Звезды9 апреля 2018 1:11

Юбилей Жан-Поля Бельмондо: учителя говорили будущему артисту, что он никогда не сможет обнять женщину, не вызвав хохота в зрительном зале!

Исполняется 85 лет одному из самых знаменитых французских актеров Жан-Полю Бельмондо
В триллере «Страх над городом» Жан-Поль сыграл бесстрашного комиссара полиции.

В триллере «Страх над городом» Жан-Поль сыграл бесстрашного комиссара полиции.

Фото: kinopoisk.ru

Во Франции вышла его автобиография «Тысяча жизней», совсем недавно ее перевели на русский и выпустили в издательстве «ЭКСМО».

Мечтал спасать сбитых летчиков

Его отец был скульптором итальянского происхождения. Рассказывают, что он никак не мог вылепить скульптуру сына - тот был слишком непоседливым натурщиком. Отцу так и не удалось привить ему восхищение живописью и скульптурой («Мне надо пригрозить смертной казнью, чтобы заставить войти в Лувр!» - пишет он в автобиографии), и все-таки в детстве Жан-Поль очень любил посещать папину мастерскую - его завораживали пышнотелые натурщицы. Отцу же и в голову не приходило, почему сын при любой возможности бегает к нему на работу.

Мать его была высокой и смелой красавицей - во многом ее гены обеспечили живость Жан-Поля. В годы войны она укрывала от фашистов нескольких евреев, а отец однажды попал в немецкий плен - и смог из него сбежать.

Родительские смелость и живость отчетливо проявились в Жан-Поле: еще ребенком во время войны он страстно мечтал найти и выходить подбитого американского летчика - но, увы, «летчики, упавшие в лес, исчезали, прежде чем я успевал их найти». Их спасали взрослые партизаны. «Зато мертвых пилотов-ветеранов я встречал полным-полно». Бельмондо жил в провинции, познакомился с местным аббатом, который считал своей миссией искать погибших летчиков и хоронить их по христианскому обряду, Жан-Поль с другими мальчишками принял участие во многих погребениях - естественно, все они проходили втайне от немцев.

Потом его бесконечно выгоняли из школ, потому что в каждой он устраивал драки. В итоге он страстно увлекся боксом. По одной из версий, ему свернули нос на ринге, по другой - в ходе обычной потасовки с одноклассником, с которым он повздорил после урока философии.

Бельмондо довольно долго считал, что физиономия у него отвратительная, в частности из-за этого «боксерского» носа. И окружающие не спешили его разубеждать - наоборот, уверяли, что он никогда в жизни не будет играть героев. «Ты никогда не сможешь обнять женщину, не вызвав гомерического смеха в зале!» - сказал ему преподаватель актерского мастерства. (И это была еще не худшая из услышанных им оценок.) Но уныние Бельмондо не длилось долго. Он все-таки играл в театре - хотя иногда на драматических сценах зрители действительно начинали хохотать (именно из-за катастрофического выхода Бельмондо провалилась премьера трагедии Жана Ануя «Медея»). В итоге настоящую славу ему принес кинематограф.

Автобиография «Тысяча жизней»

Автобиография «Тысяча жизней»

Выбрасывал из окон отеля мебель

Он всегда очень гордился тем, что обнимал на экране самых красивых женщин европейского кино - Катрин Денев, Роми Шнайдер, Мишель Мерсье, Джину Лоллобриджиду. С Софи Лорен он снимался в «Чочаре» - драме Витторио Де Сика, за которую Лорен получила «Оскар». С Жанной Моро история была драматичнее: она сама настояла, чтобы он стал ее партнером в фильме театрального мэтра Питера Брука «Модерато кантабиле», хотя Бельмондо и сценарий, и Брук казались жутко занудными - и это в итоге чуть не обернулось трагедией: он решил сбежать со съемок на пляж, прихватил с собой десятилетнего сына Моро, и машина (Бельмондо был за рулем) слетела с автотрассы и несколько раз перевернулась на дороге. Ребенок довольно долгое время провел в коме с тяжелой черепно-мозговой травмой, а Бельмондо, отделавшийся легче, потом говорил, что никогда не чувствовал себя так скверно.

