2018-05-17T14:30:27+03:00

«Океанрыбфлот»: 50 лет в море!

На Камчатке праздник: 1 апреля «Океанрыбфлоту» - одной из крупнейших рыбодобывающих компаний не только полуострова, но страны! - исполнилось 50 лет
Павел ЧЕРНЫШОВ
Поделиться:
Комментарии: comments1
Скоро компания построит новые рыбопромысловые суда. Фото: архив компании «Океанрыбфлот»Скоро компания построит новые рыбопромысловые суда. Фото: архив компании «Океанрыбфлот»
Изменить размер текста:

Дата нешуточная. Да и сама история предприятия вызывает неподдельное уважение. С первых лет существования база океанического рыболовства (прежнее название Океанрыбфлота) уверенно заявила о себе как ведущий поставщик на отечественном, а позже и на мировом рынке.

КАПИТАНЫ, СТАВШИЕ ЛЕГЕНДОЙ

Как в капле воды отражается целый океан, так и в истории «Океанрыбфлота» проявились взлеты и падения, победы и поражения гигантской рыболовецкой отрасли. Головокружительное развитие с первых лет становления, освоение дальних просторов Мирового океана, почти 70 судов в составе флота, многотысячная армия рыбаков, капитаны, ставшие легендой, и рекорды всесоюзного значения по вылову и производству - это 70 - 80-е годы XX века.

Но затем пришли 90-е... Погибающий флот, массовый уход рыбаков из отрасли, отсутствие квот на вылов, простои судов у пирса. В поисках лучшей доли рыбаки уходили на берег, но многие остались и вместе с компанией выживали как могли. И верили в возрождение.

На предприятии трудится почти 3000 человек. Фото: архив компании «Океанрыбфлот»

На предприятии трудится почти 3000 человек. Фото: архив компании «Океанрыбфлот»

Сегодня компания уверенно стоит на ногах и активно развивается. Входит в число 200 самых крупных предприятий современной России. 14 больших морозильных рыболовецких траулеров (БМРТ) круглый год работают на промысле, осваивая выделенные предприятию квоты на минтай, сельдь и кальмар. Это настоящие плавучие фабрики, оснащенные самым современным навигационным, промысловым и технологическим оборудованием, изготовленным на ведущих верфях Германии, Японии, США и других стран мира. Ежегодно через рыбоперерабатывающие заводы на промысловых судах компании проходит около 250 тысяч тонн сырца, что составляет более 30% добычи всех предприятий Камчатки.

Продукцию из сельди и кальмара предприятие полностью продает на внутреннем рынке России. Каждый год компания расширяет и увеличивает ассортимент выпускаемой продукции глубокой переработки. Особенно важно то, что она производится прямо в районе промысла - в экологически чистых Беринговом и Охотском морях. За использование современных технологий и высокое качество выпускаемой продукции предприятию неоднократно присуждались престижные международные награды.

ВОЗРОЖДЕНИЕ

О том, что на Камчатке рыбная отрасль постепенно возвращает утраченные позиции, говорит тот факт, что девятый год подряд полуостров становится лидером по объемам добычи водных биоресурсов среди регионов России. Камчатка стабильно удерживает первое место по добыче минтая - более 500 тысяч тонн в год. Доля «Океанрыбфлота» здесь самая внушительная, почти 42% от общей добычи минтая по всему краю. Это главный объект промысла компании, более 200 тысяч тонн ежегодно. Вторая по объемам добычи сельдь - 50 тысяч, и замыкает тройку кальмар - около 16 тысяч тонн в год.

Процесс производства идет непрерывно на судовых заводах прямо в районе промысла. Суда работают как единый механизм. Постановка и выборка трала, работа судового завода, переработка сырья и отправка готовой продукции в трюмы. После в район промысла торопятся транспортные суда, которые отвезут товар в порт, и уже оттуда поедет свежее филе по разным регионам большой страны - от Петропавловска-Камчатского до Калининграда.

