Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+2°
Boom metrics
В мире15 сентября 2017 22:00

Трамп развязал на планете Первую климатическую войну

Россия оказалась на острие атаки
Не все американцы согласны с политикой Дональда Трампа.

Не все американцы согласны с политикой Дональда Трампа.

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Выход США из Парижского соглашения по климату, пожалуй, главное международное событие 2017 года. Не верите?

Отравитель мира

Ну, когда еще было, чтобы на саммите «большой семерки» вдруг случился раздрай между западными союзниками?! Именно это впервые произошло в конце мая на Сицилии. Главы государств и правительств Англии, Германии, Италии, Канады, Франции, Японии уговаривали свежеиспеченного президента США Трампа не покидать Парижское соглашение. Но «старший брат» не прислушался к главным своим союзникам и 1 июня демонстративно хлопнул дверью! Канцлер Германии Меркель в сердцах призвала тогда европейцев рассчитывать только на собственные силы. Вот это поворот!

Июльский саммит G20 в Гамбурге тоже начался с заявлений мировых лидеров о важности соглашения по климату. Всем «миром» Трампа призывали одуматься, вернуться. Страны БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай) выпустили совместное коммюнике. Специальное заявление сделал и Генсек ООН Антониу Гутерреш. Американец остался глух к призывам! В августе США официально уведомили ООН о выходе.

«Мировое сообщество в шоке от решения президента США отказаться выполнять Парижское соглашение по климату!» - возмущалась западная пресса. Дескать, хозяин Белого дома развязал гонку уничтожения климата на Земле, Первую климатическую войну. Чего стоит заголовок в прогрессивной TheNewYorkTimes: «Дональд Трамп отравляет мир»! Но эмоциональнее всех высказался наш Анатолий Чубайс.

На Санкт-Петербургском экономическом форуме он рубанул правду-матку: «Трамп своим мощным, глубоким решением повел страну в сторону противоположную, куда цивилизованное человечество идет, в сторону стран-изгоев. Если я правильно помню, у нас против парижского соглашения категорически выступают Сирия, Никарагуа и Соединенные Штаты. И все.»

Это как же надо любить экологию, подумал я, чтобы политически осторожный Анатолий Борисович вдруг публично обозвал изгоем Сирию! Законному правительству которой, напомню, Россия официально оказывает военную помощь. И Никарагуа нам тоже не враг. Летом 2014 г Владимир Путин посетил эту страну, встречался с президентом Даниэлем Ортего. Между нашими государствами налажено сотрудничество в ряде сфер, включая военную.

Семь сестер правят бал

- Увы, за наигранной озабоченностью политиков глобальными экологическими и климатическими проблемами чаще всего скрываются интересы конкурирующих олигархических кланов, - уверяет доктор экономических наук Валентин КАТАСОНОВ, профессор МГИМО. - Широковещательные программы и проекты ООН, других международных организаций в области экологии, стабилизации климата становятся инструментами продвижения интересов тех или иных промышленных и финансовых групп. В 90-е годы я работал финансовым директором проекта по управлению окружающей средой Всемирного банка в России. Уже тогда этот инструмент использовался для того, чтобы уничтожать нашу промышленность, потому что она якобы избыточно энергоёмкая. «Углеродный» аргумент (избыточные выбросы СО2) постоянно исходил от наших западных «партнёров», требовавших закрытия российских предприятий, особенно относящихся к тяжёлой промышленности.

- А сейчас-то из-за чего бузит Трамп, Валентин Юрьевич?

- Несмотря на то, что сегодня имеется большое количество альтернатив углеродной (уголь) и углеводородной (нефть, газ) энергетике, ископаемое топливо остаётся основой мирового энергобаланса. На него, по оценкам Международного энергетического агентства, в конце прошлого десятилетия приходилось около 80 процентов всех источников энергии.