С Клаудией Кардинале он снимался в нескольких фильмах подряд; в своей автобиографии она писала, что ей нравилось играть с ним любовные сцены, и добавляла: «Он - один из очень немногих моих коллег, с которым у меня была маленькая любовная интрижка, очень короткая и прошедшая без последствий. Он сумасшедший. Съемки были сплошным безумием. Он постоянно придумывал всякие шутки и забавы - и на съемочной площадке, и вне ее. Чего он только не вытворял в гостинице: по ночам опустошал номера, выбрасывая из окон даже мебель. А на меня возлагалась обязанность чуть ли не каждое утро ходить к директору и вымаливать у него прощение. Жан-Поль говорил: «Иди, Клаудия, к нему с бокалом шампанского, и все уладится».

У него была жена, которую он звал Элоди (настоящее ее имя, Рене, ему отчего-то не нравилось). В 1964 году она говорила в интервью: «Большинство парней, с которыми мы сталкивались в нашей компании, старались всячески эпатировать девушек, катая их в красивых машинах. Ему же было достаточно его малолитражки (которая чаще бывала в ремонте). Он был искренним, открытым, естественным, без всякого наигрыша. О нем говорили, что это шарм уродца. С этим определением да позволено мне будет не согласиться». Критиковала же его она за внезапные приступы гнева, направленные против нее, - они обычно длились минут по десять и утихали сами...

ЗА КАДРОМ

Развод и инсульт

Жена ревновала его к Брижит Бардо, с которой он пробовался на роль в драме «Истина» и с которой у него ничего не было. А причиной развода Жан-Поля и Элоди стал его роман с актрисой Урсулой Андресс, красавицей блондинкой, самой первой экранной девушкой Джеймса Бонда. Они вместе снимались в фильме «Злоключения китайца в Китае», там все и началось - и в итоге Бельмондо сам рассказал жене об этих отношениях. Совсем скоро они расстались, а с Андресс он прожил всего несколько лет - потом ушел от нее к другой партнерше, пышной итальянке Лауре Антонелли, с которой вместе снимался в фильме «Повторный брак».

Его собственный повторный брак случился, когда ему было 55 лет: он влюбился еще в одну блондинку, Натали Тардивель, моложе его на 31 год. Точнее, сначала это был просто роман длительностью в 13 лет, а потом Бельмондо и Натали официально зарегистрировали отношения. Это случилось в самый драматический период его жизни: в 2001 году во время отдыха на Корсике его разбил инсульт, правая половина тела была парализована, он был вынужден уйти и из театра, и из кино и целиком посвятить себя долгому и трудному процессу реабилитации. С тех пор он снялся только в одном полнометражном фильме, «Человек и его собака», и в одной короткометражке.

В 2016 году одним из самых трогательных событий Венецианского кинофестиваля стал его визит; как ни странно, он приехал на фестиваль впервые в жизни, чтобы получить специальный приз за достижения всей карьеры. Загорелый, седой как лунь, с тросточкой, сразу с несколькими щегольскими перстнями на руке, он вышел на сцену под руку с партнершей по старому фильму «Веселая Пасха» Софи Марсо. Зал встретил его стоячей овацией, а он улыбался и радостно приветствовал публику. Наверное, у многих в этот момент на глазах выступили слезы.

2016 год. На Венецианском фестивале со своей партнершей по «Веселой Пасхе» Софи Марсо.

2016 год. На Венецианском фестивале со своей партнершей по «Веселой Пасхе» Софи Марсо.

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

ЛУЧШИЕ ФИЛЬМЫ

● «На последнем дыхании» (1960)

● «Чочара» (1960)

● «Картуш» (1962)

● «Человек из Рио» (1964)

● «Борсалино» (1970)

● «Великолепный» (1973)

● «Страх над городом» (1975)

● «Чудовище» (1977)

● «Профессионал» (1981)

● «Баловень судьбы» (1988)