Дом. Семья

«Большая Садовая, 10»: Чем знаменит дом Булгакова

Книга о «нехорошей квартире» и не только
Дом, где находилась «нехорошая квартира», примечателен не только этим обстоятельством

Дом, где находилась «нехорошая квартира», примечателен не только этим обстоятельством

«Большая Садовая, 10. История московского дома, рассказанная его жителями»

«Кучково поле», 2017

Имя Михаила Булгакова и те столичные места, которые связаны с его самой знаменитой книгой, романом «Мастер и Маргарита», известны читателям более чем хорошо. Однако в реальности дом, где находилась «нехорошая квартира», примечателен не только этим обстоятельством. Тут происходило множество достойных внимания событий, жили интересные люди, о которых и повествует документальная книга Дмитрия Опарина «Большая Садовая,10», проиллюстрированная множеством старинных фотографий. В этом доме – в разные советские времена в разных квартирах – собирались поэты, писатели, художники, артисты и скульпторы. Эти стены помнят Сурикова, Рябушинского, Есенина, Маяковского, Айседору Дункан, Мариенгофа, Луначарского, Андрея Белого, Мартироса Сарьяна.

И, конечно, самого Булгакова. «Комната Булгаковых располагалась ровно напротив кухни – от главного коммунального поля битвы их отделяла только тонкая полоска коридора. В своем дневнике 1922-1925 годов Булгаков крайне нелестно отзывался о квартире и ее обитателях: «Я положительно не знаю, что делать со сволочью, что населяет эту квартиру». Практически всех своих соседей по квартире и дому Булгаков описал в фельетонах первой половины 1920-х годов. Так, например, знаменитая Аннушка (виновница гибели Берлиоза в романе «Мастер и Маргарита») – Анна Федоровна Горячева – действительно жила в квартире № 50, а прототипом несчастного Никанора Ивановича Босого послужил председатель правления дома № 10 по Большой Садовой, тридцатилетний Николай Зотикович Раев, в 1925 году угодивший под суд».

Население дома после революции увеличивалось – в 1923 году в нем жило 593 человека, а в 1944 – уже 767 человек. В мастерской № 40 работал художник Петр Петрович Кончаловский, который в конце 1920 – начале 1930-х годов написал большую часть своих московских пейзажей, среди которых были изображения Большой Садовой, виды Патриарших прудов, Спиридоновки, Гранатного переулка и Большой Никитской улицы. В тексте уделено внимание не только знаменитостям, но и обычным жильцам дома, на воспоминаниях которых преимущественно и построено уникальное повествование.

Рассказывается, и что происходило по соседству с домом на Садовой. Особое внимание уделено тому, как складывался облик Триумфальной площади и ее окрестностей. Так, на исходе XIX века рядом была развернута Первая московская электрическая выставка с павильонами, оформленными в экзотических стилях, от средневекового до мавританского. Городской сад, где это происходило, чуть позже получил имя «Аквариум» и обзавелся набором модных развлечений – каток и фестиваль ледяной скульптуры зимой, оперные спектакли и концерты цыганского хора, атлетические соревнования, кегельбан, имелся и большой аквариум в одной из беседок.

В ТЕМУ

Тайна дома Булгакова: Отсюда Каплан шла убивать Ленина, а Есенин познакомился здесь с Айседорой Дункан

У многочисленных поклонников творчества Михаила Афанасьевича есть в Москве культовое место. Дом №10 на Большой Садовой. Здесь фанаты начали собираться еще полвека назад. После публикации романа «Мастер и Маргарита», сразу ставшего модным в кругах читающей публики. Свою роль сыграло то, что мировой бестселлер аж четверть века после смерти писателя пролежал под спудом, да и напечатан-то в СССР был впервые в середине 60-х с большими цензурными купюрами… (подробности)