Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+4°
Дом. Семья5 августа 2018 9:20

Семь любимых фантастических романов писателя Владимира Данихнова

Известный фантаст назвал лучшие произведения своих коллег
Владимир ДАНИХНОВ
Семь любимых фантастических романов писателя Владимира Данихнова

Семь любимых фантастических романов писателя Владимира Данихнова

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Существует миф о том, что после Стругацких качественная фантастическая литература на русском языке - закончилась. К сожалению, в нашем литературном мире ситуация с фантастикой не очень радужная. В большой литературе ее считают легким жанром, а авторов - недописателями. Зачастую талантливых и трэшовых авторов уравнивает безвкусная коммерческая обложка, и кто есть кто - определить практически невозможно. Как писал Шкловский много лет назад, "одни в искусстве проливают кровь. Другие мочатся. Приемка по весу". Отсюда и рождаются удивления, когда выясняется, что такой-то писатель победил в таком-то зарубежном фантастическом конкурсе. Отсюда и зарождаются сомнения, а что если победивший и впрямь наследник Стругацких?

Разобраться, кто есть кто в мире фантастики, мы попросили известного фантаста Владимира Данихнова, шорт-листера многих престижных премий и автора нашумевшего романа "Тварь размером с колесо обозрения", вошедшего в лонг-лист "Большой книги" этого года.

Владимир выбрал семь фантастических романов отечественных авторов, которые непременно стоит прочесть.

Олег Дивов, “Родина слонов”

Олег Дивов, “Родина слонов”

Олег Дивов, “Родина слонов”

У писателя Дивова, известного по замечательной (но довольно мрачной) повести “Выбраковка”, в “Родине слонов” получилось что-то такое, как если бы смешать "Территорию" Куваева с повестями Шефнера (я не люблю, когда одного автора сравнивают с другим, никакого почета тут нет, но сравнивать приходится, чтоб дать хоть какие-то ориентиры). От Куваева производственный роман, от Шефнера... эм-м... доброта? Пусть будет доброта. И от этой доброты тоскливо. В хорошем смысле: такая светлая печаль. Хочется, чтоб было все на самом деле: тундра, снег, хорошие работящие люди и… мамонты. Они здесь, не вымерли и помогают строить светлое будущее. И ты, где-то там, в этой тундре, среди этих хороших людей, рядом с мамонтами. Пусть даже навоз убирать за животными; все равно ведь романтика.

При том “Родина слонов” кажется устаревшей: она не вписывается в современный мир, в современную мещанскую логику, в современные тренды, там вот слово "тренды" тоже, кажется, есть, а все равно ощущение, что оно здесь чужое; нет тут никаких трендов, это все из другой реальности.

Эдуард Веркин, “Остров последнего злодея”, “Чудовище с улицы Розы”

Эдуард Веркин, “Остров последнего злодея”

Эдуард Веркин, “Остров последнего злодея”

Тексты Веркина (не все, но многие) напоминают рассказы Кира Булычева годов семидесятых-восьмидесятых (довольно часто среди них проглядывает прекрасное далеко, которое так и не наступило, и, кажется, уже не наступит). Фантаст он подростковый, но при этом Веркин пытается говорить со своими молодыми читателями о самом настоящем аде, который люди носят в себе.

Например, в повести "Остров последнего злодея" рассказывается о сытом мире будущего (то самое “прекрасное далеко”), который не нравится главному герою, цинику и мизантропу, и он при помощи психологического эксперимента на отдаленном острове пытается доказать, что в душах людей содержится еще достаточно грязи. Звучит достаточно страшно (есть тут что-то от “Повелителя мух”, а что-то, быть может, даже от х/ф “Пила”, только без расчлененки, конечно), но написано бодро и без лишней чернухи.

Хватает у Веркина и хоррора: к примеру, повесть "Чудовище с улицы Розы". При всех описываемых ужасах вещь скорее подростковая, но и серьезные темы в наличии: дружба между людьми и братьями нашими меньшими (собаками), отношение приемных родителей к усыновленным детям и то, как быстро приемных детей могут предать, — потому что чужая ведь кровь, телевизионная пропаганда, — всё это легко и прекрасно вписывается в криповый подростковый триллер про неведомую тварь из леса, которая пришла в поселок, чтобы пожрать человечинки.

Леонид Каганов, “Эпос хищника”, “Мне повезет”

Леонид Каганов, “Эпос хищника”

Леонид Каганов, “Эпос хищника”

Каганов – известный в сети блогер и писатель. В последнее время, к сожалению, больше блогер. Его “Эпос хищника” на мой вкус один из лучших фантастических рассказов последних двух десятилетий. Это история о двух существах, человеческом и инопланетном, которые застряли на космическом корабле после аварии. Совсем рядом спасательная шлюпка, но чтоб добраться до нее, следует влезть в скафандр и пролететь в безвоздушном пространстве определенное расстояние, а скафандр всего один. И вот инопланетное существо начинает (внезапно!) рассказывать сказки. Сказки своей расы, чужих рас, человеческой; эпос травоядных – эпос хищника-одиночки – эпос стадных хищников. Звучит, может быть, странно, однако сплетено все это настолько мастерски, что от рассказа невозможно оторваться.

