2018-04-10T16:29:42+03:00

Юбилей Клаудии Кардинале: «Я отказала Марлону Брандо. А когда он закрыл за собой дверь, подумала: "Что же я за дура?!.."»

15 апреля юбилей Клаудии Кардинале - легендарной красавице-актрисе исполняется 80 лет
Поделиться:
Комментарии: comments7
Кардинале в фильме «К черту героев». 1968 год. Фото: Universal/Kobal/REX/ShutterstockКардинале в фильме «К черту героев». 1968 год. Фото: Universal/Kobal/REX/Shutterstock
Изменить размер текста:

По иронии судьбы одна из самых знаменитых итальянских актрис выучила итальянский язык, уже будучи взрослой. Она родилась в Тунисе, в семье эмигрантов из Сицилии, и с детства говорила на трех языках: французском (Тунис был французским протекторатом), тунисском диалекте арабского и сицилийском. Для жизни в Северной Африке этого было более чем достаточно. А в фильмах ее поначалу дублировали другие актрисы, что в итальянском кино 50-х и 60-х считалось вариантом нормы.

Клаудия Кардинале вспоминала, что росла не девочкой, а мальчишкой, «дьяволенком», вечно попадавшим в переделки. Дома ее имя сокращали до французского «Клод» - это в первую очередь мужское имя, и воспитанию женственности оно не способствовало. Внешне она напоминала арабку, неистовую и неприветливую; при этом очень завидовала своей сестре Бланш - мягкой и нежной. (Годы спустя выяснилось, что все это время сестра очень завидовала ей, считая ее удивительной красавицей).

Лет в 15 она еще и начала одеваться во все черное. Угрюмый, необщительный, неразговорчивый подросток, внутри очень робкий и боящийся обид. Как ни странно (хотя, если вдуматься, чего тут странного?) идеалом ее была раскованная блондинка Брижит Бардо. Она бы очень удивилась, узнав, что в конце концов снимется с ней в одном фильме, потому что вообще не собиралась быть актрисой. Но в Тунис приехал французский документалист Рене Вотье, Клаудия приняла участие в съемках его картины. Группа девочек изображала арабских женщин, стоящих на берегу и провожавших взглядами мужей-рыбаков в море. И у одной на крупном плане ветром вдруг сдувало с лица черное покрывало. У Клаудии.

Фильм получил приз на Берлинском кинофестивале, и этот крупный план настолько всех впечатлил, что Клаудии предложили роль в фильме с Омаром Шарифом (поначалу она яростно отбрыкивалась, но школьная учительница и отец убедили ее, что такой шанс не стоит упускать). Потом на конкурсе красоты (в котором Клаудия не хотела участвовать - ее буквально за руку вытащили из зала на сцену) ее признали «самой красивой итальянской девушкой в Тунисе» и выписали приз - поездку на кинофестиваль в Венецию… И все завертелось.

«Мужчине не понять женскую тягу к пропасти»

Правда, в самом начале этой блистательной карьеры случился довольно жуткий эпизод. Клаудия заметила, что ее повсюду на машине преследует какой-то непонятный тип, исподтишка за ней наблюдающий. Потом он пригласил ее на вечеринку, соврав, что там будет другой молодой человек, который ей очень нравился. Но вместо вечеринки привез в какой-то дом и изнасиловал.

Потом Кардинале еще несколько раз встречалась с ним: «Я вела себя так, словно решила, будто должна понести наказание за происшедшее. Он приставал, преследовал меня, настаивал. Я уступала, соглашалась, жалея его, себя, мучаясь из-за того, что случилось… Каждый день приносил новые страдания, все большее отвращение… Мужчинам никогда не понять той способности, того стремления причинить себе боль, которые даны женщинам. Этой неодолимой тяги к пропасти, этого внутреннего ощущения фатальности зла, приводящего к мучительному смирению, этой необходимости признать в самой себе ту отвратительную слабость, которая во весь голос заявляет о тяге к мужчине-покровителю, хотя сама ты тщетно пытаешься его отвергнуть…»

В итоге она забеременела - и не решилась ни на то, чтобы рассказать об этом родителям, ни на то, чтобы сделать аборт (а насильник уже даже нашел для нее гинеколога-специалистку). Вместо этого Клаудия, как проклятая, снималась в кино - живот не особенно выпирал, а она еще и дополнительно его утягивала. «Я двигалась, хмурилась или улыбалась, как требовалось по сценарию, и все время думала о самоубийстве» - писала она в автобиографии.

