2018-05-04T20:39:54+03:00

Михаил Шемякин: «Все мы - смешные артисты в театре Господа Бога»

Сегодня исполняется 75 лет великому русскому художнику и скульптору
Поделиться:
Комментарии: comments37
Художник Михаил ШемякинХудожник Михаил ШемякинФото: Сергей ШАХИДЖАНЯН
Изменить размер текста:

Михаил Шемякин - один из крупнейших русских художников современности, с этим никто не станет спорить. Наверное, даже те, кто приходит в замешательство от его работ (вроде знаменитого памятника Петру I в Петропавловской крепости или скульптурной композиции «Дети - жертвы пороков взрослых» на Болотной площади в Москве).

Есть мнение, что за художника должны говорить его произведения; но ведь не только. Михаил - замечательный собеседник, молодой и легкий, умный и глубокий. Мы собрали высказывания из интервью, которые он давал в разные годы «Комсомольской правде».

* Моя жизнь тесно связана с искусством. Мама была актрисой кино, училась в театральном институте у Бориса Зона, снималась с Черкасовым, Бабочкиным. Ушла на фронт, а когда мы вернулись из Германии, работала в Кукольном театре имени Деммени. Театральная жизнь меня окружала со всех сторон.

* Отец был создателем ансамбля военной пляски джигитов Северного Кавказа. Я там танцевал в свое время. Но отец был тяжелый алкоголик, поэтому Новый год и любой другой праздник я ненавидел с детских лет. В эти дни отец избивал мать всем, что попадалось под руку. Эти воспоминания детства, конечно, со временем стираются, но накладывают отпечаток.

2005 год. Сцена из балета "Волшебный орех" на музыку Сергея Слонимского, который представил Мариинский театр. Автор либретто, декораций, костюмов и постановки - художник Михаил Шемякин. Фото ИТАР-ТАСС/ Юрий Белинский

2005 год. Сцена из балета "Волшебный орех" на музыку Сергея Слонимского, который представил Мариинский театр. Автор либретто, декораций, костюмов и постановки - художник Михаил Шемякин. Фото ИТАР-ТАСС/ Юрий Белинский

* Подари мне Господь жизнь еще раз, я бы жестко отказался от алкоголя. Все мои неприятности и беды, которые я приносил и себе, и окружающим, были связаны с ним. И Володя Высоцкий, наверное, был бы жив, мог бы подписаться под этим. И многие мои друзья, которые уже ушли из этого мира.

* Моя жена Сара - протестантка, поэтому мы всегда ходим в собор на рождественскую мессу. Половина моей семьи - выходцы из Испании, служившие во флоте, они были католиками. Поэтому я прекрасно себя чувствую и в католическом храме, и в православном. А мой отец в детстве был мусульманином, поэтому я себя уютно чувствую и в мечети. И с буддистами мне хорошо.

Художник с супругой в 2007 году. Фото: Лариса КУДРЯВЦЕВА

Художник с супругой в 2007 году.Фото: Лариса КУДРЯВЦЕВА

* Кто мог бы меня сыграть в кино?.. Я не размышлял об этом. Но Сара говорит, что Джонни Депп мог бы. Мой друг, известный в Нью-Йорке врач, однажды мне позвонил и говорит: весь Нью-Йорк залеплен афишами с молодым Мишей. А там - Джонни Депп с длинными волосами и в цилиндре из фильма Бертона «Чарли и шоколадная фабрика».

* Когда мы бродим с Сарой по ночному Парижу, я снимаю мусор, обвалившиеся стены, осыпавшуюся штукатурку. Потом все это прорисовываю. Получаются фантастические картины. Всегда вспоминаю слова бессмертного Леонардо да Винчи, который сказал: «Больше всматривайтесь в грязные стены, там вы увидите те сюжеты, которые вам никогда и не приснятся».

- Обычно, когда человек стареет, он начинает брюзжать. Ему кажется, что все плохо, культура и нравственность в упадке... Почитайте писателей XVIII - XIX веков, а иногда и более древних, - все они считали, что человечество катится в пропасть. И я присоединяюсь к этому хору. Конечно, тот мир, в котором я жил в 1960-е годы в Ленинграде, кстати, про себя мы город всегда называли Питером, безусловно, был другим. Мы были молодые, все воспринимали радужно. Но бывали и депрессии. Людей сажали в сумасшедшие дома не только потому, что они левые, многие действительно страдали от депрессии. Было серо, сыро - все на букву «с». С другой стороны, была интересная подпольная духовная жизнь.

* Я не вхожу в ура-патриотические общества, но был просто поражен тем, что многие современные студенты не знают даже свое искусство, российское. До такой степени, что они представления не имели, кто такой Леонид Утесов, Клавдия Шульженко, Марк Бернес! Мой друг Высоцкий и я - мы их обожали!

