Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Общество10 октября 2017 19:00

Скоростная трасса М-11 «Москва – Санкт-Петербург»: самый длинный участок почти готов

Мы проинспектировали две сотни километров строящейся М-11
Практически готовый к сдаче участок автодороги в Тверской области.

Практически готовый к сдаче участок автодороги в Тверской области.

Фото: Андрей ГРЕЧАННИК

До открытия новой скоростной дороги между двумя столицами осталось меньше года. Два этапа этой автодороги уже введены в эксплуатацию, это 50-километровый отрезок пути от Москвы до Солнечногорска, а также обход Вышнего Волочка в Тверской области. По классификации дорожников, это первый и пятый участки новой дороги. Мы же проехали по шестому этапу (см. Справку), и там уже действительно получается проехать.

САМЫЙ ДЛИННЫЙ МОСТ

На строящуюся дорогу мы въехали в Новгородской области - в районе 540-го километра трассы. Мост через Волхов – это не результат реконструкции, а строительство абсолютно нового сооружения. Он уже готов: опоры, пролеты установлены, сейчас его соединяют с дорогой с обеих сторон.

Назвать Волхов широким в этом месте не получится, он не больше 200 м, но может разливаться до полукилометра в этом месте, потому и мост сделали длинным - 740 м. Конструкции он привычной: 12 опор и 13 пролетов. Это самый длинный, но не самый высокий из мостов на 6-м этапе. Есть еще и мост через р. Вербушка (на 475-м км), его опоры - 20-метровые.

Самый высокий мост на этапе - опоры до 20 м!

Самый высокий мост на этапе - опоры до 20 м!

Фото: Андрей ГРЕЧАННИК

ЗВЕРЬЕ ПРОЙДЕТ

Новая дорога впечатляет тем, что идет не по обжитым местам, а сквозь леса или болота. Точнее, через леса с болотами. Населенных пунктов здесь мало, пересечений с широкими дорогами - тоже. Так что придется делать несколько МФЗ - зон отдыха с АЗС, кафе и мотелями. А для постоянных обитателей этих мест пришлось сделать зверопроходы, много. Даже мы во время нашего проезда мы увидели лося, а дорожникам и медведи встречались.

Вообще, с экологичностью этого проекта все в порядке. Дорога делит лесные массивы надвое, и для сохранения сложившихся маршрутов миграции зверей делают специальные проходы для них. Не экодуки, как под Калугой на трассе М-3, но под дорожным полотном есть коридоры.

- На 6-м этапе предусмотрен целый комплекс экологических мероприятий. В первую очередь, это сооружение шумозащитных экранов вблизи населенных пунктов, например, на транспортной развязке возле деревни Мытное. Для миграции диких животных предусмотрено сооружение 38-ми зверопроходов. Это как типовые однопролетные сооружения под дорогой, так и совмещенные, когда по информации от охотподразделений местных администраций на путях миграции диких животных вдоль водного объекта мосты удлиняются на один-два пролета для такого прохода, - объясняет Денис Коликов, начальник 6-го этапа строительства автодороги.

Вдоль дороги сделаны специальные каналы для оттока дождевой воды от проезжей части, а на пути этой воды ставят ЛОС - локальные очистные сооружения. В них есть сменные кассеты с сорбентом, так что вода, смывающая с поверхности дороги остатки нефтепродуктов, в водоемы попадает уже очищенной.

ДА НУ ЕГО В БОЛОТО!

Но больше всего незнакомого с дорожным строительством человека впечатлят так называемые свайные поля. На шестом этапе их 15. Как мы понимаем, по болоту дорогу не положить, с этой жижей нужно что-то сделать. Если болото не глубже шести метров, то его засыпают. Но более глубокие трясины требуют дополнительного укрепления. Вот тогда и делают свайное поле - забивают железобетонные сваи в большом количестве, чтобы на них положить «основу» будущей дороги. Только для этого по зыбкому грунту нужно как-то подогнать спецтехнику. Укладывать плиты, по ним подъезжать… А местные торфяные болота бывают очень глубокими - сваи кое-где приходилось забивать на глубину до 26 метров! Вы представляете себе? Это же высота 9-этажного дома! Только ниже уровня болота, под землю. Правда, и этого иногда недостаточно, так что приходилось болото просто-напросто взрывать. Иначе дорога просто «поплывет», а строителям нужно давать гарантию на 18 лет.

Те самые свайные поля. Ряд свай справа забит на глубину 26 м.

Те самые свайные поля. Ряд свай справа забит на глубину 26 м.

Фото: Андрей ГРЕЧАННИК

То есть и там, где не требуется «обруливать» населенные пункты или «разруливать» с собственниками земельных участков вопросы их передачи, проблем хватает. И перечислены далеко не все. Например, коммуникации все же есть (газопроводы, кабели), и их приходится перекладывать, согласовывать все это с соответствующими ведомствами и предприятиями. Или берем даже просто щебень: его приходится подвозить из Карелии, другой требованиям дорожников не соответствует.

И все же 6-й этап трассы М-11 уже почти готов, вплоть до установки мачт освещения или нанесения дорожной разметки на некоторых участках. Вот только заехать туда нельзя, нужно потерпеть до середины будущего года.

СПРАВКА

Трасса М-11 «Москва – Санкт-Петербург» должна быть сдана к середине 2018 года. Лишь один ее участок в Тверской области (обход Твери) будет проходить по нынешней трассе М-10 «Россия», вся остальная дорога будет абсолютно новой, дублировать прежнюю дорогу между двумя столицами. Шестой этап - это 334-543 км новой автодороги, он находится частично в Новгородской и частично в Тверской областях. Весь участок дороги будет иметь освещение, ширина - четыре полосы. Сдача - весна 2018 года.