Только продюсер Франко Кристальди, к которому она на седьмом месяце пришла сообщить, что в следующем фильме сниматься уже не может, понял, в чем дело и в ее присутствии тут же поговорил с ее матерью. Та была потрясена - в том числе тем, что постоянно находилась рядом и ничего не замечала. Отец надолго перестал разговаривать с Клаудией. А Кристальди нашел для нее хороший роддом в Лондоне… а потом запретил говорить кому бы то ни было о наличии сына. Карьера Кардинале была на взлете, ее уже называли «невестой Италии». Ребенка, да еще и рожденного вне брака, у такой девушки быть просто не могло. Пришлось делать вид, что Патрик - не ее сын, а сын ее матери, то есть ее брат. И что хуже всего, самого мальчика приходилось воспитывать в этом убеждении. (Только когда Патрику было семь лет, Кардинале рассказала ему правду - вернее, рассказал священник, к которому она обратилась за помощью).

Все это оказалось огромной психологической травмой. Кардинале спасло то, что она начала вкладывать свои переживания в героинь, которых играла. Именно боль, а не актерские курсы помогла ей освоить актерское мастерство.

Конечно, еще ей в этом очень помог выдающийся режиссер Пьетро Джерми, на съемках «Проклятой путаницы» подробно объяснявший, как играть каждую сцену. Там Кардинале впервые осознала то, что многие актеры не осознают до самой смерти: «чем меньше делаешь перед объективом, тем лучше результат. Крупный план в кино так велик, что жестикулировать и играть надо мало, совсем мало, не то рискуешь выглядеть слишком самоуверенной и манерной».

В 2010 году актриса получила премию «Золотой орел» за выдающийся вклад в мировой кинематограф. Фото: GLOBAL LOOK PRESS

В 2010 году актриса получила премию «Золотой орел» за выдающийся вклад в мировой кинематограф.Фото: GLOBAL LOOK PRESS

«Мастроянни, да ты просто шут гороховый!..»

После «Проклятой путаницы» к ней стали относиться с восхищением. Она стала желанной гостьей в доме главной итальянской актрисы Анны Маньяни. В нее влюбился Марчелло Мастроянни, снимавшийся с ней в одной картине (в ответ на его горячие признания она сказала «Ты просто шут гороховый!», не поверив, что актер говорит всерьез)…

Ничего у нее не сложилось и с Марлоном Брандо. В 60-е она много работала в Голливуде, где очень ценили европейских красавиц. В 2015 году в интервью она вспоминала: «Он мне позвонил, выяснил, где я живу, постучался в дверь гостиничного номера, вошел и начал делать буквально все, что мог, чтобы меня соблазнить! А потом посмотрел мне в глаза и сказал: «Ты Овен, как и я, с тобой просто так не управишься!» Вышел, закрыл дверь, и только тогда я подумала: «Ну что же я за дура? Он ведь мой любимый актер!»

А вот с продюсером Франко Кристальди у нее в конце концов началась любовная связь. Довольно несчастная. «Так я и не поняла, что за узы нас связывали: отношения мужчины и женщины, просто двух человеческих существ или продюсера и актрисы» - говорила Кардинале. Она так и не научилась называть его по имени - только по фамилии. Он был в первую очередь предпринимателем, выстраивавшим карьеру своей звезды (и подписавшим с ней кабальный многолетний контракт). Он женился на ней - но даже не сообщил заранее, что готовит свадьбу, просто поставил ее перед фактом, сказал однажды утром: «Пойдем поженимся, нас уже ждут свидетели и мэр»; к тому же дело было в США, в городе Атланте, и в Италии этот брак не имел никакой юридической силы. Он усыновил Патрика и дал ему свою фамилию - но не оставил ему никакого наследства…

