Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+3°
Boom metrics
Общество5 декабря 2017 11:56

Российские школьники стали лучшими в мире по чтению

Зато взрослые в России сейчас читают вдвое меньше, чем 16 лет назад
Более того, почти четверть наших учеников достигла наивысших показателей в чтении — такими результатами могут похвастаться далеко не все страны

Более того, почти четверть наших учеников достигла наивысших показателей в чтении — такими результатами могут похвастаться далеко не все страны

Фото: Мила СТРИЖ

Российские четвероклассники заняли первое место в международном мониторинге грамотности чтения Progress in International Reading Literacy Study. Средний результат наших учеников — 581 балл, что почти на 13 очков выше, чем в предыдущей волне исследования в 2011 году. Позади нас остались такие страны-лидеры в образовании, как Сингапур, Финляндия и Китай (Гонконг), чьи результаты за эти пять лет выросли не так сильно.

Страны-лидеры PIRLS 2016.

Страны-лидеры PIRLS 2016.

- Такая динамика может быть связана с тем, что в начальной школе мы перешли от трехлетней программы образования на четырехлетнюю, - считает Виктор Болотов, научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ. - Лишний год дает добавку в результатах, это замечено по разным странам. Дети из начальной школы выходят со сформированным смысловым чтением.

Взрослые стали читать меньше для себя, и больше — для детей

В исследовании PIRLS ученикам 4-х классов предлагается прочитать несколько небольших текстов и ответить на вопросы по ним. Кроме того, каждый ученик, его родители и учителя отвечают на вопросы анкеты, где рассказывают о своем отношении к чтению, дополнительных занятиях и многом другом.

Здесь и здесь можно ознакомиться с заданиями PIRLS.

Так вот, по результатам этого исследования получается, что за последние 16 лет количество взрослых, которые любят читать, упало вдвое. Если в 2001 году таких родителей была половина, то в 2016 году любителей чтения — лишь четверть.

Отношение родителей к чтению.

Отношение родителей к чтению.

Сами же школьники, наоборот, читать любят. 46 процентов российских четвероклассников сказали, что очень любят читать, а еще 44 - читают время от времени.

- Данные показывают, что родители активно занимаются чтением с детьми до школы, - отмечает Андрей Захаров, руководитель Международной лаборатории анализа образовательной политики НИУ ВШЭ. - Это может говорить о более ответственном подходе к родительству и воспитанию: взрослые осознают важность чтения и занимаются им с детьми, даже если сами мало интересуются книгами.

Как часто родители занимались с детьми чтением до школы.

Как часто родители занимались с детьми чтением до школы.

Впрочем, у такого ответственного отношения к детям могут быть и экономические причины:

- Страна вышла из состояния дефолта, и у родителей появилось время думать о детях, - считает Виктор Болотов. То есть, образование для родителей стало важнее необходимости заработать на кусок хлеба.

Дети стали чаще ходить в детсад, а детсады — лучше готовить к школе

Другой важный результат PIRLS — это ситуация с детскими садами. Еще 10 лет назад было не редкостью, когда ребенок получал место в детсаду чуть ли не накануне поступления в первый класс.

Уровень читательской грамотности детей при поступлении в школу.

Уровень читательской грамотности детей при поступлении в школу.

Сейчас ситуация изменилась. Если в 2001 году, по данным PIRLS, лишь 63 процента детей ходили детсад дольше 2 лет, то сейчас таких 83 процента. Стало меньше и тех, кто вообще не пошел в детсад: с 21 процента в 2001 году число домоседов упало до 13 процентов. То есть, в детские сады теперь действительно проще попасть.

- В целом, система дошкольного образования стала больше ориентироваться на подготовку к школе, - говорит Марина Пинская, ведущий научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ. - Дети начинают подготовку раньше и формируют необходимые умения для обучения в начальной, основной и средней школах.

Баллы школьников в международном рейтинге чтения PIRLS

2016/2011

Россия 581/568

Сингапур 576 /67

Гонконг 569/571

Ирландия 567/552

Финляндия 566/568

Польша 565/526

Северная Ирландия 565/558

Москва* 612

*впервые принимает участие в рейтинге отдельно