2017-11-08T17:44:19+03:00

Российские математики создали алгоритм победы в информационных войнах

Московские математики создали оптимальную модель информационных вбросов в средства массовой информации.
Иван Ортега
Ученые выяснили, что слишком интенсивная эксплуатация даже хорошей пропагандистский машины дает эффект противоположный тому, который ожидают ее владельцы.Ученые выяснили, что слишком интенсивная эксплуатация даже хорошей пропагандистский машины дает эффект противоположный тому, который ожидают ее владельцы.Фото: EAST NEWS
Изменить размер текста:

Исследователи из МФТИ, Института прикладной математики им. M. В. Келдыша РАН и МГУ выяснили, что разовые информационные вбросы малоэффективны. Они предложили более эффективную тактику, с математически рассчитанной их частотой. Она позволяет нарушить равновесие между сторонами конфликта, а по сути — выиграть его. Предполагается, что с помощью полученных данных можно будет точнее прогнозировать ход и исход информационных войн, а также влиять на них. Авторы сообщают о том, что работа была уже проверена экспериментально. Соответствующая статья опубликована в Mathematical Models and Computer Simulations.

В разработанной исследователями модели симулировалась успехи двух противоборствующих групп, распространяющих выгодную им информацию через СМИ (в информационной войне). Модель, впервые среди ей подобных, учла характерную особенность таких столкновений: нерегулярность вбросов через СМИ. Авторы работы ввели переменную, которая отвечает за дестабилизирующий равновесие системы (паритета обеих сторон) эффект — кратковременное усиление влияния пропаганды одной из сторон на аудиторию. Параметр этот имеет вид кусочно-периодической функции от времени.

С помощью аналитического решения модифицированной новым параметром системы дифференциальных уравнений ученые показали, что если такой вброс производится разово или просто редко, то через небольшое время система вновь возвращается в равновесие — вброс не смог ее дестабилизировать. Численный эксперимент в ходе моделирования подтвердил данные расчетов.

Исследователи уже применили свою модель для решения реальной задачи. Для этого они использовали проведение эффективной рекламной кампании реальных компьютерных игр для частной фирмы. Авторы попытались спрогнозировать, при какой ситуации потребители могли бы заинтересоваться и успеть купить продукт до того момента, когда его пиратские версии будут выложены в интернет.

В такой модели первой стороной моделируемой инфовойны стала компания-разработчик игр, а второй — пираты. Исследователи заложили данные, полученные от компании, в свои расчеты и на основании этого подсказали заказчикам оптимальную частоту вбросов рекламной информации. Утверждается, что рекомендации сработали, обеспечив привлечение нужной массы пользователей.

Следует отметить, что ученые прорабатывают свои модели не только для коммерческого приложения, но и с целью анализа политических инфовойн. В более ранней работе они анализировали, как на политическое противостояние двух групп — левых и правых взглядов — воздействует наличие у одной из двух групп более мощной пропагандистской машины. Их моделирование дало крайне неожиданный вывод. Оказалось, что пока поляризация левых и правых невелика, более мощный пропагандистский аппарат дает тем, кто им владеет серьезные преимущества. Они смогут поднимать градус поляризации, вовлекая за счет этого новых сторонников в свои ряды.

Однако как только поляризация (в том числе благодаря пропаганде) поднимется выше определенного порога, такая схема победы в пропагандистской войне перестает работать. При слишком сильной разнице во взглядах правых и левых те перестанут воспринимать аргументы друг друга, считая другую сторону заведомо неадекватной, а ее аргументы — ничем не обоснованными.

Таким образом, слишком интенсивная эксплуатация даже хорошей пропагандистский машины дает эффект противоположный тому, который ожидают ее владельцы. И до тех пор, пока поляризация не будет снова снижена (то есть не возобновится поиск компромисса между двумя сторонами), эффективность пропаганды господствующей в медиапространстве группировки так и не вырастет заметным образом. Это практически важный вывод, поскольку в реальном социуме, как правило, пропагандистская машина одной из сторон намного сильнее, чем у другой, то есть речь идет о часто встречающемся сценарии противостояния.

Понравился материал?

Подпишитесь на нашу тематическую рассылку Наука, чтобы не пропускать интересные материалы

 
Читайте также