Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Общество1 ноября 2018 22:00

Как предотвратить рост цен на бензин

Отраслевые эксперты ожидают рост цен на АЗС на 7 - 8%. Можно ли этого избежать?
Юрий АЛЕКСАНДРОВ
Дмитрий ПОЛУХИН

Дмитрий ПОЛУХИН

Увеличение НДС, рост налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), акцизов на бензин и дизельное топливо может привести к тому, что цены на бензин в январе 2019 года возрастут на 7 - 8%, заявил гендиректор компании «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев в ходе обсуждения ситуации в информационном агентстве ТАСС.

Аналогичного мнения придерживаются и аудиторы Счетной палаты. Причиной нового скачка цен на АЗС в 2019 году может стать плановое повышение акцизов на топливо с 1 января 2019 года. Их поднимут сразу в полтора раза.

Масштабный план действий для стабилизации ситуации на рынке предложила правительству «Роснефть». В их числе - обязать все нефтяные компании поставлять на внутренний рынок для продажи и переработки 17,5% от добываемых в России нефти и газового конденсата. Кроме того, предлагается рассмотреть возможность введения плавающих ставок акцизов на моторное топливо с обратной зависимостью от изменения котировок на нефть.

Пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев рассказал журналистам, что компания готова на радикальный революционный шаг: «Наше предложение обязать компании поставлять на переработку на российских НПЗ 17,5% всего добытого сырья, мы хотим дополнить обязательством реализовывать на бирже все полученные из этого объема нефтепродукты».

ЗОЛОТОЙ АКЦИЗ

Уже сейчас доля налогов в цене на бензин - 60 - 70% (см. графику). Ведущий эксперт Союза нефтепромышленников России Рустам Танкаев в интервью «Царьграду» рассказал, что, по его расчетам, всего 20% от цены бензина - расходы на его производство, хранение, транспортировку и продажу. И только 2% от себестоимости бензина идут в доход нефтяникам. Таким образом, нефтекомпании почти не влияют на образование цены на бензин.

Но оставить акциз на прежнем уровне чиновники не готовы.

В то же время о необходимости не повышать акцизы заявили депутаты Госдумы. Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по энергетике Валерий Селезнев отметил, что «увеличение акцизов повлияет на все розничные цены. В сложившейся ситуации для стабилизации цен на моторное топливо нужно как минимум не повышать ставки акцизов в дальнейшем».

КАК БУДЕМ МАНЕВРИРОВАТЬ?

«С 1 января увеличиваются сразу три налога, которые напрямую входят в цену бензина, - отмечает генеральный директор компании «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев. - Самое маленькое повышение цены даст повышение НДС. Это 50 копеек за литр. Налоговый маневр с увеличением НДПИ даст добавку в 1 рубль за литр. Но самое главное - конечно, акциз».

И если сейчас в цене литра бензина доля налогов, включая акцизы, составляет порядка 65%, то с 2019 года государство будет получать уже 71%.

Чтобы компании, прежде всего частные, не переключились полностью на зарубежный рынок, государство рассматривает (правда, лишь с недавнего времени) вопрос о введении экспортных квот.

Но поможет ли это сдержать рост цен? Эксперты не берутся строить прогнозы. Ведь на данный момент, к сожалению, создаются условия для дефицита нефтепродуктов, который, естественно, приведет к скачку цен на топливо.

По данным ЦДУ ТЭК, с начала года существенно выросли экспортные поставки у «ЛУКОЙЛА» - на 67% и Газпрома - на 52% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Кроме того, со второго квартала 2018 года на экспорт бензин Евро-5 стали поставлять «Сургутнефтегаз» и Антипинский НПЗ, принадлежащий компании «Новый Поток». Наименьшая доля экспорта от общего объема производства бензинов у «Роснефти» - 2,6%.

«Мне кажется, что нужно было бы правительству поступиться своими интересами немного и отказаться полностью от акциза на бензин и дизельное топливо, - полагает Танкаев. - Если это сделать, то угрозы рынку тогда не будет. Соответственно, и цены перестанут расти так, как они растут сейчас, ситуация должна успокоиться».