Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Интересное24 мая 2018 5:00

Газ - не для нас

Почему в России невыгодно развивать метановый транспорт?
Вадим ПЕТРОВ
По европейскому стандарту АЗС должны стоять каждые 150 километров. Фотобанк Лори

По европейскому стандарту АЗС должны стоять каждые 150 километров. Фотобанк Лори

Метановое топливо считается экологичной альтернативой бензиновому и дизельному, но, несмотря на все усилия производителей, все еще неактивно входит в эксплуатацию. К 2040 году лишь 6% легковых и 5,3% коммерческих автомобилей будут использовать альтернативные виды топлива, говорится в прогнозе развития нефтяного рынка, подготовленного организацией стран - экспортеров нефти (ОПЕК). Почему так происходит и в чем минусы метанового транспорта.

Неудобно

Для перехода на метановое топливо нужно либо провести переоборудование автомобиля, либо купить модель, предназначенную для использования баллонов. По данным сервисных центров, процесс переоборудования обойдется примерно в 75 тыс. рублей, а покупка нового станет дороже бензинового в среднем на 150 - 200 тыс. рублей. Потребителя уверяют в том, что разница в цене окупится за счет недорогого топлива. Цена кубометра метана около 12 рублей при стоимости бензина от 40 рублей за литр и дизеля - от 41 рублей за литр.

Баллона среднего объема хватит на 150 - 200 км, в то время как полного бака бензина достаточно для 500 - 700 км, значит, заправляться на метановом транспорте придется значительно чаще. Кроме того, никто не может гарантировать, что с ростом спроса на метановое топливо его цена не возрастет.

В переоборудованных автомобилях баллон занимает много места в багажнике. Если их будет 4 - 5, то перевезти вещи на дачу станет проблематично.

Трудности могут возникнуть и с заправкой таких автомобилей. По европейскому стандарту АЗС должны стоять каждые 150 километров. Чтобы соблюсти эти нормы, необходимо 5,5 тысячи заправок. Стоимость такого проекта до 2020 года составит 33,6 триллиона рублей. При этом газовые АЗС опасно ставить рядом с жилыми домами, поскольку метан не оседает при утечке.

По данным Газпрома, их сеть заправок загружена только на 26%. Для полной загрузки действующих и строящихся инфраструктур необходимо производить 15 - 20 тыс. автомобилей в год.

Опасно

Все эти минусы влияют на стремление потребителя к покупке метанового автомобиля. Конечно, заправляться газом дешевле, но использование газовых баллонов опасно и требует ответственности потребителя в плане периодического прохождения технического обслуживания.

Вес баллона в среднем варьируется от 65 до 130 кг. С учетом того, что на автомобиль устанавливается 2 - 4 баллона, увеличивается травмоопасность при возможном ДТП.

Баллоны не могут быть должным образом проверены на коррозию, поэтому их необходимо периодически менять. Перед заменой происходит диагностика, а потом нужно приехать еще раз, чтобы баллон заменили. Это может занять много времени, особенно у жителей малых городов, где нет специализированных пунктов прохождения технического обслуживания для метанового транспорта. Игнорирование этой процедуры может иметь печальные последствия. Так, в августе 2016 года Volkswagen объявил об отзыве 30 тысяч автомобилей, однако некоторые водители пренебрегли требованием компании. В результате у нескольких автомобилистов из Беларуси, Латвии и некоторых других стран Европы взорвались баллоны. К счастью, никто не погиб, однако водитель из Барановичей пострадал: ему оторвало стопу и повредило голень. Такие же последствия может повлечь и некачественная установка и нарушение техники безопасности при заправке газобаллонного оборудования.

Система защиты баллонов от взрывов справляется с утечками лишь в 19 из 20 случаев. Уже не единожды зафиксированы случаи взрыва газового баллона. Однако даже при отсутствии взрыва эта система нуждается в доработке. Это необходимо, потому что газ из баллонов стравливается в определенном направлении, что в момент парковки или при близком нахождении других автомобилей приводит к распространению огня. Так, в августе 2005 года во Франции на автобусной стоянке загорелся автобус. В результате стравливания газа загорелись еще четыре.

Даже законы не помогают

При таком большом количестве минусов потребители не торопятся менять свои автомобили на метановые. В Европе государство предоставляет субсидии гражданам, которые приобрели такой автомобиль. Например, в Италии автомобилист освобождается от налогов на три года, а также получает единовременную выплату. В России такая практика не введена, однако с распространением общественного метанового транспорта помогают инициативы государства и местных властей.

В мае 2013 года правительство РФ подписало распоряжение, согласно которому к 2020 году от 10 до 50 процентов общественного и коммунального транспорта в городах с населением более 100 тыс. человек должны работать на природном газе.

По данным Росстата, с 2014 по 2016 год в России процент эксплуатационных автобусов, имеющих возможность использовать газ в качестве моторного топлива, вырос с 26,2 до 28,2. Наиболее высокие показатели у Северо-Кавказского федерального округа, где процентный показатель достиг отметки в 79,5 в 2015 году. Однако в Москве он, напротив, снизился с 2,0 до 1,7.

Сокращение использования природного газа в столице можно объяснить взрывом метанового автобуса на Фестивальной улице. 9 мая 2013 года возле остановки взорвался газовый баллон на автобусе. От взрыва пострадали женщина и ребенок, а осколки разлетелись на 300 метров. После этого случая все автобусы, работающие на метановом транспорте, были сняты с рейсов до выяснения обстоятельств инцидента.

Все эти факторы значительно тормозят процесс массового перехода на метановый транспорт. На зарубежных рынках эти проблемы решаются путем постоянного улучшения оборудования и введения государственных льгот. В российских реалиях, когда значительная доля автотранспорта обслуживается самими владельцами или в гаражных мастерских, развитие газового транспорта по понятным причинам буксует.