2018-08-27T18:57:02+03:00

Почему современные дети не хотят взрослеть

Обсуждаем тему с научным руководителем Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ Катериной Поливановой
Поделиться:
Комментарии: comments14
Фестиваль для поклонников игр в столичном Экспоцентре.Фестиваль для поклонников игр в столичном Экспоцентре.Фото: Михаил ФРОЛОВ
Изменить размер текста:

С нашими детьми происходит что-то странное: они явно не хотят взрослеть. Об этом говорят не только бабушки у подъезда, но и объективные данные. Например, возраст вступления в первый брак в России за последние 15 лет увеличился на 3 года, парни теперь женятся в среднем в 27,4 года, девушки выходят замуж в 25 лет. Заметно вырос возраст отделения от родителей: так среди представителей старшего поколения (до 1969 года рождения) за выход из родительского гнезда в 18 лет голосовала почти половина населения - 44%. Сегодня подавляющее число молодых людей (90%) считает оптимальным начало самостоятельной жизни промежуток с 23 до 25 лет. А тут еще появились научные исследования, где предлагается продлить подростковый возраст до 24 лет! Что случилось? Молодежь пошла не та? Или современным подросткам понадобился еще один переходный период, чтобы подготовиться к взрослой жизни? Об этом мы поговорили с профессором НИУ ВШЭ научным руководителем Центра исследований современного детства Катериной Поливановой.

Мужичок с ноготок и этапы взросления

- Для начала давайте попытаемся понять: а что такое детство? - говорит профессор Поливанова. - О детстве как об особом периоде жизни человека, стали говорить, когда возникла необходимость готовить людей ко взрослости. Классический пример это «мужичок с ноготок» Некрасова, помните: «...Какой тебе годик? Шестой миновал». Мужичок с ноготок выполняет абсолютно взрослую работу, как и глава семьи - «отец, слышишь, рубит, а я отвожу». То есть по мере того, как ребенок физически вырастал, он включался в трудовую деятельность, и никакой специальной подготовки для этого не было нужно. Но когда в середине XIX века началась промышленная революция (в разных странах в разное время), появились большие города, куда хлынуло деревенское население, стало понятно, что даже к простой работе на фабрике необходимо готовить. Появилась школа, потом практики ученичества, а потом ремесленные училища, ФЗУ и так далее. Выяснилось, чтобы стать взрослым, надо учиться.

- Грубо говоря, когда появилось образование, тогда появилось и детство?

- Совершенно верно. Теперь нужно сказать вторую важную вещь. Когда мы говорим о подростках и молодежи, мы не должны измерять среднюю температуру по больнице. Представления о взрослости, да и сама взрослость - они абсолютно разные у разных групп населения в зависимости от уровня образования и доходов. Если вы собираетесь заниматься наукой, то на рубежи взрослости вы выйдете довольно поздно. Вам нужно завершить курс в вузе, окончить аспирантуру, написать диссертацию, получить знания по смежной специальности и т.д. И совсем другая история, если вы выбираете более традиционный вариант, который сегодня больше характерен для сельского населения: это служба в армии после школы, потом брак, дети и постоянная работа, допустим, водителем грузовика, когда вы всю жизнь крутите баранку. Здесь детство заканчивается в тот момент, когда ты выучился на водителя. Получил права, устроился на работу, и ты уже взрослый. Но такая жизненная траектория становится все более архаичной, поскольку общество усложняется. Экономике все меньше нужен рутинный труд, причем тут речь идет и о физическом труде, и об интеллектуальном. Профессии, связанные с повторением какой-то операции закончилось - мы ставим на эту операцию какой-то автомат и забываем об этом навсегда. Сегодня востребован работник, который сможет делать то, что раньше никто не умел. Это, если хотите, и есть ребенок, который постоянно познает окружающий мир.

Молодежь научилась зарабатывать на «безделье»

- Может быть отсюда возникает этот «вау-эффект» - удивление, что дети не торопятся взрослеть. Группы людей, которые раньше были заняты эти монотонным трудом от звонка до звонка, столкнулись с тем, что их дети получают высшее образование и ведут, с точки зрения родителей, странный образ жизни. Ведь у нас парадоксальная ситуация сложилась: мест в вузах стало больше, чем количество выпускников в стране...

- Эту гипотезу надо проверять. В России за последние 20-30 лет с доступностью высшего образования действительно произошли серьезные изменения. А вот, как в других странах, не знаю. Но соглашусь, что появились такие формы существования молодежи, да и не только молодежи, которые предшествующему поколению непонятны и кажутся бездельем. Свободный график, компьютер вместо станка, даже непонятно, как ответить соседу на вопрос про сына: «А он кем работает?». Скажешь - блогер, станет еще непонятнее. При этом ему за это «непонятно что» неплохо платят. Родитель начинает подозревать, что оказался в центре грандиозного надувательства.

Детство не зависит от возраста

- Есть теория, что основные навыки и знания люди получают во время игры. Поскольку нынешним детям нужно осваивать бОльший объем знаний, они и «заигрываются» до 25-30 лет, чтобы сохранить восприимчивость к новому. То есть мы учимся, пока мы дети.

- Я бы сказала по-другому - если мы учимся, то мы дети. И это от возраста не зависит. Когда к нам в магистратуру приходят взрослые 40-летние директора школ, они становятся учениками и отчасти ведут себя, как дети в школе. Даже хитрят на занятиях, как это делают их собственные школьники. А когда мы к ним потом в школу приходим, они сидят в красивом кабинете, всеми командуют, и там они, безусловно, взрослые, потому что они несут ответственность за все, что они делают. Биологический возраст перестал быть критерием взрослости.

- Как это?

- Если я учусь новому, я не взрослый, сколько бы мне лет не было. А сегодня мы живем в эпоху постоянно меняющихся знаний. Поэтому в окружающем мире так много стало детства. Возьмите программистов, которые совершенно изменили ландшафт Запада США. Люди в Силиконовой долине зарабатывают огромные деньги, при этом у них прямо на работе оборудованы самые настоящие детские площадки с пинг-понгом, бесплатными столовыми, аппаратами с халявными вкусняшками. Но идеи, которые придумывают эти ребята в перерывах между играми, изменяют нашу цивилизацию, поэтому им нужны комфортные условия.

- Все-таки программисты Силиконовой долины люди хоть и молодые, но взрослые...

- Не важно. В интернете есть масса блогеров, которые открыли свой YouTube-канал, делают свое маленькое дело, а некоторые зарабатывают приличные деньги. Вот они взрослые, даже несмотря на то, что им по 11-12 лет. Мы живем в эпоху смешения понятий детства и взрослости. И с течением времени нам приходится примерять то одну, то другую роль. Если мы, конечно, не хотим отстать от жизни.

Понравился материал?

Подпишитесь на нашу тематическую рассылку Наука, чтобы не пропускать интересные материалы

 
Читайте также