В конце концов Клаудия рассталась с ним, найдя счастье с человеком, в которого влюбилась по-настоящему - с режиссером Паскуале Скуитьери. Рассказала мужу о том, что уходит - и он начал ревновать. «Он, как в дешевой мелодраме, сделал вид, будто вскрыл себе вены, предпринял несколько попыток шантажировать меня, и это было низко для человека такого уровня. Дошло до того, что он протянул мне пистолет и предложил вместе с ним покончить жизнь самоубийством». Ничего не помогло. Со Скуитьери Клаудия прожила три с половиной десятилетия, вплоть до его смерти в 2007-м.

Она не общалась с Кристальди после расставания. По иронии судьбы, клиника, в которой тот скончался, находилась напротив церкви, где как раз в этот момент шли съемки с ничего не подозревавшей Кардинале.

Корсет в 53 сантиметра и кровавая отметина на талии

Одним из главных фильмов с участием Клаудии Кардинале останется «Леопард», грандиозная историческая драма, снятая Лукино Висконти. Тот славился своим жестоким обращением с актерами и актрисами, но к Клаудии неожиданно проявил огромную симпатию: учил ее элегантной походке (действие «Леопарда» разворачивается в среде сицилийской аристократии в XIX веке), дарил роскошные подарки… От художников он требовал абсолютной аутентичности во всем: на площадке пахло старинными духами, Кардинале носила старинные чулки, она не должна была часто мыть волосы (в XIX веке их мыли гораздо реже, чем в середине XX-го), и каждый день парикмахерша тратила полтора часа на то, чтобы сделать прическу (после этого фильма из-за нервного истощения она ушла из кино). Самым главным источником мучений для Кардинале был корсет: надев его, она уже не могла сесть. Обхват талии там был 53 сантиметра. Когда съемки закончились, вокруг талии у Клаудии надолго осталась кровавая отметина.

Партнером Кардинале стал Ален Делон, тайком заключивший с Висконти соглашение: актер уверял, что Кардинале за время съемок станет его любовницей, а Висконти утверждал, что нет. При этом Висконти сам подыгрывал Делону, требуя, чтобы они с Кардинале целовались перед камерой всерьез и по-настоящему страстно. (Висконти был геем, и, судя по всему, сам был не на шутку влюблен в Делона, - но ему был свойственен определенный мазохизм). В итоге пари он выиграл - Кардинале не поддалась ухаживаниям Делона, хотя навсегда осталась его подругой.

Сложность заключалась в том, что параллельно с «Леопардом» на другом конце Италии шли съемки другого фильма, которому суждено было стать классическим - «8 1/2» Федерико Феллини. Там Кардинале играла одну из главных женских ролей. При этом в фильме Висконти ее героиня была брюнеткой, а в «8 1/2» - блондинкой, и оба режиссера не хотели, чтобы она носила парик. Ей приходилось дважды в неделю перекрашиваться, не говоря уж о том, чтобы совершать перелеты из Рима на Сицилию и обратно.

КСТАТИ

Стакан воды вместо перекуса

80-летний юбилей Клаудии Кардинале встречает в очень неплохой форме; сохранять ее помогает правильное питание. Она ест очень мало, стремясь удовлетворять не аппетит, а только настоящий голод. Встает обычно в девять утра, делает простую зарядку, завтракает в десять, в час дня обедает, не позже семи вечера ужинает и в 22.00 уже ложится спать. Между завтраком, обедом и ужином она ничего не ест. А если хочется, просто выпивает стакан воды, которая, по ее мнению, мгновенно приглушает голод.

ГЛАВНЫЕ ФИЛЬМЫ

«Рокко и его братья» (1960)

«Девушка с чемоданом» (1961)

«Леопард» (1963)

«8 1/2» (1963)

«Розовая пантера» (1963)

«Туманные звезды Большой медведицы» (1965)

«Однажды на Диком Западе» (1968)

«Красная палатка» (1969)

«Фитцкарральдо» (1982)

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также