Каганов силен своими идеями, парадоксальным взглядом на привычные вещи. В рассказе “Мне повезет” описывается цивилизация, открывшая путешествия во времени. Но – только вперед, в будущее. Путешествия дешевые, доступны всем, достаточно нажать кнопку. Каждому хочется побывать в будущем: в том будущем, где не станет бедности, где изобретут лекарство от рака, где наступит всеобщее счастье. И вместо того, чтобы работать и приближать такое будущее здесь и сейчас, люди массово покидают настоящее и прыгают все дальше и дальше во времени в поисках рая, который за них создаст кто-то другой.

Евгений Лукин, “Зона справедливости”

Евгений Лукин, “Зона справедливости”

Евгений Лукин, “Зона справедливости”

У Лукина, мастера юмористической фантастики (юмор этот чаще горький), хватает отличных книг. Самые яркие из них написаны в конце девяностых. Мне особенно запомнилась “Зона справедливости”: с нее я начал знакомство с автором. В одном обычном городе, в самой обыкновенной подворотне появляется таинственная зона, которая работает по принципу око за око. Если вы оказались внутри зоны, каждый удар, каждая пощечина, что вы нанесли кому-то в прошлом, возвращаются вам в течение нескольких секунд. А если вы кого-то убили? Что ж, у меня для вас плохие новости: попав в зону справедливости, вы тоже умрете. И вот вокруг этой зоны как сор в водовороте судеб кружат самые простые люди самого обычного города: обыватели, бандиты, милиционеры. Очень смешно и грустно: отчасти как напоминание о том, что творилось с нашей страной в девяностые.

Константин Образцов, “Красные цепи”

Константин Образцов, “Красные цепи”

Константин Образцов, “Красные цепи”

“Красные цепи” – это и нуар, и мистика, и ужасы, и боевик, и экскурс в эзотерику, это совершенно адский коктейль и не совсем понятно, как автору удалось намешать столько всего и не пересолить, не переперчить, в общем сделать ровно так, как надо; конечно, некоторые главы могут показаться затянутыми, но автор часто переключает внимание с одной сюжетной линии на другую, так что долго скучать не придется. Начинается история как в черно-белой полицейской драме: темная улица, дождь, кабачок, одинокий посетитель с темным прошлым, жестокое убийство. Дальше – больше: странные существа, живущие на улицах Питера, бандиты, серийные убийцы, сам город, как загадочное существо, повелевающее людскими пороками. Возможно, не каждому придется по вкусу эта дьявольская смесь, но попробовать определенно стоит. А если затянет, то у книги есть продолжение.

Роберт Ибатуллин, “Роза и червь”

Роберт Ибатуллин, “Роза и червь”

Роберт Ибатуллин, “Роза и червь”

Я, к сожалению, не большой любитель научной фантастики, по крайней мере такой, где люди – лишь унылая пристройка к масштабному межзвездному полотнищу. А фантастический роман Ибатуллина (он, кстати, произвел определенный фурор в отечественном НФ болоте, давно мечтающем о нашей собственной “Ложной слепоте”) в каком-то роде именно такая книга. Это грандиозная космическая опера (в пределах Солнечной системы), которая будет особенно интересна читателям, изучающим под микроскопом “твердоту” описываемых событий – то есть соответствие их физическим законам, и гораздо меньше тем, для кого интересней люди. Тем не менее книга действительно была замечена, она выделяется из массы подобного, и если вы хотите почитать чего-нибудь отечественного и при том научно-фантастического, то “Роза и червь” будет не самым плохим выбором. Я же, пожалуй, пройду мимо.

Мария и Сергей Дяченко, “Vita Nostra”

Мария и Сергей Дяченко, “Vita Nostra”

Мария и Сергей Дяченко, “Vita Nostra”

“Гарри Поттер” для взрослых. Фэнтези-роман супругов Дяченко запомнился мне прежде всего даже не своей фантастической идеей, а вот этой вот (удачной) попыткой впихнуть в сюжет про “школу магии” жестокого реализма. Тут вам и внезапные описания физиологических подробностей, и исчезновения людей, и психологическое насилие; ждешь, что в конце все эти культисты соберутся на станции метро, объявят, что собираются прочь с Земли на встречу со своим черным богом и учинят массовое самоубийство, распылив зарин. Тем не менее это все-таки фантастика (причем высокого уровня), поэтому и концовка соответствующая.

СПРАВКА КП

Владимир Данихнов — писатель-фантаст. Лауреат премии Европейского общества научной фантастики (2008), лауреат премии "Дебют", шорт-листер «Русского Букера». О борьбе с редким видом рака Данихнов написал свою следующую книгу "Тварь размером с колесо обозрения", вошедшую в лонг-лист "Большой книги".

Владимир Данихнов. Фото: личный архив героя публикации

Владимир Данихнов. Фото: личный архив героя публикации