Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+17°
Boom metrics
Спорт10 января 2018 9:01

Актер Егор Климович: «Убеждал режиссера: «Если снимем мой трюк, фильм посмотрят Леброн Джеймс и Кобе Брайант»

Одну из ролей в фильме «Движение вверх» исполнил Егор Климович, внук народной артистки СССР Галины Макаровой. В интервью KP.BY он рассказал о бабушке чемпионке по мотокроссу, карьере баскетболиста, двух переломах и супертрюке [видео]
Егор Климович исполнил роль Александра Болышева. Баскетбольный опыт очень пригодился. Фото: из личного архива

Егор Климович исполнил роль Александра Болышева. Баскетбольный опыт очень пригодился. Фото: из личного архива

Картина «Движение вверх» продолжает бить рекорды кинопроката. Фильм о легендарной победе советской команды над американской в финале баскетбольного турнира Олимпиады-1972 имеет шанс стать самым кассовым российским фильмом со времен 1991 года.

Роль баскетболиста Александра Болошева исполнил белорус Егор Климович, внук народной артистки СССР Галины Макаровой и заслуженного артиста БССР Павла Пекура.

- Как получили роль в фильме?

- Мне позвонил агент и сказал, мол, Никита Михалков будет снимать фильм про баскетбол. Мне, человеку с баскетбольным прошлым, стало интересно. Но надо было еще пройти кастинг в несколько этапов. Параллельно кандидаты на роли ходили на тренировки к Александру Белову, сыну легендарного баскетболиста Сергея Белова, который зажигал олимпийский огонь на открытии Игр-1980. Он был постановщиком баскетбольных сцен и оценивал навыки. И уже в совокупности всех отборочных этапов принималось решение, утверждать ли актера на роль в фильме.

Егор Климович: "Премьера "Движение вверх" удалась. Ничего необычного - Никита Сергеевич, рожки". Фото: личный архив.

Егор Климович: "Премьера "Движение вверх" удалась. Ничего необычного - Никита Сергеевич, рожки". Фото: личный архив.

Мы проделали уникальную работу. Не знаю, когда еще актеры так глубоко погружались в роль. Обычно тебя утвердили, ты отснялся за пару дней, и все. Мы продолжали репетировать целый год, хоть и не знали, кого в итоге утвердят. Окончательное решение приняли буквально за пару дней до начала съемок, когда собрали актерский ансамбль. Мне досталась роль Александра Болошева. Может, формально она второго плана, но главный герой - это команда, каждый внес свою лепту. Мы стали киносемьей, если считать подготовку, съемки, то проект длится третий год. Сейчас ездим на премьеры и рассказываем о фильме.

Премьера филмьа "Движение вверх" в Москве. Фото: Геннадий Авраменко/личный архив Егора Климовича.

Премьера филмьа "Движение вверх" в Москве. Фото: Геннадий Авраменко/личный архив Егора Климовича.

«На кастинге показал книгу с автографом Едешко и сказал: «Вы обязаны меня взять».

- Вы поступили грамотно – пришли на кастинг с книжкой.

- В свое время я работал режиссером на кулинарном шоу для канала «Москва 24». У нас в гостях был белорус Иван Едешко, тот самый, который отдал золотой пас в финальном матче Олимпиады. Баскетболист баскетболиста видит издалека, к тому же земляки - быстро нашли общий язык. Потом он презентовал свою книгу и подписал: «От игрока Ивана - игроку Егору». Придя на знакомство с режиссером, показал книгу и сказал: «Вы обязаны меня взять. Смотрите - у меня карт-бланш от самого Ивана Едешко». Они посмеялись, но оценили это.

«Движение вверх» и реальный Мюнхен-72: Что правда в фильме о великом баскетбольном финале на Олимпиаде 1972 года

- Как проходили съемки?

- Это один из самых прекрасных периодов в жизни. Были колоссальные нагрузки, гораздо сложнее, чем в профессиональном спорте. Съемки шли шесть дней в неделю по 12 часов. Бесконечно играли в баскетбол: побегал - остыл, побегал - остыл… У некоторых артистов (у кого не было баскетбольного опыта) были дублеры, которые играли на общих планах, а на крупных - сами актеры. У меня дублера не было, поэтому работал везде сам.

Во время съемок "Движения вверх". Фото: kinopoisk.ru

Во время съемок "Движения вверх". Фото: kinopoisk.ru

- Самый яркий эпизод - слэм-данк - исполнили вы, но в фильме вы не произнесли ни слова.