Трудовой коллектив компании включает почти 3 тысячи высококвалифицированных специалистов. Именно люди обеспечивают высокое качество выпускаемой продукции и успех предприятия. Сегодня предприятие переворачивает новую страницу своей истории. Оглядываясь назад, невольно думаешь: а ведь и «Океанрыбфлот» мог повторить судьбу компаний, чьи названия сохранились только в архивах. Люди, в руках которых была его судьба, выбрали иной путь, поставив цель не просто сохранить компанию, а сделать ее лучшей на Дальнем Востоке.

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

Евгений НОВОСЕЛОВ, гендиректор компании «Океанрыбфлот»: Через 2 - 3 года получим суда нового типа

Евгений НОВОСЕЛОВ, гендиректор компании «Океанрыбфлот»

Евгений НОВОСЕЛОВ, гендиректор компании «Океанрыбфлот»

- Евгений Аликович, поздравляем вас с юбилеем компании! Благодаря чему удалось вывести предприятие из кризиса?

- Велика роль новых акционеров, которые пришли в компанию в 2002 году. Это был очередной переломный момент для отрасли. Нужно было покупать квоты на аукционах, одновременно ремонтируя флот, техническое состояние которого достигло критической отметки. Обе задачи требовали больших финансовых затрат. Акционерам пришлось многим рискнуть, чтобы найти эти средства. В результате удалось провести модернизацию судов. А затем и государство повернулось лицом к отрасли: в 2003 году рыбацкие предприятия получили ресурс на пять лет, исходя из своей промысловой истории. В 2008 году квоты были закреплены за предприятиями по историческому принципу на 10-летний период. Это послужило стимулом для дальнейшего роста отрасли и для инвестиций.

- Вы наверняка слышали упрек в том, что ваше предприятие не развивает береговую переработку. В чем причина?

- Большие морозильные рыболовные траулеры (БМРТ) строились как суда для добычи и переработки водных биоресурсов прямо в море. Мы обеспечены квотами на минтай, кальмар и сельдь, и все эти виды рыб проходят процесс переработки сразу после вылова: выборка трала, заливка рыбы в бункер, из которого сырец поступает непосредственно на разделочные линии судового завода, и уже готовое филе замораживается и отправляется в трюм. Потому береговая переработка - не наш профиль. Рыбопродукция «Океанрыбфлота» всегда пользовалась спросом, а в 2017 году мы поставили на внутренний рынок около 17 тысяч тонн филе минтая, сельди и кальмара.

- Да, но цена кусается. Почему рыба и другие водные биоресурсы на Камчатке порой стоят дороже, чем в Москве?

- Мы добываем в море, перерабатываем на судовых заводах сырец, привозим на берег готовый продукт, отдаем по приемлемой цене, но в магазине наш товар становится золотым. На Камчатке мы отдаем нашу продукцию в местные торговые сети с 20-процентной скидкой. Этого достаточно, чтобы получить нормальный доход и чтобы наша продукция была бы по карману всем жителям Камчатки. Но посредники умножают цену чуть ли не в три раза. Например, мы отдаем им кальмара по 160 - 180 рублей за килограмм, а они продают его по 400 - 460 рублей. Я сам хожу по магазинам и удивляюсь такой ценовой политике.

- Вышедшие из СССР рыбодобывающие компании известны парком больших автономных траулеров. Но их ресурс не вечен. Что придет им на смену?

- Все наши суда регулярно проходят ремонт, переоборудование. Они соответствуют всем требованиям безопасности мореплавания и охраны труда. Но их ремонт обходится все дороже. Поэтому по заказу нашей компании одно из проектных бюро разрабатывает проект нового судна с учетом рекомендаций и опыта наших специалистов, работающих на промысле. Это будет крупнотоннажник, чуть больше БАТМа и с большей эффективностью. Когда проектная документация будет полностью готова, объявим тендер на строительство. Через 2 - 3 года получим первые суда нового типа. Посмотрим, как они покажут себя в работе, после чего продолжим программу обновления флота.

Еще больше материалов по теме: «Наша рыба»

 
Читайте также