Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+19°
Boom metrics
Наука13 октября 2017 20:07

Илон Маск предлагает летать на ракетах, как на самолетах

Насколько реалистична и экономически просчитана задумка мечтателя? И не умрут ли пассажиры от перегрузок?
Илон Маск

Илон Маск

Фото: EAST NEWS

Летать на пассажирских ракетах в любую точку Земли - от Нью-Йорка до Шанхая меньше, чем за час. Свой очередной фантастический проект представил Илон Маск на Международном конгрессе астронавтики в Австралии.

Ключевой элемент затеи - создание первой в мире многоразовой пассажирской ракеты BFR.

- Это же безумие, что для каждого полета мы строим невероятно сложную ракету, а затем после полета она сгорает или превращается в груду обломков, - говорит Маск. - Это все равно что каждый раз для авиаперелета строить новый самолет. Так мы никогда не сделаем космос коммерчески выгодным.

В первую очередь, пассажирская ракета предназначена для полетов на Марс, которыми бредит Маск. "Ради этого я готов принести в жертву все свои остальные проекты", заявил миллиардер на презентации. Однако полеты к Красной планете (первый намечен на 2022 год) крайне разорительное мероприятие. Поэтому Маску было необходимо найти еще и коммерческое применение для новой ракеты. И он решил, что BFR вполне может отнять часть рынка у авиаперевозчиков в сегменте сверхдальних полетов.

В первую очередь, пассажирская ракета предназначена для полетов на Марс, которыми бредит Маск.

В первую очередь, пассажирская ракета предназначена для полетов на Марс, которыми бредит Маск.

Фото: REUTERS

В головной части ракеты будет оборудован полностью герметичный модуль объемом 825 кубических метров. Там устроят 40 кают, где могут разместится по 5 человек в каждой. Таким образом, за один рейс ракета способна взять на борт до 200 пассажиров. Диаметр корпуса 9 метров, высота - 106 метров. В небо такую махину размером с 50-этажный дом поднимут 31 двигатель Raptor. Их грузоподъемность 150 тонн - это в 6-7 раз больше, чем способны поднять действующие ракеты. Еще 6 движков установлены на самом космическом корабле.

По замыслу Маска, после взлета и выхода на баллистическую орбиту первая ступень будет отстреливаться и возвращаться к месту старта, как это сейчас делают отработавшие ступени тяжелой многоразовой ракеты Falcon 9. А сам корабль с пассажирами продолжит полет и будет приземляться за счет собственных ракетных установок. Максимальная скорость BFR - 27 тыс. км/ч. Это позволит совершать трансатлантические перелеты из Нью-Йорка в Париж всего за 30 минут.

ВРЕМЯ ПОЛЕТА

Нью-Йорк - Париж - 30 минут

Лос-Анжелес - Лондон - 32 минуты

Сидней - Афины - 47 минут

Сидней - Цюрих - 50 минут

Лос- Анжелес - Нью-Йорк - 25 минут.

Токио - Сингапур - 28 минут

Лондон - Дубаи - 29 минут

Нью-Йорк - Шанхай - 39 минут

Гонконг - Сингапур - 22 минуты

Лос- Анжелес - Торонто - 24 минуты

Бангкок - Дубаи - 27 минут

Гонолулу - Токио - 30 минут

Токио - Дейли - 30 минут

По словам Маска, цена билета не превысит стоимости перелета эконом-классом на обычном самолете.

У Маска большие планы по колонизации Марса.

У Маска большие планы по колонизации Марса.

Фото: REUTERS

Судя по презентации Маска, взлет и посадка осуществляется на морскую платформу, поэтому пассажирские ракеты будут соединять мегаполисы, которые находятся рядом с крупными водоемами.

По словам Маска, этот проект - дело довольно далекого будущего, поэтому он не уточнил, будут ли существовать ограничения по здоровью для пассажиров - ведь во время старта они испытают серьезные перегрузки. И как неподготовленные люди будут переносить состояние невесомости - тоже пока непонятно.

Насколько это реально?

О впечатляющем, но слишком уж фантастическом проекте мы поговорили с и.о директора Космического центра Сколковского института науки и технологий (Сколтех) Антоном Ивановым.

- Да, я был в зале, когда Илон презентовал свои проекты, - рассказал «КП» доцент. - Львиную долю времени он посвятил описанию миссии по освоению Марса, а о пассажирском применении ракеты коротко рассказал лишь в конце. Маск создает полную линейку ракетоносителей разной грузоподъемности - от самых маленьких ракет до сверхтяжелых. Естественно, ракета, которую Илон назвал BFR, по себестоимости доставки грузов в космос превосходит существующие аналоги. Понятно, что логично использовать эти достоинства ракетоносителя не только для полетов на Марс но и здесь на Земле. Маск объявил, что ракета будет создана через пять лет. Судя по тому, с какой энергией он воплощал в реальность свои предыдущие космические проекты, это ему по силам. Однако, я сомневаюсь, что через пять лет (именно такие сроки обозначал Маск - Ред.) он сможет перевозить пассажиров. Для этой цели архитектуру ракеты нужно очень долго адаптировать и доводить. Сразу возникает очень много вопросов. Вы, наверное, знаете, что космонавты перед полетом проходят долгий и тяжелый период подготовки. На борту пассажирской ракеты люди будут испытывать практически те же самые перегрузки. Значит, услугой, которую предлагает Маск, смогут воспользоваться только весьма спортивные и тренированные пассажиры. Следовательно, это ограничивает коммерческую эффективность.

- Судя по видео, пассажирские ракеты смогут взлетать и садиться только на морскую платформу. Значит, в Москве мы этот революционный вид транспорта не увидим?

- Нет, стартовые системы могут быть оборудованы рядом с любым городом. Например, ее можно разместить у нас в Сколково. Для этого нужна просто большая площадка. Но было бы слишком наивно верить, что в реальности все окажется так же просто и красиво, как нам показали на трехмерной графике. Когда запускали программу шаттлов, создателей охватывал безудержный оптимизм. Чтобы оправдать себя экономически шаттл должен был летать каждую неделю. А в реальности каждый пуск стоил около 400 миллионов долларов. Стоимость полетов оказалась запредельной. А Маску придется решать ту же самую задачу, которая оказалась не по зубам разработчикам шаттлов.

Сколько времени уйдет на перелет?

Сколько времени уйдет на перелет?

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН