2017-10-11T16:05:19+03:00

Правила безопасных покупок в интернете: как распознать жуликов

«КП» выяснила у экспертов правила безопасных покупок в интернете
Поделиться:
Комментарии: comments10
Рис.: Катерина МАРТИНОВИЧРис.: Катерина МАРТИНОВИЧ
Изменить размер текста:

Покупать в интернете выгодно. Владельцам онлайн-магазинов не надо арендовать площади и раздувать штат. Поэтому товары у них дешевле. Кроме того, чтобы сделать такую покупку, не надо никуда ехать. Но с другой стороны, можно потерять деньги или получить некачественный товар. Как свести риск к минимуму?

В Европе 70% граждан делают покупки в сети. У нас цифры скромнее. По данным Высшей школы экономики, только 23% россиян делают покупки онлайн. Но их число растет - год назад было 20%.

За первый квартал россияне отоварились в сети на 240 млрд. руб., рассказали в Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). Примерно треть потрачена на зарубежных ресурсах. Самый популярный - китайский AliExpress, на его долю приходится 30% «внешнего бюджета» россиян.

Средний чек онлайн-покупок - 12,4 тыс. руб. Чаще всего россияне приобретают одежду, обувь, аксессуары, бытовую технику и электронику.

Бывает и так: на мониторе вещь прекрасная, а при примерке и шляпка не подходит, и розовые очки постоянно сваливаются. Такую вещь можно и не брать, но выезд курьера оплатить придется.

В КИТАЕ ДЕШЕВЛЕ, В РОССИИ БЫСТРЕЕ

У интернет-магазинов разных стран свои особенности.

- В китайских продается множество подделок. Не рассчитывайте найти там настоящие западные бренды. Сложно обсудить товар с продавцом - не все китайцы хорошо знают английский и уж тем более русский. Служба поддержки страдает медлительностью, - перечисляет управляющий партнер аудиторской компании «2К» Тамара Касьянова.

Зато можно отыскать немало товаров вполне сносного качества за минимальные деньги.

Европейские магазины самые дорогие. Но там действительно качественные товары, в том числе известных брендов, включая те, которые не продаются у нас.

У нашей интернет-торговли цены в среднем повыше. Но плюс - предоплата необязательна.

- А еще у нас проще с возвратом товара, - дополняет консультант по интернет-маркетингу Николай Светочев.

ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ МОШЕННИКОВ - БРИЛЛИАНТЫ

Сеть - раздолье для аферистов.

«Я нашел в интернете чехол для телефона. Красивый, дизайнерской работы. Хотел девушке подарить. Продавцы потребовали предоплату, я 4 тысячи выложил, а потом они перестали отвечать на звонки. В общем, ни подарка, ни денег», - жалуется на одном из форумов покупатель Андрей.

«Заказала кольца с бриллиантами. Одно - 520 рублей, другое - 340. Оплатила. А мне всякий раз говорят, что товара пока нет в наличии», - вторит Наталья.

Для начала надо понять, что бриллиантов по 500 рублей в природе не бывает.

Кстати, именно на страсти людей к экономии часто зарабатывают нечистые на руку продавцы. Предлагают товар в разы дешевле, и вот уже очередь из клиентов.

Некоторые мошенники с юмором. Один, например, прислал покупателю вместо ноутбука копию из картона, собранную с учетом мельчайших деталей.

Но не всегда такие проделки остаются безнаказанными. Недавно в Барнауле задержали двоих. Вместо товаров они присылали покупателям игрушки. Вот сами и доигрались.

ВАЖНО

Как распознать жуликов

Нужно присмотреться к написанию в адресной строке. Там могут быть неверные буквы. Например, будет написано не sberbank.ru, а cberbank. Также у нормального сайта должно быть защищенное соединение: он начинается с букв https.

КСТАТИ

Закон в помощь

Права у интернет-покупателей такие же, как и у клиентов обычных магазинов.

Любую покупку (даже если у нее нет дефектов) можно вернуть в течение двух недель. При этом она должна быть в том же состоянии, что и при покупке, желательно, чтобы с одежды не были срезаны этикетки.

Если же товар оказался бракованным, то возможны (на выбор покупателя) следующие варианты:

- замена товара на аналогичный;

- замена на другой (с доплатой, если он стоит дороже, или, наоборот, с возвратом суммы, если он стоит дешевле);

- бесплатный ремонт;

- отказ от покупки и возврат денег в полном объеме.

Гарантийный срок указывается в гарантийном талоне. Для сезонных товаров (обуви, одежды) он стартует не с момента покупки, а с начала сезона, когда их нужно носить. Если гарантийный срок не указан, то он составляет два года. Гарантия на комплектующие не может быть меньше гарантийного срока основного товара.

Кстати, возврат товара, который весит больше 5 кг, делает сам продавец. А если он не может, то обязан компенсировать покупателю транспортные расходы.

