Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+15°
Boom metrics
Звезды8 ноября 2017 22:00

Дэвид Линч: Даже уборщица туалетов может обнаружить прилив креативности!

Знаменитый художник и режиссер, автор культового сериала «Твин Пикс» удостоился почетного приза Римского кинофестиваля [видео]
Режиссер Дэвид Линч. ФОТО Предоставлено организаторами фестиваля

Режиссер Дэвид Линч. ФОТО Предоставлено организаторами фестиваля

Дэвиду Линчу глупо задавать длинные вопросы - ответ все равно будет коротким. Распространенно Линч высказывается исключительно относительно трансцендентальной медитации, которая сильно помогает ему в творчестве. Но поскольку Дэвид уже подробно осветил тему выхода в унифицирующее поле в нашем прошлом интервью лет десять назад, я сосредоточусь на более прагматичных вопросах относительно вышедшего недавно продолжения его сериала «Твин Пикс», который предсказуемо довел до экстаза поклонников режиссера во всем мире. Ну почти. Кстати, сам Линч называет сериал «18 часами» и никак иначе.

- Будет ли продолжение у продолжения «Твин Пикса»?

- Пока рано об этом говорить.

Дэвид Линч раздает автографы. ФОТО Предоставлено организаторами фестиваля

Дэвид Линч раздает автографы. ФОТО Предоставлено организаторами фестиваля

- Кто и что вас вдохновляет?

- Мне нравится Франц Кафка и фильмы Жака Тати. Люблю как человека и режиссера Вернера Херцога - он одержимый, а мне нравятся одержимые. Но своим вдохновением я обязан идеям, которые приходят ко мне в голову и к которым я отношусь как к подаркам на рождество.

- Вы же хотели экранизировать Кафку.

- Да, я написал сценарий «Метаморфоз» много лет назад, но прелесть Кафки состоит в том, что ему лучше оставаться на бумаге, в словах. Его история состоит из слов, что я и понял, когда закончил сценарий: ей лучше не становиться кино.

- Вы смотрите фильмы, снятые по комиксам?

- Нет, не смотрю.

- Вам же предлагали снимать «Звездные войны».

- Я сказал Джорджу Лукасу, что он сам должен это снимать. Сам придумал, пусть сам и снимает. Я здесь при чем?

«Синий бархат» написан под Шостаковича»

- Работу над каким своим фильмом вы вспоминаете с особым теплом?

- Я получил удовольствие на всех своих фильмах, за исключением, может быть, «Дюны». Но и там были свои моменты. Один фильм я выделить не могу. Так же, как не могу выделить что-то в новом «Твин Пиксе» - мне нравятся все 18 часов. Я считаю эти 18 часов одним фильмов. Кино, в основном, снимается из-за денег, и только горстка людей делает то, что им нравится. Я считаю, что люди должны делать то, что им нравится, и не задумываться о том, как это будет воспринято.

- Кажется, вы нашли для себя идеальную площадку на телевидении.

- Кино сейчас в беде, люди ходят в кинотеатры только ради фильмов со спецэффектами. Кабельное телевидение стало артхаусом - местом, где показывают настоящее кино. Телевидение прекрасно для рассказывания длинных историй, когда тебе дают полную свободу. Единственная проблема в том, что по сравнению с кино, на телевидении и звук и картинка хуже.

Режиссер с врученной наградой. ФОТО Предоставлено организаторами фестиваля

Режиссер с врученной наградой. ФОТО Предоставлено организаторами фестиваля

- В этом году ушел Дэвид Боуи, с которым вы работали.

- Я, как и все, очень любил Дэвида Боуи, и это было великолепно работать с ним над фильмом «Огонь, иди со мной». Я, конечно, хотел, чтобы он участвовал и в новом 18-часовом фильме. Но он сказал, что не может. Теперь я понимаю почему. Это очень грустно. Помню, как его критиковали за плохой луизианский акцент в моем фильме. Для 18 часов мы пригласили специально актера из Луизианы, и у него был такой же акцент как у Дэвида Боуи.

- Вы часто снимаете певцов, музыкантов.

- Поскольку они выступают перед публикой, то лишены всякого страха. Многие из них становятся отличными актерами.

- Насколько важна для вас музыка?

- Музыка настолько абстрактна, мощна, что может пробуждать эмоции, идеи, изображение. Я почерпнул столько идей из музыки! Сценарий «Синего бархата» я написал под Шостаковича. Кажется, под его «номер 15 в а-миноре», я слушал его раз за разом. Все начало «Шоссе в никуда» родилось из песни Дэвида Боуи. Многие мои фильмы родились из нашей совместной работы с Анджело Бадаламенти.

