ни на шаг не могут отойти от трех веков, лежащих у них за спиной. Они не способны создавать образы, а только пытаются продавать публике давно созданные. Пушкин создал их сотню - от «гения чистой красоты» до «глубины сибирских руд», сколько создал Оксимирон?

И их дело безнадежно, потому что публика образы уже не считывает. Когда в 90-х и ранее говорили «Штирлиц» и «Чапаев» - всем было понятно, что они значат. Но для аудитории рэп-баттла это уже полупустые слова, никто не смотрел «17 мгновений», а новые образы для них никто не создал. Ни одного не появилось за последние десятилетия. Ни одного.

Они тянутся, пытаются приложить на себя, не темные мы, имеем представление - Есенин, Пушкин вот. А зачем для этого выходить на баттл? Это все Ахматова написала 70 лет тому назад. Даже постмодернизм их не вывозит.

Образованный Оксимирон завершил свою часть Гумилевым. Впечатление нашего косного большинства от этого баттла задолго до его начала выразил Иосиф Бродский, который тоже был не дурак в постмодернизме:

«Реки в Азии выглядят длинней, чем в других частях

света, богаче аллювием, то есть -- мутней; в горстях,

когда из них зачерпнешь, остается ил,

и пьющий из них сокрушается после о том, что пил».

Раунд!

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Варвар, верни мне мои стадионы

Евгения КОРОБКОВА

Новые поэты дают зрителям почувствовать темп времени

Баттл Гнойного и Oxxxymiron я смотрела с большим удовольствием. Впрочем, среди зрителей было много профессиональных мастеров слова с именем, с премиями, с публикациями в толстых журналах, от которых мы привыкли слышать презрительное «это не поэзия».

Нате! Варвар вернул поэтам их стадионы, о которых они так сокрушались. 11 миллионов просмотров на YouTube, и тему, что поэзия не нужна, можно закрыть. (подробности)