Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Звезды27 ноября 2018 22:02

Александр Васильев: Ольга Бузова стала иконой стиля

На Радио «Комсомольская правда» побывал историк моды, коллекционер, телеведущий и театральный художник
Александр Васильев готовится к своему юбилею.

Александр Васильев готовится к своему юбилею.

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

8 декабря Александру Васильеву исполняется 60 лет.

- Знаю, что хорошо выгляжу, но глупо скрывать возраст, когда про тебя написано в Википедии, - не без кокетства начал Васильев. - 16 декабря пройдет мой юбилейный вечер в концертном зале «Зарядье» «Я сегодня в моде». Это будет не только рассказ о жизни и профессии, но и показ коллекции платьев, которую я собрал. Вообще в моей коллекции 65 тысяч единиц. Будет и праздничный концерт мастеров искусств. Звезды балета, оперы, драматические артисты придут меня поздравить. Большинство из них - мои друзья. Кроме того, пройдет презентация моей книги «Фамильные ценности» (см. «Почитаем»).

Не гнушайтесь секонд-хендом

- 5 декабря в 16-м павильоне ВДНХ открывается ваша выставка «Гламур 80-х». Почему вы захотели вспомнить сравнительно недавнюю эпоху?

- На самом деле 80-е были очень давно, больше 30 лет назад. Это эпоха накладных плечей и огромных рукавов, люрекса, стразов, блестящей парчи. Этот стиль снова возвращается в моду. Так что не гнушайтесь магазинами секонд-хенд - там вы найдете много актуальных вещей. Мода 80-х - кричащая, броская, провокационная, в то же время невероятно красивая. Это эпоха Маргарет Тэтчер, Раисы Горбачевой, сериалов «Династия» и «Даллас», когда в моде были властные женщины. Кроме того, любые костюмные выставки пользуются большой популярностью у нас в стране.

Несколько десятилетий мы жили вне контекста мировой моды, в эпоху тотального дефицита. Наши женщины еще не наелись хорошей одеждой. Сейчас мы наверстываем тем, что открываем много дорогих бутиков. У нас много покупателей, готовых потратить большие деньги на наряды. Наши женщины любят красиво и модно одеться еще и потому, что мужчин в России существенно меньше, чем женщин. В острой конкуренции за сильный пол нашим дамам приходится больше ухаживать за собой, чем европейкам.

- Почему же в Европе мужчин больше, чем у нас?

- Там гендерное равенство из-за огромного количества иммигрантов и беженцев, среди которых в основном - активные мужчины. Я знаю множество примеров, когда русские пенсионерки приезжают в Италию или в Испанию и выходят там замуж. Наши женщины гораздо нежнее и кокетливее европеек. Они подкрашиваются, надевают обувь на каблучке, носят юбочки и выглядят очень женственно - на это мужчины клюют в любом возрасте.

Кстати, из-за социальных процессов, которые происходят в Европе, по прежнему моден стиль «беженка»: молодежь ходит в рваных джинсах и дырявой, как будто бы ношеной одежде. Имитации нарочитой нищеты.

По мнению Александра Васильева, именно Ольга Бузова сегодня отражает вкус нашего народа

По мнению Александра Васильева, именно Ольга Бузова сегодня отражает вкус нашего народа

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Зомби у витрин

- Нынешние подростки, как ни странно, в основном парни, одержимы брендоманией. Пройдитесь по самым модным магазинам Москвы, и вы увидите, что у витрин стоят школьники. Не на футбольном поле, не в картинг-клубе, а в ЦУМе проводят свой досуг тинейджеры. Они, как зомби, стоят у прилавков, где кроссовки продаются по 50 - 60 тысяч рублей. И очень напрягают выклянчиванием дорогих шмоток своих родителей. Вы покупаете себе обувь по таким ценам?

- Никогда в жизни! Зачем покупать кроссовки за тысячу долларов?! Во-первых, это резина, а во-вторых, штамповка. К тому же я совершенно не интересуюсь лакшери-брендами. Я покупал для коллекции винтажную обувь 30 - 50-х годов. Самая дорогая пара стоила 375 долларов. Мода - это бизнес. Вот на таких молодых мажорах, о которых вы рассказываете, этот бизнес зарабатывает. Родителям надо научиться говорить своим детям нет. Когда эти дети начнут сами зарабатывать, тогда они эти кроссовки и приобретут. Пусть идут работать!