«Негатив убивает креатив»

- Один из ваших постоянных актеров, Харри Дин Стэнтон, тоже совсем недавно ушел.

- Я его так любил. Он был ни на кого не похож - самый невинный и естественный актер из всех, кого я знаю. После премьеры «Простой истории» в Каннах мы пошли в бар в отеле «Карлтон» - я, Харри, мой друг Пьер и композитор Анджело Бадаламенти. Мы там сидели, пили и разговаривали. Харри рассказал свой сон о шоколадных зайцах, и мы немного над ним посмеялись. Потом он еще что-то рассказал, и мы посмеялись чуть сильнее. Потом Харри рассказал третью шутку, и мы засмеялись еще сильнее. Потом четвертую, и мы смеялись почти до слез. И так 18 раз он сам себя превосходил! Я никогда не видел ничего подобного. Никакой стендап-комик и рядом с ним не стоял. Я не знаю, как это у него получалось - видимо, все дело в его честности и той невинности, с которой он произносил каждую фразу. Жаль, что никто этого не снял. Это самая настоящая магия. В этом весь Харри Дин - нежное, чистое, невинное, абсолютно естественное человеческое существо.

- Как вы боретесь со стрессом?

- Стресс и негатив сужают трубу, через которую идет креатив. А трансцендентальная медитация открывает дверь в эту неисчерпаемую вселенную. С погружением в нее уходят стрессы, депрессия и все то, что убивает креативность. И идеи начинают течь к тебе через эту трубу более легко, надо их только ловить. Это ли не красота.

- Медитация успокаивает или будоражит художника?

- За 44 года медитации я убедился в том, что она только помогает режиссеру принимать смелые художественные решения. Полагаю, что зародившаяся во Франции романтическая идея о том, что художник должен страдать, себя исчерпала. Голодающий художник ждал, что к нему придет женщина, приготовит обед и останется на ночь. Но эти времена давно в прошлом. Депрессия, голод и уныние совсем не ведут к продуктивной работе. Депрессия приводит к тому, что человек не может подняться с кровати - не то, что работать. Куда важнее для художника понимание страдания и прочего негатива. Чтобы показать страдание, необязательно самому страдать. Негатив подрывает креатив. Люди должны быть счастливы и энергичны. Мы должны получать удовольствие от того, что делаем. Мир должен получать удовольствие от итальянского кофе и пасты.

Линч с итальянским режиссером Паоло Соррентино. ФОТО Предоставлено организаторами фестиваля

Линч с итальянским режиссером Паоло Соррентино. ФОТО Предоставлено организаторами фестиваля

- Далеко не все испытывают удовольствие от своей работы.

- Здесь тоже может помочь трансцендентальная медитация. Все с ней становится более приятно. Даже работа уборщика туалетов. Этот труд может быть очень суров и неблагодарен. Но если люди этой профессии начнут практиковать трансцендентальную медитацию, то они обнаружат прилив креативности и счастья. Они начнут смотреть на свою работу как на своеобразную игру. Они станут применять новые щетки, придумывать новые методы уборки. В результате такой работы их сортир будет сиять, и босс даст такому уборщику повышение.

- Что вы можете сказать о последних голливудских сексуальных скандалах?

- Оставайтесь с нами. Не переключайтесь.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Дэвид ЛИНЧ родился 20 января 1946 года в городишке Миссула, штат Монтана – похожем на тот, что много позже он изобразит в своем знаменитом «Твин Пиксе». Посещал различные художественные школы – в том числе Бостонскую изящных искусств. В 70-х в течение 5 лет работал над экспериментальным фильмом «Голова-ластик», который, несмотря на свою полную непохожесть на голливудскую продукцию, убедил актера и продюсера Мела Брукса поручить Линчу постановку исторической драмы «Человек-слон», имевшей большой успех. Завоевав «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля за картину «Дикий сердцем», Линч стал одним из законодателей киномоды конца ХХ века. Был трижды женат, не считая гражданского брака с актрисой Изабеллой Росселлини. Дочь – режиссер Дженнифер Чэмберс Линч.

5 лучших фильмов Линча

"Синий бархат"

«Дикий сердцем»

«Твин Пикс"

«Шоссе в никуда»

"Малхолланд Драйв"