Премия Рунета-2020
Россия
Москва
-6°
Boom metrics
Общество12 сентября 2017 18:47

Линия на Сахалин

Во время своей рабочей поездки в Сахалинскую область Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота встретился с главой региона Олегом Кожемяко, посидел за рулем “БелАЗа” на угольном разрезе и увидел сивучей на острове Монерон
Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота и губернатор Сахалинской области Олег Кожемяко. Фото: Евгения Белякова

Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота и губернатор Сахалинской области Олег Кожемяко. Фото: Евгения Белякова

Край, где встает Солнце. Самый восточный регион России и крупнейший остров страны, в лесах которого обитает три с половиной тысячи медведей. Когда-то - каторжная земля, полную перепись населения которой лично провел Чехов. Область, в первом квартале этого года обогнавшая по объемам прямых иностранных инвестиций Москву и Санкт-Петербург. В последние годы Сахалин стал еще и площадкой интенсивно развивающегося сотрудничества с Беларусью. Почему для этой кооперации не помеха даже семь тысяч километров, отделяющих республику от острова, разбирался Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота, который в начале сентября приехал в регион с рабочей поездкой.

Мир в разрезе

Солнце, отражаясь в облаках, слепит глаза. Вокруг - заросшие густым лесом зеленые сопки. А дальше - как будто цветная пленка закончилась - черно-серый мир Солнцевского угольного разреза в Углегорском районе, с уступами гигантского карьера, которые переливаются всеми оттенками темного. Но вот в облаках черно-серой пыли возникают мощные оранжевые пятна - силуэты “БелАЗов”. У ООО “Восточная горнорудная компания” их тут больше полусотни, в основном - 130- и 220-тонники. Григорий Рапота признается, что на открытом угольном карьере он побывал первый раз в жизни.

Солнцевский угольный разрез. Фото Евгении Беляковой

Солнцевский угольный разрез. Фото Евгении Беляковой

- На картинках я это все видел, наблюдал проездом со стороны, но так подробно никогда не знакомился с работой. Масштаб, организация процесса здесь действительно впечатляют. Я поговорил с водителями “БелАЗов”, с инженерами - все они дают очень высокую оценку этой машине.

Госсекретарь Союзного государства рассказывает, что отдельно речь зашла о сервисном обслуживании машин: 8-10 лет назад это нередко бывало проблемой у заказчиков продукции “БелаАЗа”. Сейчас ситуация изменилась. Авто-колоссов обслуживает на разрезе специально созданный сервисный центр. При этом карьер расширяет масштабы производства (через пять лет добычу угля тут собираются довести до 10 млн тонн в год - с 4 млн нынешних), так что взаимодействие горнодобытчиков с машиностроителями из Беларуси будет становиться еще интенсивнее.

Около "БелАЗа" на угольном разрезе. Фото Евгении Беляковой

Около "БелАЗа" на угольном разрезе. Фото Евгении Беляковой

Белорусские саженцы на краю света

О поставках техники белорусских машиностроителей как о ключевом аспекте сотрудничества области с республикой говорил и губернатор Сахалина Олег Кожемяко. Вместе с Григорием Рапотой он встретился с группой журналистов из России и Беларуси, участниками пресс-тура "Сахалин - перспективный край развития", организованного Постоянным Комитетом Союзного государства и МИА "Россия сегодня". Помимо “БелАЗов” на остров прибывают и трактора Минского завода, и коммунальная техника “Амкодора”. С последней компанией, кстати, сахалинцы собираются вести переговоры о разработке специализированных машин для уборки снега. Для региона это больной вопрос: снежные циклоны, бывает, на сутки парализуют автосообщение на острове.

- У нас один народ, мы по многим позициям можем с Беларусью работать на доверии, - сказал Олег Кожемяко.

- Расположение и доброе отношение к белорусам, конечно, есть. Но вообще у вас специалисты достаточно прагматичные, - уточнил Григорий Рапота. - И прежде чем отобрать какой-то товар, он тщательно взвешивается на весах цена-качество. И тут уже без всяких скидок - это вопрос прежде всего конкурентного преимущества.