Брошенные женщины - наше все

- Раньше вы называли иконой стиля Ренату Литвинову, Эвелину Хромченко, Ксению Собчак. Кого сегодня мы добавим в этот список?

- Сейчас моду диктуют популярность в соцсетях, количество лайков и подписчиков в Инстаграме. Молодежь жаждет моментального успеха. Самая успешная в мире шоу-бизнеса - Ольга Бузова, у которой 13 миллионов подписчиков. Народу она нравится. Я не хочу наживать врагов и критиковать ее гардероб. Но именно Бузова сегодня является отражением вкуса нашего народа и иконой стиля для него. Она близка и понятна. Не семи пядей во лбу, но и не дура. В меру вульгарная, но все-таки держится в рамках. У нее во всем усредненный стандарт. Образец обыденности. Ее пример позволяет и другим девушкам, мечтающим прославиться, думать, что и они смогут стать звездой. Тем более Ольга Бузова сумела монетизировать свою популярность в Инстаграме. Это привлекает еще больше. Глядя на нее, люди думают: мы тоже сможем так заработать. И, кроме того, она - разведенка: Бузову бросил муж. Это тоже добавляет ей популярности. В нашей стране любят брошенных женщин и жалеют их.

- Среди мужчин кто, по-вашему, иконы стиля?

- Думаю, самый популярный сегодня - Дмитрий Нагиев. А еще Сергей Шнуров. Я участвовал в его клипе «Ты просто космос, Стас». И это принесло мне много подписчиков в Инстаграме. Инстаграм стал критерием личного успеха. Что делать: мир очень изменчив, но в этом его прелесть. Я рад, что добился такой популярности. Но для этого мне пришлось много работать и заниматься самообразованием. В 60 лет я пожинаю плоды того, что успел посеять.

ПОЧИТАЕМ

Пошел на зов любви и уехал в Париж

Новая книга Александра Васильева называется «Фамильные ценности».

- О чем вы пишите на этот раз?

- У меня вышло три десятка книг о моде. Но впервые пишу об истории моей семьи. Эту книжку можно было бы назвать обретенными мемуарами. Объясню почему. Значительная часть книги - воспоминания моего отца и дяди - художника Александра Павловича Васильева и театрального режиссера Петра Павловича Васильева. Эти воспоминания никогда не публиковались. Они рассказывают о жизни в дореволюционной Самаре, где мой дедушка служил инспектором волжского судоходства. Мой папа много работал с корифеями театральной режиссуры 30 - 60-х годов. Он сделал более 300 спектаклей во МХАТе, Малом и Большом театрах, в Театре им. Моссовета и был очень востребован как сценограф. Свои воспоминания он передал в издательство «Искусство». Это был конец 80-х - начало 90-х годов - лихое перестроечное время. Первый экземпляр рукописи в издательстве потеряли, скорее всего, его попросту выбросили в корзину. И я думал, что мемуары отца пропали навсегда, но однажды познакомился с внучатой племянницей советской кинозвезды Любови Орловой Нонной Голиковой. Она рассказала, что была редактором неопубликованной книги моего отца и у нее дома на антресолях лежит второй экземпляр рукописи. Вот так случайно обнаружились потрясающе интересные и важные для меня мемуары моих предков, которые и легли в основу книги. К ним я добавил свои воспоминания о детстве, юности. Я рассказываю о времени, когда я работал бутафором в театре «Современник», поскольку учился в школе рабочей молодежи. Там, в «Современнике», мне сделали первую запись в трудовой книжке. И там же, в театре, я вступил в комсомол. Принимал меня не кто иной, как Стас Садальский. А рекомендацию давали Анастасия Вертинская и Константин Райкин, который был тогда комсомольским лидером. После окончания Школы-студии МХАТ я год работал в Театре на Малой Бронной в Москве и в 1982 году уехал во Францию.

- Зачем?

- Я был молод и пошел на зов любви. Полюбил девушку, которая уехала во Францию. И чтобы воссоединиться с ней, женился на француженке и уехал в Париж. Это сейчас включается разум при встрече с хорошенькой женщиной. А в молодости я не мог успокоиться. Адреналин бил в голову.