- Мои реплики вырезали, хотя диалоговые сцены были. Не переживаю на сей счет, ведь фильм получился классным - значит, все сделали правильно. Но слэм-данком (броском сверху), да еще с жонглированием мячом под ногой, горжусь. Трюк сам по себе сложный. А еще шесть камер, которые в определенный момент должны оказаться в нужной точке. Плюс камеры с высокой частотой съемки могут работать 15 секунд, в которые надо было уложиться: разбежаться, бросить. Две попытки были неудачными. Если бы в третий раз не сделал, то трюк бы просто отменили. Снимать столько просто не было возможности: даже файлы на полминуты при съемке такими рапидными камерами занимают несколько терабайтов. Пусть на экране это две секунды, ради этого кадра все должно было сойтись.

- Прям картинка на миллион.

- Именно. Изначально режиссер Антон Мегердичев и Александр Белов были не в восторге от моей идеи, мол, это уже чересчур. Но я доказывал, что мы делаем аттракцион, в том числе для публики, которая не знает баскетбол глубоко. Режиссеру так и сказал: «Антон, если сделаем этот трюк, Кобе Брайант и Леброн Джеймс обязательно посмотрят фильм. Может, не все, но этот момент точно». Когда все получилось, то благодарили.

Во время съемок "Движения вверх". Егор Климович - №8. Фото: личный архив.

Во время съемок "Движения вверх". Егор Климович - №8. Фото: личный архив.

«Машков дисциплинированнее молодых актеров»

- Какие на съемочной площадке и вне ее Владимир Машков, Сергей Гармаш?

- У Сергея Гармаша по фильму большая роль. Хотя он снимался всего два дня (я - 55 дней). По фильму наша команда с ним не пересекалась, на премьере он говорил: «Я не понимал, что происходит. Меня в кабинете два дня отсняли, я не знал, что в итоге получится». Для него это был кот в мешке, и когда все увидел, был в диком восторге.

Владимир Машков на премьере «Движения вверх»: Такой драмы не было за всю историю спорта

Еще на съемках были такие мастера, как Машков, Смоляков, Джон Сэвэдж, который известен по фильму с Робертом Де Ниро и Мерил Стрип «Охотник на оленей» (лента получилась пять «Оскаров». - Ред.). Это были наши старшие товарищи. Андрей Смоляков подсказывал, если у кого-то не получалась реакция. Например, так: «Кузьма, ты глаза немного напряги, а потом чуть-чуть расслабь - получится удивление». Профессионализм даже в таких деталях! Это была лучшая актерская школа! Их от нашей команды актеров еще отличала такая деталь - они предельно дисциплинированные. Надо Машкову стоять 15 минут под софитами - он стоит. Только его вызовут на площадку, 10 секунд - и Владимир Львович там. Из молодых актеров кто-то мог задержаться в вагончике…

Владимир Машков и Егор Климович на съемочной/баскетбольной площадке. Фото: личный архив

Владимир Машков и Егор Климович на съемочной/баскетбольной площадке. Фото: личный архив

- Путь в кино вам был предначертан, учитывая родословную?

- Сейчас мы с вами беседуем на проспекте Независимости. Рядом театр Янки Купалы, где играла моя бабушка Галина Макарова. Чуть дальше кукольный театр, там папа играл в спектакле «Мастер и Маргарита». Мама всю жизнь проработала на телевидении режиссером, делала программу «Контуры». Я рос в творческой атмосфере. Когда получил два перелома и пришлось завязать с баскетболом, то выбор дальнейшего пути был очевиден.

- Все детство в театре провели?

- Бабушка часто брала на спектакли, и с другими детьми мы участвовали в массовке. Можно сказать, свою актерскую карьеру начал в детстве (смеется). Из того периода мне запомнились наши прекрасные мэтры: Геннадий Овсянников, Стефания Станюта. Они мне были как родные. Порой, когда кого-то встречыают, то ощущение, что у меня много бабушек и дедушек.

Знаю, что драматург Андрей Макаенок отдавал пьесы в театр с условием, что главную роль будет играть Галина Макарова. Макаенок говорил: «Единственная женщина, на которой я бы женился, - это Галина Климентьевна Макарова. Но я слишком уважаю актера Павла Пекура, чтобы отбивать у него жену...»

«Мама и младшая сестра становились рекордсменками в легкой атлетике»

- Как оказались в баскетболе?

- Уже в позднем возрасте. Меня тренер заметил, когда я был игроком сборной РТИ по волейболу, и на первом курсе переманил в баскетбол. Когда в 2004 году возродили команду РТИ (сейчас называется «Импульс-БГУИР»), я пришел и почти сразу попал в основной состав.