Михаил Шемякин во время выставки памяти Владимира Высоцкого, ноябрь 2011 года. Фото: Сергей ШАХИДЖАНЯН

Михаил Шемякин во время выставки памяти Владимира Высоцкого, ноябрь 2011 года.Фото: Сергей ШАХИДЖАНЯН

* На сегодняшний день вокруг искусства вертятся не сотни миллионов, а миллиарды. А там, где большие деньги, бывает не очень чисто. Это очень сложные коммерческие метаморфозы. На аукционах, где раньше находили художников, теперь их объявляют. Выбранный ими художник может объявить искусством любую вещь. Этот трюк, скорее всего, никогда не привьется на российской территории.

* Недавно Говорухин сказал: все зло от интеллигенции. Ему бы еще повторить слова товарища Ленина, что интеллигенция - это не мозг нации, а ее г...но, и попал бы в ленинскую струю.

* Нужно понять, что революция, кроме крови, дала нам на первых порах много нового, авангардного. Тогда, фактически, рождалось новое общество, а любые роды сопровождаются муками. На днях мне попалась на глаза очень интересная фраза: «Если бы не революция, то нас бы не было», она очень хорошо отражает мои мысли.

Памятник Петру I авторства Михаила Шемякина. Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Памятник Петру I авторства Михаила Шемякина.Фото: GLOBAL LOOK PRESS

* Благодаря свершившейся революции было раскрепощено еврейское общество. Если бы не она, то сегодня я, может быть, не держал бы в своем кармане томик Бродского. Не забывайте, что многие величайшие представители русской науки, искусства и литературы - евреи. И получили возможность творить, изобретать и открывать миру новые горизонты благодаря октябрьскому перевороту. И не исключена возможность, что останься все «как и было», то в лице Иосифа Бродского мы бы имели на сегодняшний день хорошего сапожника или портного, и я щеголял бы в сапогах его кроя.

* Все мы родившиеся при советской власти, остались советскими людьми с определенным взглядом на жизнь. Как бы мы не хотели от этого избавиться, мы все равно несем эту сложное клеймо. Я не считаю его позорным. Мы привыкли к иному мышлению, к иному взгляду на жизнь, научились приспосабливаться и выживать при любых условиях. Советская власть нас ко многому приучила. И лично я многому ей обязан и за многое остаюсь благодарным.

* Мне в советское время пришлось через многое пройти: принудительное лечение в психбольницах, обыски, аресты, высылку. Но, тем не менее, я понимал, что покинул, в то время мне казалось навсегда, большую, великую, и мною любимую страну, и ее народ. Быть злым – это удел слабых и недалеких.

1995 г. Художник Михаил Шемякин и его скульптурная композиция "Туши" на выставке в Лаврушинском переулке. ФОТО Морковкин Анатолий/Фотохроника ТАСС

1995 г. Художник Михаил Шемякин и его скульптурная композиция "Туши" на выставке в Лаврушинском переулке. ФОТО Морковкин Анатолий/Фотохроника ТАСС

* Я 30 лет прожил в Америке. В ней я не разочарован и по сей день. Я объездил полмира и могу сказать, что ни одна страна и ни один народ так не близок русским, как Америка с ее многонациональностью. Американский народ – трудолюбивый, энергичный, мало общего имеющий с «правящей верхушкой».

* У России – особая судьба и у искусства России – судьба необыкновенная. Я твердо верую в Святую Троицу, и, поэтому, делю историю российского искусства на три духовных единицы, - на три явления. Два из них уже свершились. Первое явление – русская иконопись. Второе – русский авангард, и будущее, третье (когда оно придет не знаю) – это собирание камней, создание чего-то еще невиданного, серьезного и метафизического, которое укажет новые пути развития искусства во всем мире.

* Все мы - смешные актеры в театре Господа Бога. Иногда театр бывает комичным, иногда трагичным, иногда абсурдным, после которого даже Ионеско - просто реалист, как Чехов!

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Михаил Шемякин родился в Москве в 1943 году. Детство провел с родителями в ГДР, где служил его отец. В 1956-м семья вернулась в СССР, и Михаил поступил в среднюю художественную школу при Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Через несколько лет он был оттуда исключен «за несоответствие нормам соцреализма». Сменил несколько работ - был и почтальоном, и вахтёром, и такелажником в Эрмитаже. Искусство, конечно, оставалось для него главным, он много общался с творческой интеллигенцией, создал группу художников «Санкт-Петербург». Советской власти в лице КГБ и Союза художников его творчество активно не нравилось - Шемякин даже принудительно направлялся на лечение в психбольницу, а в 1971 году его выдворили из СССР. Жил во Франции, потом переехал в США, затем вернулся во Францию - как он сам говорит, «чтобы быть ближе к России, где я много работаю, преподаю, занимаюсь организацией научных выставок».

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также