Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
В мире20 декабря 2017 11:56

Французские власти запрещают символы Рождества

Накануне главного праздника зимы в Пятой Республике возобновилась кампания против христианской атрибутики
56% жителей Франции называют себя верующими католиками, а две трети являются крещёными

56% жителей Франции называют себя верующими католиками, а две трети являются крещёными

Фото: REUTERS

В понедельник министр юстиции Франции Николь Беллубе объявила о создании специальной антитеррористической прокуратуры. Мол, «обычные» органы правопорядка с угрозой не справляются, вот и приходится собирать силы в кулак.

Однако пока Пятая Республика сражается не с террористами-джихадистами, а… с памятью о собственном христианском прошлом. Так, ещё в 2014 году в департаменте Вандея суд приказал городскому совету Нанта убрать из фойе рождественский вертеп (фигурки Иосифа, Марии и младенца Христа в окружении животных).

После терактов в парижском театре «Батаклан» в ноябре 2015 года в столице Франции также стали удалять из публичных мест рождественские ясли. К возмущению простых парижан, привыкших к этой милой традиции, никто не прислушался.

А в нынешнем году «война с рождеством» началась и на уровне терминологии. «Я поражена, что больше нельзя говорить «рождественские праздники» или «пасхальные праздники» — только «летние и зимние каникулы», — жалуется новый вице-президент Республиканской партии Вирджиния Кальмель (Virginie Calmels).

Сейчас в «войне против Рождества» настало неустойчивое равновесие: в департаменте Вандея суд всё же разрешил установку вертепа, а в регионе Овернь-Рона-Альпы — запретил.

Разумеется, никто прямо не говорит, что всё это делается в угоду либералам и их «лучшим друзьям» — радикальным исламистам. Дескать, еще в 1905 году Республика приняла закон о разделении церкви и общества, «государство должно быть нейтральным в вопросах веры», «давайте не обострять и без того непростую ситуацию». Хотя по статистике 56% жителей Франции называют себя верующими католиками, а две трети являются крещёными.

P.S. Ответ на опровержение.

Эта небольшая заметка вызвала критику со стороны telegram-канала «Минправды» («Министерство правды»). Данный интернет-проект, разоблачающий фейки в СМИ, заявил: «Комсомолка искажает реальное состояние дел. Вертепы запретили не в общественных местах, а в госучреждениях [Франции]».

Судя по всему, основная претензия «Минправды» вызваны вот этим отрывком из нашего текста: «После терактов в парижском театре «Батаклан» в ноябре 2015 года в столице Франции также стали удалять из публичных мест рождественские ясли. К возмущению простых парижан, привыкших к этой милой традиции, никто не прислушался».

Что ж, этот пассаж был основан на публикации портала LeFigaro.fr (принадлежит известнейшей французской газете с почти двухсотлетней историей) от 28 ноября 2015 года под названием: «Удаление рождественских яслей [=вертепов] не решит проблему радикального ислама». Текст набрал свыше 800 комментариев — похоже, этот вопрос по-настоящему волнует французов.

То есть, видите, отнюдь не ватники из «Комсомолки» увязывают отказ Франции от рождественских символов и распространение радикального исламизма, — о том заявляет автор материала, известный историк Жан Севильа (Jean Sévillia), занимающий должность замглавного редактора издания Figaro Magazine. О нём есть даже статья в англоязычной Википедии.

В материале прямо говорится, что отдельные органы власти хотят «убрать [вертепы] из публичных мест» (в оригинале: retirer des lieux publics).

Вот прекрасный отрывок:

Il y a donc une extrême violence - une violence symbolique - dans la proposition de l'Association des maires de France de réclamer une loi interdisant les crèches dans les lieux publics.

(Автоперевод: «Таким образом, насилие — насилие символическое — заключается в предложении Ассоциации мэров Франции требовать закон, запрещающий вертепы в публичных местах»).

Luex publics, в публичных местах, Карл!

Конечно, здесь можно долго спорить, является ли публичное место «общественным», и являются ли, в свою очередь, фойе и приёмные органов госвласти «публичными местами», и если какой-нибудь городской совет вынужден убрать вертеп со свой витрины, выходящей на главную площадь, то можно ли это назвать «запретом в общественном месте» — и так далее.

Однако, действительно, из начального текста нашей заметки можно было сделать неверный вывод, будто ПО ВСЕЙ Франции запретили ВСЕ рождественские символы. Ничего подобного мы и не утверждали (что очевидно любому непредвзятому читателю), но сожалеем, если недостаточно корректная нюансировка этого вопроса кого-то ввела в заблуждение.

И тем не менее, полемика вокруг нашей скромной заметки лишь заостряет главную проблему, которую не отрицают даже анонимные telegram-аналитики. Что «свободная Европа» (и крупнейшее по территории государство ЕС — Франция) забыли о своих христианских корнях. И что запрет на рождественские символы «в целях соблюдения религиозной нейтральности» не снял проблему религиозного экстремизма и терроризма, вдохновляемого отнюдь не фигурками Иосифа, Христа и Богородицы из вертепов, а совсем другими фигурами.