Экономика

Государство договорилось с нефтяными компаниями заморозить цены на бензин. Эксперты считают, что это может быть только временной мерой

Соглашение будет действовать до 31 марта 2019
Артем ЗУБРОВ
Российские нефтяные компании подписали соглашение по стабилизации цен на топливо

Российские нефтяные компании подписали соглашение по стабилизации цен на топливо

Фото: Светлана МАКОВЕЕВА

Вице-премьер правительства РФ Дмитрий Козак сообщил, что все российские нефтяные компании подписали соглашение по стабилизации цен на топливо. Напомним, министерство энергетики, федеральная антимонопольная служба и нефтяные компании согласовали меры, призванные остановить рост цен на бензин. Они условились заморозить стоимость топлива на уровне конца мая — начала июня 2018. Впоследствии ценник будет разрешено поднять только на уровне инфляции. Такой механизм проработает до 31 марта следующего года.

- Мы договорились с компаниями, что действует принцип «один за всех и все за одного», чтобы избежать недобросовестной конкуренции, - отметил Дмитрий Козак. - Если кто-то один не будет выполнять соглашение, вынуждены будем применять системные меры, в частности введение заградительных экспортных пошлин.

Казалось бы, водителям стоит радоваться, ведь на полгода их кошельки вне опасности. Но эксперты утверждают, что такие меры правительства не решают проблему.

ТРЕЙДЕРЫ И НЕЗАВИСИМЫЕ НИ О ЧЕМ НЕ ДОГОВАРИВАЛИСЬ

- Механизм регулирования цен на топливо через соглашение с нефтяными компаниями неправилен, потому что не рыночен. Больше того, полностью функционировать он не сможет, потому что не затрагивает всех участников рынка. Есть мелкие компании, трейдеры, которые занимаются перепродажей бензина — они ни о чем не договаривались, - говорит аналитик нефтяного рынка банка Raiffeisen Андрей Полищук. - Кроме того, подобные методы «ручного управления» негативно сказываются на инвестиционной привлекательности отрасли и даже страны в целом. Допустим, некая китайская компания хочет купить АЗС или нефтеперерабатывающее производство в России. Но рентабельность бизнеса ей не гарантирована, ведь в любой момент может сложиться такая ситуация, что правительству придется искусственно сдерживать цены на рынке. При таком раскладе возникает логичный вопрос, а стоит ли вообще вкладывать деньги в эту отрасль?

ЦЕНЫ ВСЕ РАВНО ВЫРАСТУТ

- Топливное соглашение — мера временная, - подчеркивает независимый эксперт по нефтегазовому сектору ТЭК Дмитрий Лютягин. - Если не будет предложено какого-то постоянного механизма влияния на цену или изменения в налоговом законодательстве, мы увидим одномоментное увеличение стоимости нефтепродуктов на АЗС с момента окончания действия соглашения. Ведь оно не устраняет существующую проблему, а лишь откладывает ее решение. Важно понимать, что в руках у государства мощнейший инструмент, влияющий на ценообразование в отрасли — акцизы. И невозможно одновременно повысить сборы с компаний и остаться с прежней ценой на бензин.

ДОЛЯ ГОСУДАРСТВА В ЦЕНЕ БЕНЗИНА РАСТЕТ

- Мы имеем странную ситуацию. Государство очень хочет зафиксировать цены на заправках, но при этом постоянно повышает акцизы. Кроме того, в рамках налогового маневра растет налог на добычу полезных ископаемых. Получается, что в «постоянной» цене на бензин все больше доля государства и все меньше — компаний, - рассуждает партнер консалтинговой компании RusEnergy, специалист по нефтегазовому рынку Михаил Крутихин. - Доходит до того, что работа на внутренний рынок для нефтяников становится просто нерентабельной. Долго так продолжаться не может. А поскольку государство пока не дает сигналов, что готово умерить свои налоговые аппетиты, цены рано или поздно вырастут. Если правительство продолжит фактически изымать у нефтяников деньги, нынешнее перемирие долго не продержится. Напомню, что на 2019 год запланировано дважды повысить акцизы — 1 января и 1 июля. Долго нести убытки компании не могут, они вынуждены их компенсировать. И даже если чиновники придумают какие-то компенсации для компаний, они будут идти из бюджета, а значит, из кармана налогоплательщиков.

НАЗАД К РАСПРЕДИЛИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

- История свидетельствует, что всякий раз, когда в России случается экономический кризис, за ним следуют волнения на рынке бензина. На пике неурядиц правительство ограничивает цены на топливо, чтобы смягчить последствия кризиса, а потом «забывает» вернуться к рыночным условиям игры, - считает генеральный директор компании «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев. - Но похоже, в этот раз правительство решило ликвидировать рынок бензина и перейти к социалистической системе распределения топлива. Мы видим фактически переход к административному регулированию цен и прямому распределению поставок бензина и дизельного топлива. Как мы знаем, у социализма есть два побочных явления: тотальный дефицит и черный рынок. Уже сейчас торговать топливом легально просто невыгодно. Производство и продажа бензина в среднем приносит убыток в два рубля. За тонну это уже 2,7 тысяч рублей. Очевидно, продавцы и производители сделают все, чтобы уйти с такого рынка. Логическим следствием нынешней ситуации станет снижение дивидендов акционерам нефтяных компаний, заморозка программ реконструкции НПЗ, снижение качества топлива и его производства. В конце концов, если что-то не поменять, мы станем свидетелями банкротства независимых АЗС и дефицит бензина.