Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Общество4 октября 2017 21:55

Лучший учитель России 2017 года – тридцатилетний Илья Демаков

В Государственном Кремлевском дворце подвели итоги конкурса педагогов страны
Учителем года стал педагог из Санкт-Петербурга Илья Сергеевич Демаков

Учителем года стал педагог из Санкт-Петербурга Илья Сергеевич Демаков

Фото: Александр МИЛКУС

Лучший учитель – звание в общем-то условное. В спорте понятно: пробежал быстрее всех стометровку – чемпион. С учителями сложнее. За те пятнадцать лет, что я приезжаю на финал конкурса «Учитель года России», я в этом убедился. Для кого-то из победителей громкое звание стало с годами обузой. Я учитель – мне интересно с ребятами и не трогайте меня. Кто-то сделал карьеру, став директором школы, министром образования в своем регионе, кто-то стал депутатом. Кто-то ушел из профессии самоутверждаться дальше.

Скорее так – учительский конкурс стал этаким поводом для обмена опытом. И редкой возможностью для учителей из разных регионов да еще и преподающих разные предметы встретиться, познакомиться, попеть песни под гитару.

Выбор лучшего из восьмидесяти пяти (а именно столько регионов прислали на федеральный конкурс победителей собственных «Учителей года») редко когда, в отличие от спорта, связан с обидами и интригами (вот я лучше, а меня не заметили). Поэтому зал, где на первых рядах сидели не прошедшие в финал конкурса участники, так легко и радостно поднялся, когда министр образования и науки Ольга Васильева и ректор МГУ Виктор Садовничий хором произнесли имя обладателя статуэтки «Большой Хрустальный Пеликан»:

- Учитель гимназии 116 из Санкт-Петербурга Илья Сергеевич Демаков!

И на сцену вбежал худенький паренек в очках.

Кто он?

Илье Сергеевичу всего тридцать. Педагогический стаж при этом восемь лет – в школу пришел сразу же после Санкт-Петербургского университета. Преподает историю, право, обществознание. В гимназии он еще успевает руководить театральной студии на немецком языке и кружком любителей творчества Толкина.

О том, почему нравится работать в школе, отвечает так:

«Каждое действие (и бездействие!) ученика и учителя непременно отзывается свежими впечатлениями, новым опытом или переменой в настроении. В школе всё живо и подвижно. Непосредственность и открытость здесь сочетаются с ответственностью. Но главное — в школе всегда есть то, что хорошо получается. А человеку нравится быть там, где он успешен».

В фойе Кремлевского дворца Илью обступили учительницы. Брали под руки, фотографировались и так, и этак. Илья улыбался, стараясь на выпустить из рук статуэтку.

Когда тиски жарких поклонниц немного ослабли, я спросил его:

- И вчера, во время финального конкурса, вы почему-то упоминали пятый класс. И сегодня на сцене, в коротком ответном слове опять вы вернулись к пятиклассникам. Любимый возраст или просто по молодости вам не дают вести уроки в старшей школе?

- Ну нет. Я в этом году выпустил и девятый класс, и одиннадцатый. А в этом, что называется, пошел в новую жизнь – взял пятые. А в одном из этих классов учится мой младший брат. Так что связь с пятиклашками у меня вот такая, практически семейная.

- Вы уже застали реформу преподавания истории, когда появился историко-культурный стандарт и новые три линейки учебников по предмету. Теперь легче стало?

- Преподавать точно стало легче. Во-первых, потому что ты знаешь правила игры, требования к себе и ученикам. Во-вторых, пособие - это все-таки дополнительный материал, а дополнений не может быть бесконечное количество. Носитель предметного знания – это учитель. Учебник нужен тогда, когда ученик, например, много болеет и лишен возможности общаться с учителем. Я часто использую материалы различных интернет-ресурсов, российской электронной школы. Они содержат много материалов, которые нравятся ребятам.

…В понедельник Илья Сергеевич вернется в свою гимназию, к своим ребятам. Поставит в кабинете на полку «Большого Хрустального Пеликана».

Поначалу у него будут часто брать интервью. Через год он будет «хозяином» нового конкурса «Учитель года» - его проводят в том регионе, откуда победитель предыдущего года. А потом… А потом он по-прежнему будет учителем. Хорошим, замечательным, любимым учениками. И это, по-моему, награда гораздо круче, чем любой «Пеликан».

Из эссе Ильи Демакова, присланном на конкурс «Учитель года России»:

Окрестности человека — это прежде всего семья. А семья учителя дело особое, ведь что бы мы ни делали, мы всегда учим, если не поучаем. Поэтому с нами бывает непросто, но все, что касается наших близких, становится необычной историей. Вот моя.

У меня есть брат — младший, родной. У нас с ним разница почти в двадцать лет. По историческим меркам это немного, а между тем целое поколение.

По моему наблюдению, дети не очень-то хотят верить на слово, они хотят знать, как все устроено на самом деле и изнутри. В истории точно так же. За всем, что нас окружает, нужно стремиться увидеть человека — сложного, уникального, но связанного с другими, а в каждой вещи и мысли — жизнь, частью которой они были. Поэтому по-детски прямые вопросы брата: кто, почему, откуда — для меня самые важные.

Первого сентября мой брат придет в пятый класс, и для него впервые начнется предмет «История». Он говорит, что учиться у брата, должно быть, интересно. Не стану спорить.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Лучший учитель России-2017 из Петербурга: моим талисманом на конкурсе было селфи с учениками

Они уже лучшие. Два математика - один из Самары, другой из Казани. Один биолог - из Москвы. Единственная представитель прекрасного пола - учитель русского языка и литературы из Дмитровграда Ульяновской области. И петербуржец - 30-летний историк Илья Демаков из гимназии № 116 Приморского района. Каждый из них по праву победитель, каждый из них - увез на родину Малого хрустального пеликана. Абсолютным же Учителем года назвали учителя из Петербурга (подробности)