Помимо техники, Беларусь поставляет на остров сельскохозяйственные технологии, направляет специалистов-животноводов и агрономов. Белорусы спроектировали для Сахалина молочно-товарную ферму в селе Раздольном, а благодаря белорусским саженцам на острове возродили яблоневые сады.

- Вопрос для Сахалина заключался не в том, чтобы найти строителей для домов - они и сами строят неплохо, - рассказал Григорий Рапота о реализации проекта агрогородка. - И не в том, чтобы найти строителей для коровников, или где-то закупить высокопроизводительное молочное стадо. Тут хотелось решить вопрос в комплексе. Вот почему обратились к Беларуси - и очень быстро нашли там отклик и понимание. Белорусская сторона выступила в качестве проектировщика, причем с решением одновременно всех задач – социальных (жилье), технологических (строительство ферм), кадрового вопроса.

Агрогородок в селе Раздольное Корсаковского района. Фото Евгении Беляковой

Агрогородок в селе Раздольное Корсаковского района. Фото Евгении Беляковой

Олег Кожемяко поделился планами: вместе с министром сельского хозяйства Беларуси Леонидом Заяцем он вскоре собирается в Японию - искать совместные решения для агропромышленного комплекса.

- Посмотрим на японский и на белорусский опыт в семеноводстве и выберем, что применить на нашей земле. Сахалин может быть опорной точкой для реализации совместных с республикой проектов по поставками в Японию, в Корею, в Китай различных видов переработанной сельхозпродукции. И для Беларуси и для нас близость Сахалина к странам азиатско-тихоокеанского региона дает множество перспектив.

На поле, засаженном молодыми яблонями и грушами из Беларуси. Фото Евгении Беляковой

На поле, засаженном молодыми яблонями и грушами из Беларуси. Фото Евгении Беляковой

Через четыре года - здесь будут альпийские горы

Первой остановкой Госсекретаря Союзного государства в Сахалинской области стал остров Монерон. На нем расположен первый в России морской природный парк, в котором можно наблюдать роскошные лежбища сивучей и нерп, и уже несколько лет действует туристический комплекс. Вообще, развитие туризма сейчас - одна из самых любимых тем в области. В столице региона Южно-Сахалинске развивают проект “Горный воздух” - горнолыжный комплекс на горе, которая спускается к самому центру города. Олег Кожемяко формулирует цель так: курорт должен мало чем отличаться от европейского.

Летом в спортивный комплекс "Горный воздух", расположенный на склонах горы в центре Южно-Сахалинска, приезжают тренироваться поклонники велосипедного экстрима. Фото Евгении Беляковой

Летом в спортивный комплекс "Горный воздух", расположенный на склонах горы в центре Южно-Сахалинска, приезжают тренироваться поклонники велосипедного экстрима. Фото Евгении Беляковой

- Нам достаточно три-четыре года и тут появятся альпийские деревни, сервисные службы, отели, кафе и рестораны. Мы начинаем делать только первые шаги, но уже в этом году на гору приехало на 28 тысяч человек больше, чем в прошлом.

Вид на Южно-Сахалинск с площадки "Горного воздуха". Фото Евгении Беляковой

Вид на Южно-Сахалинск с площадки "Горного воздуха". Фото Евгении Беляковой

Туристический кластер, который развивается в Южно-Сахалинске, имеет очень большое будущее, уверен Григорий Рапота.

- Да, большие расстояния, которые связывают густонаселенные районы России и Беларуси с этим регионом, - недостаток, - сказал Госсекретарь Союзного государства.- Но авиационное сообщение работает четко, есть льготные цены для некоторых категорий путешественников, для организованных туристов. Сахалин может стать интересным не только для экстремальных туристов, - здесь созданы хорошие условия и для тех, кто едет смотреть достопримечательности хочет отдохнуть в комфортных условиях.

На склоне горы "Большевик" над Южно-Сахалинском. Фото Евгении Беляковой

На склоне горы "Большевик" над Южно-Сахалинском. Фото Евгении Беляковой