САЙТ ВАМ В РУКИ

Первое и самое важное правило безопасных покупок в интернете: знайте, у кого собираетесь приобретать товар. Внимательно изучите сайт - он может многое рассказать о магазине.

- Если сайт создан менее года назад, это должно насторожить, - говорит руководитель юридической фирмы «Интернет и право» Антон Серго. - Проверить срок работы сайта можно с помощью сервиса www.whois-service.ru. Вбейте название в поисковик - и появится информация: дата создания сайта, кому он принадлежит. Желательно, чтобы сайт принадлежал самому магазину. Непременно должны быть указаны адрес и телефон (работающий), по которому вам обязаны ответить на все интересующие вопросы.

- Также на сайте интернет-магазина должен быть стандартный раздел «Сведения о юридическом лице», где указываются ИНН, ОГРН, юридический и почтовый адрес, полное наименование компании. Должна быть подробная информация о товаре, его потребительских свойствах и технических характеристиках, способах доставки и возврата, - информирует президент АКИТ Алексей Федоров.

Заодно выясните, где находится не виртуальный, а живой адрес магазина. Может пригодиться. А вот с проверкой иностранных интернет-магазинов сложнее. Так что доверяйте только тем, о которых слышали только хорошее.

Читайте отзывы

Да, люди так устроены, что чаще пишут о плохом, чем о хорошем. Но все равно отзывы о магазине - информация очень полезная. Отсутствие позитивных отзывов на фоне негативной волны должно сильно насторожить.

Не ведитесь на большие скидки

Товары в сети зачастую стоят дешевле, чем в обычных торговых точках, но в разумных пределах. Особенно будьте внимательны, если вам говорят о распродажах в связи с ликвидацией магазина. Заявленные скидки у таких аферистов могут достигать 90%.

Не раскрывайте карты

По данным международной исследовательской группы Ipsos Comcon, 70% россиян, совершающих покупки по интернету, расплачиваются банковской картой. Проявляйте осторожность. Бывают случаи, когда человек, сам того не ведая, заходит на сайт-подделку и там вводит все данные карты. В итоге преступники получают к ним доступ и списывают деньги. Такие сайты называются фишинговыми («рыболовными» - ловящими вас, как рыбку в мутной воде). Их дизайн имитирует какой-нибудь известный ресурс.

СОВЕТЫ ОТ «КП»

- Обязательно заведите отдельную карту для интернет-покупок. На ней должны лежать только те деньги, которые предназначены для приобретения понравившейся вещи, а не вся зарплата.

- При получении товара проверьте документацию на него (разумеется, если таковая должна быть: например, не стоит требовать техпаспорт на сумку или платье). Обязательно надо посмотреть, исправна ли техника, пока курьер не уехал.

- Проявляйте твердость. Если вы передумали покупать вещь, то от нее можно отказаться. Особенно если речь идет не о предоплатных товарах.

- Чтобы сделать правильный выбор, можно сначала сходить в обычный магазин, изучить там нужную вещь, узнать у продавца все подробности, а потом найти аналогичный товар в интернете и купить подешевле.

Справка "КП"

Справка "КП"

К нам пришел Alibaba

Олег АДАМОВИЧ

В России заработал китайский интернет-магазин - собрат AliExpress.

Называется он Tmall. Теперь заказы будут доставляться значительно быстрее. Ведь главный недостаток китайской сетевой торговли — товар приходится ждать неделями. Ты уж и забыл, что купил себе чехол для фотоаппарата, которым еще можно мыть машину. А тут он неожиданно приходит на почту, как подарок от Деда Мороза.

В компании Alibaba (в ее собственности и AliExpress, и Tmall) решили улучшить сервис. Склады находятся уже не в Китае, а в России. В результате заказ доставляется за два дня. Tmall — это не новый бренд, придуманный для нас. Под этим же названием в Китае давно работает крупный он-лайн магазин. Он на 14-м месте по посещаемости, а тот же AliExpress - лишь на 58.

Вопреки ожиданию, российский Tmall отнюдь не поразил дешевизной.

Товар Tmall Яндекс.Маркет

Sumsung Galaxy S8 (64Gb) 49990 39800

Автокресло Happy Baby Mustang 14211 7999

Микроволновка SAMSUNG ME71KRW-3/BWT 6990 4730

Электробритва Braun 3000S 3968 3740

* Цены в рублях.

В компании Alibaba сообщили, что пока Tmall работает в полутестовом режиме. Полностью он развернется к середине октября. Будем ждать, может и цены снизятся.

СПРАВКА «КП»:

По итогам 2016 г. оборот интернет-торговли в России составил 1,1 трлн. рублей.

420 млрд. рублей приходится на покупки в иностранных магазинах.

Китай - 90%

Европа — 4%

США — 2%

СНГ и Балтия — 4%

Понравился материал?

Подпишитесь на тематическую рассылку, и не пропускайте материалы, которые пишет Софья РУЧКО

 
Читайте также