Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Экономика28 марта 2018 22:00

«Красные баррикады»: завод на грани пропасти

Пока потенциальные инвесторы прикидывают свою выгоду, одно из старейших предприятий кораблестроительной отрасли страны разворовывают
Федор ПЕТУНИН
Пока потенциальные инвесторы прикидывают свою выгоду, одно из старейших предприятий кораблестроительной отрасли страны разворовывают

Пока потенциальные инвесторы прикидывают свою выгоду, одно из старейших предприятий кораблестроительной отрасли страны разворовывают

ЛЕТНЮЮ ЗАРПЛАТУ ПОЛУЧАЮТ ВЕСНОЙ

- Знаете, как нам зарплату платили? Раз в две-три недели кидали на карточку полторы-две тысячи, как собакам. Месячную получку на полгода растягивали, - возмущается мастер малярных работ завода «Красные баррикады» Сергей Рудников.

19 марта 46-летнего мужчину вызвали в отдел кадров и велели писать заявление на увольнение в связи с ликвидацией предприятия.

- Сказали, иначе трудовую книжку свою будешь искать где-нибудь на улице. Разумеется, никаких выплат при сокращении не было, - рассказывает Рудников.

Завод должен Сергею сотни тысяч рублей - еще даже не начинали выплачивать получку за июнь 2017 года! А самое страшное во всей этой истории, что таких, как Сергей, почти две тысячи человек.

- У нас в Астраханской области стоят почти все заводы, работу найти практически невозможно. Мы вынуждены мотаться по всей стране. Кто-то на Север подался, кто-то в Питер, чтобы семью прокормить. Не брезгуем и однодневными заработками.

КРУТОЕ ПИКЕ

Астраханский завод «Красные баррикады» специализируется на строительстве крановых судов различной грузоподъемности, самоподъемных плавучих буровых установок, опорных блоков и верхних строений стационарных буровых платформ. А еще это одно из старейших предприятий отрасли в стране - в этом году «Красным баррикадам» исполнится 120 лет.

Только вот юбилей оказался под большим вопросом: 6 декабря 2017 Арбитражный суд Астраханской области признал предприятие банкротом.

В 2011 году руководство завода решило пойти ва-банк. Отказавшись от всех других заказов, они начали работать над строительством буровой платформы для нефтяного месторождения «ЛУКОЙЛа» в Каспийском море. Нефтяники через дочернюю структуру «ЛУКОЙЛ - Нижневолжскнефть» выделили на работы несколько миллиардов рублей аванса.

Но закончить проект было не суждено: не лучший менеджмент наложился на кризис и привел к удорожанию работ. Заказчик вкладывать дополнительные деньги отказался, а своими силами закончить строи­тельство завод уже не мог. Тогда нефтяники пошли в суд.

В январе 2017 Арбитражный суд Астраханской области постановил, что «Красные баррикады» должны выплатить компании «ЛУКОЙЛ - Нижневолжскнефть» 612,8 миллиона рублей по договору займа. 1,7 миллиарда рублей взыскали и со Сбербанка, выдавшего предприятию банковские гарантии.

ИНВЕСТОР НЕ ТОРОПИТСЯ

К «Красным баррикадам» проявляли интерес многие инвесторы. Но, учитывая стратегическую значимость предприятия, наиболее целесообразным представлялось вхождение в проект Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), которая проявляла интерес к заводу с конца 2016 года.

- Мы знаем, как мы будем заходить на «Красные баррикады», мы знаем, что там будет делаться в самое ближайшее время, - утверждал в январе 2018 президент ОСК Алексей Рахманов.

С тех пор прошло полтора года, а корпорация несколько раз переносила принятие окончательного решения. К проекту подключился концерн «Калашников», представители которого осенью 2017 года осматривали завод. Последний раунд переговоров прошел в январе, с тех пор и ОСК, и «Калашников» молчат.

- Пару недель назад приезжал на завод заместитель губернатора, собирал коллектив, - рассказывает Сергей Рудников. - Обещал, что ОСК возьмет в аренду цеха и производственные мощности, будет там строить два химовоза. А из арендной платы нам вернут долги.

О том, что теперь уже бывших сотрудников «Красных баррикад» возьмут на работу в ОСК, местные власти уже и не заикаются.

- То, что сейчас происходит на заводе, - это воровство. С утра у ворот выстраивается очередь из «КамАЗов», они вывозят оборудование, станки, металл. Куда уходят деньги от всего этого, непонятно, - говорит Сергей Рудников. - Мы оставили цеха в рабочем состоянии, еще в прошлом году делали балки для Керченского моста. Работали в две смены, по 17 часов - ни копейки рабочим не заплатили!

Судя по всему, о полноценном вхождении «Красных баррикад» в состав ОСК руководство корпорации уже не думает. Наверно, можно и их понять, все-таки предприятие потребует инвестиций, и серьезных. Обычная логика бизнеса - обойтись малой кровью. Но тут речь совсем о другом. О почти двух тысячах работников завода и их семьях. Им нужна не аренда, а работающий завод. Нужна стабильность, нужна работа, нужна уверенность в завтрашнем дне. Дать это может только сделка о полноценной покупке и последующее выведение завода из кризиса.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

1 марта СК РФ возбудил уже третье уголовное дело в отношении бывшего главы «Красных баррикад» Александра Ильичева. Его подозревают в сокрытии более пяти миллиардов рублей, которые должны были пойти на уплату налогов. Ранее следователи открывали дела по факту невыплаты зарплаты сотрудникам предприятия. А суд уже успел признать Ильичева виновным в сокрытии налогов на еще 65 миллионов рублей.