Работая в экологическом проекте Всемирного банка, я знакомился со многими интересными видами альтернативных источников энергии. Но им не давали «зелёный свет», несмотря на дешевизну и экологичность. Со временем мне стало понятно, что «красный свет» зеленой энергетике включили лоббисты нефтяного бизнеса. Прежде всего, тех компаний, которые ещё в начале 1970-х годов называли международным нефтяным картелем, или «семью сестрами».

- Конкретно?

- British Petroleum, Exxon, Gulf Oil, Mobil, Royal Dutch Shell, Chevron иTexaco. Как видим, из «семи сестер» пять были приписаны к Соединённым Штатам и находились под прямым или косвенным контролем клана Рокфеллеров.

В начале 70-х годов прошлого столетия «семь сестёр» контролировали 85 % мировых запасов нефти. В 1973 году наступил их звёздный час! Был спровоцирован так называемый энергетический кризис, когда цены на «чёрное золото» за несколько месяцев выросли в четыре (!) раза. Замечу, что в предыдущее столетие время от времени возникали колебания барреля. Но на больших отрезках времени цены демонстрировали удивительную стабильность. А тут возник настоящий нефтедолларовый дождь. Он несказанно обогатил Рокфеллеров и примыкавших к ним других хозяев нефтяного бизнеса. Последующие четыре с лишним десятилетия стали золотым веком нефтепромышленников.

При этом вывески отдельных «нефтяных сестёр» менялись, а сам картель благоразумно ушёл в тень. Он стал прикрываться вывеской ОПЕК (Организация 14 стран – экспортеров нефти. Россия и США в нее не входят. – Ред.) Рокфеллеры напрямую или через чиновников из Вашингтона договаривались о планах и действиях отдельных стран-членов ОПЕК.

- Наглядный пример – Саудовская Аравия, по указке Вашингтона при Рейгане сыгравшая на понижение стоимости барреля, чтобы развалить СССР, подсевший на нефтяную иглу.

- Нефтяная супермонополия во главе с Рокфеллерами за эти десятилетия потеснила в мировой экономике другие группы интересов, ту же обрабатывающую промышленность, сферу услуг.

Дутый "парниковый эффект"

- Защитной реакцией остального бизнеса стала теория «парникового эффекта», сфабрикованная ещё в 80-е годы, - продолжает рассказ профессор МГИМО Валентин Катасонов. - Мол, выбросы углекислого газа, создаваемые углеродной и углеводородной энергетикой, повышают его концентрацию в атмосфере Земли и постепенно разогревают её. Апологеты «парникового эффекта» стали рисовать апокалиптические картины «теплового удара», от которого якобы погибнет всё человечество. В этой полубредовой теории всё шито белыми нитками.

- Так уж и полубредовая?

- Например, авторы почему-то игнорируют факт, что Мировой океан поглощал и продолжает поглощать гигантские количества углекислого газа, восстанавливая первоначальный химический баланс атмосферы. Аккуратно обходится стороной и другой факт: выбросы углекислого газа при крупных извержениях вулканов многократно превышают техногенные выбросы. Так, извержение Везувия, изображённое на картине Карла Брюллова «Последний день Помпеи», было эквивалентно годовому выбросу СО2 всей современной американской экономики – и ничего, никакой «тепловой смерти» человечества не произошло. И таких примеров много.

- А разве промышленность не создает угрозы климату?

- Да, имеются реальные угрозы окружающей среде и климату. Но они обсуждаются лишь в узких кругах специалистов. Можем в следующий раз конкретно поговорить о них, если интересно. Отмечу лишь, что глобальная элита в борьбе за мировое господство готова пожертвовать и окружающей средой, и климатом, и миллионами (даже миллиардами) человеческих жизней. Один лишь пример – ведущиеся в США разработки геофизического оружия. Сколько было принято в ООН и других международных организациях деклараций, сколько подписано конвенций против разработки такого оружия, а оно продолжает создаваться и совершенствоваться! Контролировать его создание крайне сложно. Сложно порой даже доказать факт его использования – внешне всё выглядит как стихийная природная катастрофа.