У меня не было базы, баскетбольной техники, но за счет физических данных я всех перепрыгивал и перебегал. Изначально играли в Первой лиге, но за год вышли в сильнейший дивизион, где команда сейчас играет.

- Родители не были против спорта?

- У нас спортивная семья. Галина Макарова была чемпионкой Беларуси по мотокроссу, если не ошибаюсь, в соревнованиях участвовали и мужчины. Мама в свое время становилось рекордсменкой Беларуси по легкой атлетике, получила звание мастера спорта, многоборка.

На премьере фильма в Минске. В центре мама Татьяна, справа - Джеймс Тратас, исполнивший роль Модестаса Паулаускаса. Фото: Денис Костюченко/Белорусская федерация баскетбола.

На премьере фильма в Минске. В центре мама Татьяна, справа - Джеймс Тратас, исполнивший роль Модестаса Паулаускаса. Фото: Денис Костюченко/Белорусская федерация баскетбола.

- А что за история про два перелома?

- Если честно, я тогда втихаря от всех грешил допинговыми штуками. Использовал анаболический стероид метан. В том возрасте все хотели не только забивать в баскетбольное кольцо сверху, но и быть здоровиками. В конце сезона случился перелом. Может, усталостный, а может, от употребления стероида. Сейчас говорю, чтобы молодежь не повторяла мои ошибки – никакого допинга.

- Вы ведь еще успевали работать на телевидении.

- Вообще была удивительная ситуация: умудрялся совмещать учебу, работу на СТВ, баскетбол. Кому рассказать - не поверят. Но Минск компактный: телевидение на улице Коммунистическая, университет на Петруся Бровки. В 8.00 шел на утреннюю тренировку, после - в университет, затем ехал на телевидение, а вечером - на вторую тренировку. Так с понедельника по пятницу. На выходных - игры.

На СТВ в 2003 году начинал как монтажер, потом был невероятный карьерный взлет (выделяет интонацией. - Ред.) - стал выпускающим режиссером, работал до 2008 года как журналист в спортивной редакции.

- Какие темы освящали?

- Работал в спортивной дирекции с Мартой Скавинской, Николаем Ходасевичем, Игорем Коленьковым. Снимал сюжеты про баскетбол. Они говорили: «Егор, получится – поставим в эфир. Ерунду снимешь – ну извини».

- В РТИ на какой специальности учились?

- Программное обеспечение информационных технологий. По первому образованию я инженер-программист. Но с программированием у меня было туговато, мои гении-одногруппники удивлялись, как я доучился до пятого курса.

- Но если поступили, значит, все в порядке с математикой.

- Учился в физико-математической гимназии, был порядочным школьником, у которого в аттестате не было троек, и мог поступить на программиста. Но потом начались проблемы с учебой, когда занялся баскетболом.

К слову, моя баскетбольная карьера начиналась на стадионе гимназии №50, где учился. Туда приходили ребята постарше из клуба «Orange» - они были кумирами. Это была Мекка уличного баскетбола в Минске.

«Первый гонорар в кино - тысяча долларов»

- Помните свой первый гонорар в кино?

- Монтировал сериал «Месть» с прекрасным режиссером Владимиром Янковским. Тогда я зарабатывал тысячу долларов в месяц. Хорошие были деньги. Хотя я тогда пошел на понижение, на телевидении в Москве я имел больше. Но я решил воспользоваться возможностью работать в сфере кино. Кстати, забавная была история. Тогда умудрился переехать в Москву, работать режиссером на телевидении, приезжать на выходные в Минск и отыграть несколько туров в чемпионате Беларуси по баскетболу. Но когда сломал ногу второй раз, задержался в Москве, вскоре подвернулась работа в кино…

- Как вызревало решение переехать в Москву?

- Продал свою «Hyundai» за две тысячи долларов, с этим и поехал. На самом деле, в Минске я чувствовал себя более чем комфортно. Работал на СТВ, играл в баскетбол, на то время получались хорошие деньги. В Москве первое время было сложно.

- Новый вызов?

- Что-то вроде этого. Быстро понял, что мне стало неинтересно: я все уже попробовал. В 2003 году (мне тогда было 19 лет) деньги приходилось зарабатывать и мытьем посуды. Отправиться в США по программе Work and Travel не получилось. Старшая сестра жила в Израиле - поехал туда. По гостевой визе найти хорошую работу сложно. Пришлось мыть посуду в ресторане. За месяц я заработал 1,5 тысячи долларов, отработал 260 часов… Эту тему потом долго обсуждали с другом Конора Макгрегора Артемом Лобовым. В Ирландии он тоже с этого начинал.

