В «Дабке» номинанта «Оскара» Брайана Бакли рассказывается реальная история молодого лузера-журналиста
По понятным причинам новый египетский фестиваль уделяет пристальное внимание кино не только арабских стран, но и африканского континента. Среди показанных фильмов - удостоенная берлинского Гран-при «Фелисите» франко-африканца Алена Гоми о жительнице Конго по имени Фелисите (то есть «счастье»). В состоянии, близком к трансу, ей неожиданно является загадочное парнокопытное, в которое явно вселились чей-то дух или чья-то душа. В транс певица африканских народных песен Фелисите впадает по причине постигших ее жизненных испытаний: на операцию сыну нужны огромные деньги, которых ей никто не хочет давать - ни бывший муж, ни босс. Наоборот, все только норовят обобрать, нагреть и обуть мать-одиночку. Но, утверждает этот эзотерически-топорный фильм, счастье (то есть «фелисите») возможно даже без денег и даже с ампутированной ногой - лишь бы было кому починить холодильник, поскольку без него никуда, тем более в Африке.
Удостоенная берлинского Гран-при «Фелисите» рассказывает о жительнице Конго
Те страны, в которых нет собственной кинематографии, представлены работами художников Старого и Нового света, чье действие разворачивается в этих странах - например, в гибельной Сомали. В ней происходит действие сразу нескольких лент, показанных в Эль Гуне. В «Дабке» (Dabka) номинанта «Оскара» Брайана Бакли рассказывается реальная история молодого лузера-журналиста, решившего заработать славу на репортажах о пиратах Сомали и, под воздействием ветерана профессии (Аль Пачино), в одиночку отправившегося в это страшное место, чтобы, как ни странно, добиться расположения у местных пиратов - видимо, потому что разделял с ними интерес к наркотикам. Лузер стал признанным экспертом по Сомали, консультирует теперь спецслужбы и пишет книги о своих подвигах.
Немецкий классик Вим Вендерс представил свое новейшее «Погружение»
Гораздо менее развлекательный фильм снял частично тоже об этом регионе неутомимый, выпускающий по фильму в год немецкий классик Вим Вендерс. Его новейшее «Погружение» (Submergence) при всей его вялой медитативности все-таки, в отличие от других его игровых фильмов последнего десятилетия, можно смотреть - прежде всего благодаря отличной фотографии (все же Вендерс и сам фотограф), наличию в кадре фотогеничных Джеймса Макэвоя и Алисии Викандер и какой-то особенной атмосфере, тоже отчасти напоминающей транс. Звезды нового поколения, которым зачем-то понадобился Вим Вендерс, играют соответственно агента МИ6 и научную исследовательницу океана. Перед его отправкой на ответственное задание по инфильтрации группировки Аль-Каеды в Сомали (под видом специалиста по очистке воды) они купаются вместе в холодных океанических волнах Нормандии и предстают в изысканных по свету и композиции мизансценах в состоянии разной степени полураздетости. Между героями наблюдается явное половое влечение, но их расставание неизбежно, причем погружение у каждого из них будет свое: она погрузится в страшные морские пучины на желтом дизайнерском батискафе, он - в страшную исламистскую среду, и тоже закончит на дне моря.
Какая все-таки хорошая и безопасная страна Египет - такое возникает резюме после просмотра многочисленных кинолент о других странах Африки.