- Зачем же тогда мировой элите надуманная, по вашим словам, теория «парникового эффекта»?

- Чтобы создавать атмосферу страха и побеждать в борьбе за передел мира между отдельными группами мировой олигархии. Это своего рода информационно-психологический терроризм.

До поры до времени клан Рокфеллеров достаточно терпимо относился к «климатическим играм», которые велись в ООН и других международных организациях. Ведь они не накладывали строгих юридических и финансовых обязательств на нефтяной бизнес. Сколько было за последние три десятилетия конференций и форумов, посвящённых, например, введению мирового налога на выбросы углекислого газа, а его на сегодняшний день так и нет!

Но вот в декабре 2015 года в Париже прошла международная конференция по вопросам климата. Говорят, это была крупнейшая в послевоенной истории встреча по числу участников и стран. Парижское соглашение подписало 194 государства. Оно определяет мировой план действий по сдерживанию глобального потепления. Среди подписантов - США и Китай, на долю которых приходится более 40 процентов мировой эмиссии углекислого газа. Объём эмиссии в 2015 году составил в ведущих странах мира (млрд. килотонн газа): Китай – 10,6; США – 5,2; Индия – 2,5; Россия – 1,8; Япония – 1,3; Германия – 0,8.

- Парижское соглашение – инициатива и заслуга Обамы, президента одной из главных «углекислых загрязнительниц» планеты!

- Обама исходил из того, что Америка будет постепенно переходить в состояние постиндустриального общества, чья экономика станет всё меньше зависеть от ископаемого топлива. При Бараке постоянно говорили о «цифровой экономике», энергетические потребности которой будут обеспечиваться преимущественно за счет альтернативных, возобновляемых источников - «зелёная энергетика». Согласно договору, США обязались сократить к 2025 году уровень выбросов на 26-28% .

Дональду Трампу пришлось сильно скорректировать свои предвыборные обещания...

Дональду Трампу пришлось сильно скорректировать свои предвыборные обещания...

Фото: REUTERS

45-й президент против

- Почему же тогда Трамп дал задний ход? «Назло Обаме–маме уши отморожу»?

- Планы постиндустриального общества советников Обамы и требования Парижского соглашения по климату идут вразрез с планами нового, 45-го президента США Дональда Трампа. Он обещал американскому народу восстановление отечественной промышленности, новые рабочие места. А американским нефтепромышленникам - расконсервировать находящиеся на территории страны месторождения «чёрного золота», которые были «запечатаны» экологическими активистами и политиками-демократами. Он обещал вернуть Америке статус мировой энергетической державы, которая будет обеспечивать потребности в энергии не только самих США, но и экономик других стран мира, включая китайскую. Ещё в ходе предвыборной кампании Трамп настойчиво повторял: став президентом, я потребую немедленного выхода из Парижского соглашения по климату.

После прихода в Белый дом Трампу пришлось отказаться от многих предвыборных обещаний или, по крайней мере, сильно их скорректировать. Под натиском оппонентов он постоянно отступал. Но в истории с Парижским соглашением остановил, наконец, своё отступление и выполнил обещание.

- Пусть и с некоторым запозданием. Обосновав выход тем, что соглашение перераспределяет американские богатства в пользу других стран, а его выполнение привело бы к потере 2,7 млн рабочих мест в США к 2025 году: «С сегодняшнего дня США прекратят выполнение рекомендательного Парижского соглашения и избавятся от драконовского финансового и экономического бремени, которое оно накладывает на нашу страну. Это включает в себя прекращение внесения определённого вклада государства в Зелёный климатический фонд (ООН), что стоит Соединённым Штатам целое состояние».