Это кажется, что помыть посуду просто, как дома. А там на 13 часов становишься к раковине, и есть пару перерывов, чтобы сходить в туалет. А еще над тобой висят часы - они давят психологически. Это было очень сложно, с моим-то ростом в почти два метра - спина болела. А когда в ресторане большая свадьба и много посуды - кожа с пальцев слезала, как у ящерицы.

Потом пошел на повышение - еще мыл подъезды. Тогда я еще не работал на СТВ, не играл в баскетбол - за 1,5 тысячи был готов и на это. Вернувшись в Минск, купил свои первые баскетбольные кроссовки.

Джеймс Тратас, Иван Едешко, Егор Климович на премьере "Движение вверх" в Минске. Фото: Фото: Денис Костюченко/Белорусская федерация баскетбола.

Джеймс Тратас, Иван Едешко, Егор Климович на премьере "Движение вверх" в Минске. Фото: Фото: Денис Костюченко/Белорусская федерация баскетбола.

- Вы говорили, что вы больше режиссер, чем актер.

- По сути, «Движение вверх» - мой первый актерский опыт в большом кино. Я бы хотел продолжать, но пока у меня больше успехов в режиссуре.

- У вас есть фильм «Правило Кубертена». Можно подробнее о нем?

- Документальный фильм о судьбе российского легкоатлета (тройной прыжок) Алексея Федорова. Он выполнил норматив для попадания на Олимпиаду-2016, но из-за дисквалификации всех российских легкоатлетов его туда не пустили. Этот фильм делал вместе с младшей сестрой Агатой, она живет в США. Лента номинирована на «Золотого орла» (национальная кинопремия России – Ред.) как лучший неигровой фильм.

- Агата - в честь бабушки?

- Да. У бабушки настоящее имя Агата. Когда она приехала в Минск поступать в театральную студию, там сказали: «Что за простецкое имя - Агата?» Так она взяла псевдоним Галина.

Кстати, сестра в прошлом была легкоатлеткой, становилась рекордсменкой Беларуси среди юниоров, кажется, до сих пор ее рекорды держаться. Потом в США стала чемпионкой среди колледжей, и чемпионкой конфедерации в университетской ассоциации - выиграла перстень. Там уровень намного серьезнее. Но она сделала выбор в пользу кино.

Сейчас совместно снимаем фильм про Олега Тактарова. Это голливудский актер, единственный чемпион UFC из России. У нас в фильме снялись Дэнни Трехо (известный по «Мачте»), Арт Дейви (бизнесмен, создатель UFC), Кристиан Гьюдгэст (режиссер, у которого скоро выходит фильм «Охота на воров» с Джерардом Батлером), Артем Лобов, близкий друг и спарринг-партнер Конора Макгрегора.

Егор Климович: "Когда в 2004 году возродили команду РТИ (сейчас называется «Импульс-БГУИР»), я пришел и почти сразу попал в основной состав".

Егор Климович: "Когда в 2004 году возродили команду РТИ (сейчас называется «Импульс-БГУИР»), я пришел и почти сразу попал в основной состав".

Фото: Павел МАРТИНЧИК

«Сняли бы кино про «Динамо» и БАТЭ»

- Про какие истории из белорусского спорта вы бы хотели снять кино?

- БАТЭ, например. Меня как-то спрашивали об этом. У меня сразу возникли юношеские воспоминания о победе минского «Динамо» в чемпионате СССР. Еще история Юлии Нестеренко – Белая молния. Виктория Азаренко была первой ракеткой мира. У нас хватает историей.

- Кто из режиссеров ориентир для вас?

- Главное, что мне нравится профессия. Слава Богу, есть возможность этим заниматься, все-таки удовольствие недешевое. Не претендую на гениальность, кому-то нравится, кому-то нет. По крайней мере, у меня появилась идея – я ее реализовал, я перед собой честен. Бывает, человек загорается, а на следующий день говорит: «Зачем мне это надо?» Когда запал появляется, важно его не растерять. Как говорит Сергей Михалок: «Главное не быть торшером без лампочки».

- Знакомы с ним?

- Несколько раз пересекались, нас даже знакомили. Но не думаю, что он меня помнит. Я его хорошо помню, с большим уважением отношусь к его творчеству.

- Андрей Курейчик, работавший над сценарием «Движения вверх», тоже говорил о темах для кино из белорусского спорта. Насколько реально это реализовать? Что надо для этого?

- Все реально. Андрей молодец, что в непростых условиях старается в Минске что-то делать. В этом плане он честнее меня, он делает это на Родине. Я бы тоже хотел, но пока не получается.