- Трамп выразил не только и не столько собственное отношение к Парижскому соглашению, как считают многие. И уж тем более не назло Обаме. Он выразил позицию закулисного мирового нефтяного картеля (тех, кого раньше называли «семью сёстрами»). Плюс позицию тех промышленных кругов США, которые хотят проводить индустриализацию Америки без оглядки на Парижское соглашение и другие международные обязательства. На их стороне Пентагон и военно-промышленный комплекс США. Им противостоит та часть американской элиты, которая делает ставку на «цифровую экономику». В первую очередь - бизнес Силиконовой долины. Что касается банковских кругов Америки, то их отношение к решению Трампа разделилось. Так что «климатическое противостояние» идет не только между Америкой и остальным миром, но и внутри самих США.

Почему возмутился Чубайс

Версию профессора Катасонова об истинной подоплеке «климатической войны» Трампа подтверждает и «казус Чубайса». Оказывается, глава РОСНАНО обозвал президента США «изгоем», а еще раньше «ужасом» вовсе не из-за любви к матушке природе. Анатолий Борисович планировал заработать миллиарды на борьбе с глобальным потеплением, «парниковым эффектом». Вот что заявил он на радио Business FM: «Мы провели специальное исследование, которое показало, что наномодифицированные материалы способны внести вклад в борьбу с выбросами СО2 больше, чем вся альтернативная энергетика на земном шаре. И один из наших флагманских проектов - производство углеродных нанотрубок. Мы считаем, что созданная новосибирскими учеными промышленная технология является лучшей в мире… Ничего подобного на земном шаре не существует… Я думаю, что если у нас будет ситуация развиваться в соответствии с нашими планами, то примерно к 2025 году капитализация компании будет измеряться несколькими миллиардами долларов, а к 2030 годам она может оказаться крупнейшей компанией в России и превысить по рыночной капитализации «Газпром», и еще может стать крупнейшим экспортером из России…»

Но рыжий Трамп спутал все карты и планы Чубайса. Прикрыв финансирование Зеленого Фонда ООН. Тот должен был собрать к 2020 году $100 миллиардов на борьбу с глобальным потеплением в рамках Парижского соглашения. На часть этих денег, видимо, и рассчитывал Чубайс, чтобы обойти коллегу Миллера с его «Газпромом». Главный спонсор Фонда – США. Трамп раскритиковал Фонд за непонятное распределение средств и закрыл финансовый кран. А само глобальное потепление назвал грандиозной аферой. Это чревато цепной реакцией. Другие страны, глядя на США, тоже могут прекратить финансирование непонятного Зеленого Фонда. На словах поддерживая Парижское соглашение.

Даже соперничество нанобизнесмена именно с «Газпромом» подтверждает правоту профессора Катасонова. Идет схватка новых бизнесов с углеводородным. К слову: само РОСНАНО, по словам Анатолия Борисовича, давно уже не государственная корпорация. Хотя создавалось именно таким. Впрочем, вряд ли Трамп знает о Чубайсе и его нанотрубках. У него совсем другие цели.

… 13 сентября в Одесском порту пришвартовалось судно Ocean Ambitious с 62 тысячами тонн американского угля для незалежной Украины. Ранее первые суда с американским сжиженным газом прибыли в Польшу и Прибалтику. Это лишь первые, одиночные выстрелы Трампа по России в начатой им «климатической войне». Россия - главный энергетический противник США. Не зря же в августе Трамп подписал закон о расширении санкций против нашей страны, делая упор на энергетику. Война растянется на годы. Так что решающие сражения еще впереди.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Валентин Юрьевич КАТАСОНОВ, 67 лет. Профессор кафедры международных финансов МГИМО, доктор экономических наук, председатель Русского экономического общества им. Шарапова. Кандидатская и докторская диссертации посвящены экологии. Специалист в области экономики природопользования, международного движения капитала, управления инвестициями, денежно-кредитной системы. В 1990 -е гг. был консультантом Департамента международных экономических и социальных проблем ООН, членом Консультативного совета при президенте Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), 5 лет работал заместителем директора Российской программы организации инвестиций в оздоровление окружающей среды (проект Всемирного банка). Автор трех десятков книг, монографий: «Великая держава или экологическая колония?», «Америка против России», «Финансовый интернационал и Трамп», «Санкции. Экономика для русских» и др.